1)Во внутренней политике России второй половины 19 века выделяется три этапа:
- 2 половина 50х – начало 60х годов - подготовка и осуществление крестьянской реформы
-60-70е г. проведения либеральных реформ
-80-90е г. экономическая модернизация, укрепление государственности и соц.стабильности традиционными консервативно-административными методами
Крестьянская реформа: - подготовкой крестьянской реформы занимался Главный комитет по крестьянскому делу. 19 февраля 1861 г. был опубликован Манифест об отмене крепостного права.
- крестьянин освобождался от личной опеки помещика, мог владеть имуществом, заключать сделки
- вместе с тем, личная свобода крестьянина огранич. сохран. общины
- при освобождении крестьянам предоставляли наделы земли, которые на 20% были меньше тех участков, которыми они пользовались при крепостном праве
- за землю крестьяне должны были выплатить помещикам выкуп, величина которого в 1.5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80% выкупа помещикам выплачивало государство
- крестьяне в течении 15 лет должны были выплачивать денег государству с процентами
Городская реформа 1870 г:
- городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления
-распорядительные функции теперь возлагались не на всё городское общество, а наего представительные органы – думу
- выборы в думу происходили раз в 4 года
- число гласных в думе было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе – от 30 до 72 человек
- в столичных думах гласных было немного больше: в Московской – 180, Петербургской – 252
- на заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления – управа и городской глава, который был председателем одновременно исполнит. и распорядит. органов
|
Судебная реформа 1864 г: - новый суд строился на бессословных началах, были провозглаш. несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей
- мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа свыше 300р, ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года
- при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматр. институт присяжных заседателей. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть поданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не наход. под судом и следствием, не исключ. из службы по суду и не подверг. общественному осуждению, не наход. под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в дачном уезде не менее 2 лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз
- второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассматр. в окружных судах без присяжных
Реформа образования: - в 1860-е годы проходила реформа образования. В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в университеты
|
-
В 1863 г. был воссоздан университетский устав 1803 г., по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов и тд;
- в 1869 г. в России были созданы первые женские учебные заведения – Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран
Военная реформа:- в 186-1870х годах в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне.
- сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет, позже отменили телесные наказания в армии. Было создано 15 военных округов со своим управлением, подчин. лишь министру. В соотв. с процессом реформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академии для подготовки среднего и высшего командного состава.
- Крымская война показала, что регулярная армия, основ. на рекрутских наборах не может противостоять буржуазным армиям европейских государств.
- 1 января 1874 г. был издан Манифест о всеобщей воинской повинности. Одновременно был издан Устав о воинской повинности.
2) Могут быть названы причины установления «боярского правления»:
1) стремление бояр овладеть престолом
2) стремление оказать влияние на несовершеннолетнего великого князя Ивана IV
3) незавершенность процесса централизации
Причины установления «боярского правления»:
-малолетство Ивана IV;
-стремление боярских группировок к власти;
-незавершенность процесса централизации.
2. Последствия:
-ослабление центральной власти;
-расхищение казны;
-недовольство населения усилившимся произволом бояр;
-формирование у Ивана IV таких черт, как мстительность, жестокость, подозрительность и т. д.