Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» городского округа город Мантурово
Объединение декоративно-прикладного искусства «Нериаж»
Занятие №1.1 «Костромская гончарная утварь. Подготовка изделий к глазурованию после термообработки».
Теоретическая часть: Обжиг изделия, не покрытого глазурью, называется сырой, или бисквитный. При этом глина приобретает необходимую пористость, которая помогает поглотить достаточное количество нанесённой в дальнейшем глазури. В течении этого предварительного обжига температура должна поддерживаться примерно на уровне 150 в течении 2х часов – это первая фаза (процесс сушки). При этом из керамической массы испаряется вода.
Продолжительность второй фазы составляет 2 часа – температура поддерживается от 200 до 400 удаляются органические вещества, присутствующие в глине. Если этот процесс пойдёт слишком быстро, то гончарные изделия из-за большой влажности или наличия воздушных пузырей могут разрушиться.
Продолжительность третьей фазы составляет ещё 2 часа. Эта стадия обжига протекает при температуре 400-600 Глиняное тесто полностью дегидратируется (обезвоживается). Меняется степень расширения керамической массы. При слишком быстром повышении температуры стенки керамики также могут разрушиться.
Продолжительность четвёртой фазы от 10 мин. до часу – от 600 до 800 . С материалом ничего не происходит (перерыв в работе).
Продолжительность пятой фазы около полутора часов. Температура поддерживается между 800 и 1000 . Затем температуру медленно повышают до 900- 960 . Это стадия бисквитного (сырого) обжига.
|
К лому и расколу стенок керамики при обжиге, п омимо не вполне правильно установленной программы, может привести и некачественное глиняное сырьё - наличие в глиняном тесте инородных вкраплений в виде камушков разного размера. Наличие их в изделии ведёт в лучшем случае к микротрещинам или же полному разрушению сосуда, уже не подлежащего ремонту и склеиванию.
Как видно к расколу изделия при обжиге может привести несколько причин, я бы сказала их достаточно много:
- наличие посторонних примесей
- недостаточный промин глиняного теста
- наличие воздушных пузырей в глине
- неправильный обжиг (или установленная программа обжига)
- слишком жирная или слишком тощая глина
Увидев не совсем приятные результаты обжига, не нужно расстраиваться, а сделать всё возможное для восстановления первоначального вида слепленного сосуда или скульптуры, просто игрушки.
Для начала рассмотрим процесс реставрации первого вылепленного нами гончарного изделия в Костромского промысла. Как видно плошка, прошедшая стадию термообработки, не вдохновит новичка (да и не новичка также), но не будем отчаиваться, выбросить изделие мы всегда успеем, займёмся ремонтом этого гончарного сосуда. Практическая часть:
Замечу, что деформация и частичный разрыв плошки произошёл ещё во время сушки изделия. Стенки и донышко имели не одинаковую толщину, необходимо было изолировать (прикрыть, завернуть плёнкой) наиболее тонкие части тарелки, через некоторое время после подсушки наиболее толстых деталей, открыть тонкие и досушивать изделие при комнатной температуре, избегая сквозняков и находящихся поблизости источников тепла (печь, батарея, кондиционер и т. д.).
|
Для ремонта изделий нам не понадобятся специальные скульптурные инструменты, достаточно иметь:
- Наждачную бумагу (шкурку) желательно крупнозернистую для зачистки поверхности изделия.
- Краску малярную (акриловую, вододисперсионную, водоэмульсионную), которая после высыхания приобретает достаточно плотную структуру и может служить материалом для замены отколовшихся мелких частей изделия. В то же время она поддатлива к зашкуриванию и излишнее её нанесение можно снять наждачной бумагой.
- Сварка холодная (пластилин) для заполнения утерянных, разрушившихся участков изделия достаточно большого размера.
- Клей эпоксидный или иной для склеивания керамики.
Отбракованные сосуды восстанавливаем, но они уже не имеют практического назначения, хранить и принимать пищу из них нелья.
- Трещины больших размеров заполнить клеем (холодная сварка) или же пластилином. Смотрим, чтобы замазка немного не доходила до поверхности стенок, в противном случае выступающую над стенками сосуда «сварку» очень сложно сошкурить, чтобы выровнять имеющуюся боковую плоскость.
- Мелкие трещины или иные сколы залить краской малярной (акриловой, вододисперсионной и др.), густота которой позволит проникнуть ей в небольшие трещины.
- В случае имеющейся «сетки мелких трещин», краску можно разбавить водой, жидкая грунтовка лучше попадёт в неглубокие пустоты.
- После высыхания заделанного в трещины материала обработать поверхность наждачной бумагой. Лишняя краска легко снимется со стенок гончарного изделия.
Глазурование сосуда будем производить на следующем занятии.