Тема 4. Литературное образования в период русского просвещения.




Тема 2.Становление методики изучения литературных дисциплин.

Вариант тезисного изложения:

Канонические методы и приёмы изучения предметов литературного концентра. Создание грамматик, риторик и пиитик для «элементарной» (начальной), «повышенной» (средней) и формирующейся высшей ступени образования.

Охарактеризуйте методическую ценность канонических приёмов изучения литературных дисциплин, принятых в конце XVII – начале XVIII века: фигуры умолчания; акростиха, использования метрически организованных текстов, элементов театрализации.

Двойная адресность грамматик, риторик и пиитик как фактор формирования преемственности в обучении литературным дисциплинам в конце XVII века.

 

Тема 3. Появление в период петровских реформ государственного заказа на организацию среднего и высшего литературного образования.

Вариант тезисного изложения:

Создание двух моделей обучения литературным дисциплинам – университетской и модели духовной академии. Развитие традиции аккумулирования методики преподавания литературных дисциплин в дидактических трудах. Распространение учебников предметного литературного концентра, новационных по сравнению с учебной книгой предыдущего периода.

1. оцените уровень литературной подготовки в епархиальных, гарнизонных и навигацких школах. К чему приводили значительные отличия в уровнях литературной подготовки учащихся этих школ?Почему была востребована в аспекте литературного образования Новгородская школа?

2. в чём изначальная причина компаративного изучения русской грамматики (выстраивании аналогий с греческим и латинским языками)?

3. оцените воспитательный потенциалрусских букварей начала XVIII века (буквари Ф.Поликарпова и Ф.Прокоповича) и «Грамматикиславенскойв кратце собранной в греко-славенской школе в Великом Новеграде» Ф. Максимова (1723 г.);

4. как развивалась на протяжении XVIII века традиция аккумулирования методики литературных дисциплин в дидактических трудах русских просветителей и педагогов (см.: сочинения И.П. Посошкова, В.Н. Татищева, А.Д. Байбакова)?

 

Тема 4. Литературное образования в период русского просвещения.

Вариант тезисного изложения:

Литературная подготовка в малых и главных народных училищах в период русского Просвещения. Создание университетской модели литературного образования на базе Академического университета и (позднее) Московского университета и подчинённых им гимназий.Процессы развития связей среднего и высшего литературного образования внутри университетской модели высшего литературного образования внутри университетской модели. Учебники литературного концентра М.В. Ломоносова. Сходство в развитии светской и духовной моделей высшего литературного образования. Взаимовлияние учебников предметного литературного концентра и уровня литературной подготовки учащихся средней и высшей ступени.

1. сравните уровень и цели изучения грамматики в главном училище XVIII века и в гимназии. Почему выявленные различия не позволилиучилищам занять место полноценной подготовительной ступени к университету и обусловили в дальнейшем замещение главных училищ классическими гимназиями?

2. как повлияла организация в университете переходного класса на взаимообусловленное преподавание литературных дисциплин в средней и высшей школе?

3. проанализируйте «пропедевтическую» направленность (связывающую содержательно литературные гимназические и университетские дисциплины) учебников М.В. Ломоносова, «Грамматика» и «Риторика»?

4. в чём сходство светской и духовной моделей высшего литературного образования образца второй половины XVIII века?

5. назовите характерные черты первых адресных (для средней и высшей школы) учебников литературного концентра конца XVIII века.

6. почему «низшую конгрегацию» духовной академии можно считать первой моделью непрерывного (от средней к высшей школе) литературного образования?

 

Библиографический список к темам 1-4:

1. Аннушкин В.И. Риторика как учение о речи и русские учебные рукописные риторики // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времён до XVII века. Т.1. М.: Педагогика, 1989. С. 206-213.

2. Бабкин Д.С. Русская риторика начала XVII в. // Труды отд.древнерус. литературы Ин-та рус.лит. VIII. М. - Л.: Изд-во Акад. наук. 1951. С. 326-353.

3. Байбаков А.Д. (Апполос). Грамматика, руководствующая к познанию славено-российского языка. Печатана в Тип.Киевопечёрския Лавры, 1794. 168 с.

4. Байбаков А.Д. (Апполос). Общий способ учения для всякого состояния свободных людей // В кн.: Роспись московских церквей, соборных, монастырских, ружных, приходских, предельных и домовых. М., В универ. типографии Н. Новикова, 1781. С. 1-28.

5. Байбаков А.Д. (Апполос). Правила пиитическия, о стихотворении российском и латинском. В пользу юношества обучающагосяпоезии в Московской славено-греко-латинской академии и для всех российскаго стихотворения любителей. - 3-е изд. Москва: Унив. тип. «У Н. Новикова», 1785. 175 с.

6. БрайловскийС.Н. Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов, директор Московской типографии // ЖМНП 1894. № 9-11. С. 212-245.

7. БрайловскийС.Н. Филологические труды ЕпифанияСлавинецкого // Русский филологический вестник. 1890. №2. С. 236-250.

8. Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М.: Московская городская типография. Ч. 1. 1884. 1383 с.

9. Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М.: Московская городская типография. Ч. 2. 1891. 1607 с.

10. Забелин И.Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки. М.: В университетской типографии. 1887. 24 с.

11. КаптеревН.Ф. О греко-латинских школах в Москве в XVII веке до открытия Славяно-греко-латинской Академии // Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за 1889 год. Часть 44. М.: Типография М. Волчанинова, 1889. С. 588-679.

12. ЛихудСофроний. Риторика / в переводе иеродиакона КозьмыСвятогорского. РГБ, ОР.: Ф.310, №1013. 1698. 213 л.

13. ЛихудСофроний. О силе риторической. РГБ, ОР.: Ф. 256, №245.237 л.

14. Логика и риторика, кратким и для детского возраста удобопонятным образом расположенные, изъясненные и в пользу юношества, изданные А.Н. Спб., 1790. 92 с.

15. Ломоносов М.В. Краткое руководство красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочинённая в пользу любящих словесные науки //. Полн. собр. соч. в 11-ти тт.; Изд. Академии наук СССР. М.-Л. 1957. Т. 7. С. 89-379.

16. Ломоносов М.В. Ответы на замечания И.З. Фишера и С.К. Котельникова относительно «Предположений об устройстве и уставе Петербургской Академии». 1764 г. // Полн. собр. соч. в 11-ти тт.; Изд. Академии наук СССР. М.-Л. 1957. Т.10. С. 93-132.

17. Ломоносов М.В. Проект регламента Академии Наук 1764 г. // Полн. собр. соч. в 11-ти тт.; Изд. Академии наук СССР. М.-Л. 1957. Т.10. С. 85-93.

18. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений в 11-ти тт.; Т. 7. Труды по филологии. 1739-1758 / Изд. Академии наук СССР. М.-Л., 1952. 995 с.

19. Ломоносов М.В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. в 11-ти тт.; Изд. Академии наук СССР. М.-Л. 1957. Т. 7. С. 389-578.

20. ЛудольфГ.В. Русская грамматика. Оксфорд 1696. Пер. и вступ. статья Б.А. Ларина. Л.: Изд-е НИИ языкознания. 1937. 167 с.

21. Майков Л.Н. Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий. Спб.: Издание А.С. Суворина, 1889. 434 с.

22. Майков Л.Н. Симеон Полоцкий //Очерки из истории русской литературы XVII и XVIII столетий. Спб.: Издание А.С. Суворина, 1889.С. 1-162.

23. Максимов Фёдор Грамматика славенская вкратце собранная в грекославенской школе в Великом Новгороде. Спб., Троицкий Александроневский монастырь, 1723. 422 с.

24. Моисей (Гумилевский М.) Разсуждение о вычищении, удобрении и обогащении российскаго языка. Москва: В Типографии компании типографической, 1786. 30 с.

25. Мордовцев Д.Л. О русских школьных книгах XVII века // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1861. октябрь - декабрь. Кн.4. М.: В университетской типографии. 1861. С. 1-102.

26. Мордовцев Д.Л. Сочинения: В 2 т. / Сост., подгот. текста и коммент. Ю. В. Лебедева. Т. 2. М.: Худож. лит., 1991. 508 с.

27. Полоцкий С. Букварь языка словенска. Москва: ТипографияВерхняя. 1679. 160 л.

28. Посошков И.Т. Завещание отеческое к сыну. Открыто и издано А. Поповым. М., Типография А.И. Мамонтова и Кº, 1873. 247 с.

29. Посошков И.Т. Отеческое завещательное поучение посланному для учения в дальние страны юному сыну, писанное в 1708 году.// В кн. Россиянин прошедшего века или Предложение И. Посошкова боярину Ф. А. Головину 1701 года. М., 1793. 130 с.

30. Сырейщиков Е. Б. Краткая Российская грамматика, изданная для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующая императрицы Екатерины Вторая. Спб., 1787. 57 с.

31. Татарский И. Симеон Полоцкий (его жизнь и деятельность). М.: Типография М.Г. Волчанинова. 1886. 342 с.

32. Татищев В.Н. Разговор о пользе наук и училищ. М., В Университетской типографии. 1887. 159 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: