3 класс, 102 ч. (3 ч. в неделю)
Автор учебника В.А.Лазарева
Учебник «Литературное чтение» в 2 книгах
№ п/п | Дата | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты | ||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | Коррекция | ||||
Часть I Осенние странички 6ч. 1. Воспоминания о лете. Изображение осени в искусстве: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев. | Как работать с учебной книгой? Что подарило нам лето? Что ждать от осени? | Герои произведения. | Уметь понимать значимость композиционной организации и художественного языка литературного текста (стихотворения) как средств художественной выразительности, способов создания эмоционального настроения, характеристики внутреннего мира лирического героя. | ПУУД: ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). РУУД: в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Познавательная мотивация ученика. | |||
2. Г.А. Ладонщиков. «Верная примета», А.К. Толстой "Осень". | Какие особенности стихотворной и прозаической речи? | Тема, идея произведения, части текста. | Уметь чувствовать не только сюжетную сторону текста, но и ту эмоциональную атмосферу; которая в нём создаётся; сравнивать характеры героев. | ПУУД: ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков. РУУД: организовывать своё рабочее место; устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре. КУУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета. | Осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к красоте природы. | |||
3. Зрительный образ, способы его создания и передачи читателю. С.А. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы..." | Как определить время событий описанных в произведении? | Тема, идея стихотворения. | Уметь видеть контраст и понимать смысл его использования в художественном произведении | ПУУД: знакомиться с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями. РУУД: организовывать своё рабочее место; устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре. КУУД: владеть диалоговой формой речи. | Познавательная мотивация учения. | |||
4. Картины осени в поэзии. Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..." | Как нарисовать картину природы с помощью словесных методов, основываясь на собственном опыте? | Тема, идея стихотворения, герои, их настроение. | Знать, как используются в поэтическом и прозаическом текстах различные художественные приёмы (смена лексики, приём контраста и звукописи) как авторы создают особый эмоциональный строй текста. | ПУУД: сравнивать произведения и их героев. РУУД: вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
5. Работа по картине И.С. Остроухова "Золотая осень". | Почему такое название картины? | Картина, художник, главный герой картины. Понятие образа. | Уметь продолжить линию сравнительного анализа языка разных видов искусств: прозы и живописи. | ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справоч-ные материалы учебника; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. РУУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника. КУУД: высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к увиденному. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
6. Развитие речи. Золотая осень в живописи. Сочинение по картине И.С. Остроухова "Золотая осень". | Как можно передать своё настроение? | Картина, художник, главный герой картины. Понятие образа. | Уметь осознать чувство прекрасного в произведениях как эстетическое чувство. | ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справоч-ные материалы учебника; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы. КУУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; внимательно слушать собесед-ника и понимать его высказывание. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
Глава I. "Народные сказки" 18ч. Волшебные сказки 7ч. 1. Анализ сочинений. Вхождение в мир русской народной сказки. А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный...". | Что такое сказка? | Понятие сюжета: завязка, кульминация, развязка. | Уметь ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них, создавать условия для сравнения характеров героев. | ПУУД: выделять существенную информацию из небольших читае-мых текстов; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного; объяснять смысл названия произведения. | Познавательная мотивация учения. | |||
2. Чудо как главный признак волшебной сказки. "Баба Яга". | Какие бывают сказки? | Поэзия, проза, сказка. | Уметь ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них, создавать условия для сравнения характеров героев. | ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника. РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем. | |||
3. Воплощение в сюжете сказки представлений о неодолимости добра, возмездие за зло. "Баба Яга". | Что такое добро и зло? | Понятие сюжета: завязка, кульминация, развязка. | Уметьисследовать характеры героев литературных произведений. | ПУУД: сравнивать литературные произведения по жанру, героев разных произведе-ний по характеру, поступкам. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов; вносить необходи-мые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного; высказывать своё эмоционально-ценностное отно-шение к героям произведений, к их поступкам. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
4. Особенности построения сюжета сказки. "Сивка-бурка". | Можно ли назвать сказку волшебной? | Интонация, ритм, стиль. | Уметьисследовать характеры героев литературных произведений. | ПУУД: выделять существенную информацию из небольших читае-мых текстов; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Способность к самооценке. | |||
5. Способы создания образа героя в волшебной сказке. "Сивка-бурка". | Как понять эмоционально-нравственные переживания героев? | Понятие сюжета: завязка, кульминация, развязка. | Знать что такое художественный образ. | ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы. КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, своей семьи. | |||
6. Воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве. "Бой на Калиновом мосту". | Как правильно поставить вопрос к тексту? | Жанры произведений. События, составляющие основу произведения. | Уметь понимать сюжетную сторону текста, эмоциональную атмосферу, сравнивать характеры героев. | ПУУД: выделять существенную информацию из небольших читае-мых текстов; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: объяснять смысл названия произведения. | Способность к самооценке. | |||
7. Воплощение в характере положительного героя народных представлений о силе и красоте. "Бой на Калиновом мосту". | Что такое пересказ? | Художественные приёмы: сравнение, контраст, преувеличение. | Уметь понимать сюжетную сторону текста, эмоциональную атмосферу, сравнивать характеры героев. | ПУУД: сравнивать литературные произведения по жанру, героев разных произведе-ний по характеру, поступкам. РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы | Положительное отношение к урокам литературного чтения. | |||
Бытовые сказки 5 ч. 1. Реальность, обыденность как основа бытовой сказки. "Дочь - семилетка". | От какого имени можно пересказать сказку? | События, характер героя, характер произведения. | Уметь выявить жанровые особенности сказки (реальность происшествия, развитие действия); обнаруживать в тексте чувства и мотивы, которые движут поступками героев. | ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; РУУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника. КУУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; внимательно слушать собесед-ника и понимать его высказывание. | Осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, своей семьи. | |||
2. Победа "простых" и бедных над "умными" и богатыми. "Дочь - семилетка". | Как передать эмоциональное состояние героя при чтении? | Главный герой, сюжет, итог. | Уметь установить, как автор произведений затрагивают серьёзную проблему взаимоотношений взрослых и детей, детей и родителей | ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника. РУУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника. КУУД: высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведений, к их поступкам. | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем. | |||
3. Здравый смысл, смекалка, хитрость - основы непобедимости героя. "Каша из топора". | Любую ли сказку можно прочитать по ролям? | Сюжетные линии в сказке. | Уметьисследовать характеры героев литературных произведений. | ПУУД: сравнивать произведения и их героев. РУУД: вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
4. Развитие речи. Сочинение сказки. | Как влияет интонация на смысл высказывания? | Тема, идея сказки, план. | Уметьсоставлять текст по плану. | ПУУД: выделять существенную информацию из небольших читае-мых текстов; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, своей семьи. | |||
5. Анализ сочинений. | Для чего необходимо выдерживать паузу при чтении? | Тема, идея сказки, настроение героев, ритм прочтения сочинения. | Уметь показать сходство и различие подходов к пересказу сказки. | ПУУД: сравнивать произведения и их героев. РУУД: вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного; объяснять смысл названия произведения. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. | |||
Сказки разных народов 6ч. 1. «Бедняк и богач» - литовская сказка. | Какая связь существует между названием произведения и его содержанием? | Прозаические образы, созданные народами разных стран. Сравнение в сказке. | Уметь анализировать язык разных народов. | ПУУД: сравнивать произведения и их героев. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов. КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного. | Осознание своей принадлежности народу, стране. | |||
2. «Кукушка» - ненецкая сказка. | Кому адресована сказка? Какие уроки может извлечь читатель? | Тема, идея произведения, настроение героев, значение слов. | Уметьвыявить главные особенности научного и художественного текста. | ПУУД: высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведений, к их поступкам. РУУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника. КУУД: выслушивать друг друга, договари-ваться, работая в паре;участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, своей семьи. | |||
3. «Ах» и «Ох» - узбекская сказка. | Кого из героев русских сказок вам напоминает Ходжа Насреддин? | Тема, идея произведения, настроение героев, значение слов. | Уметьвыявить главные особенности научного и художественного текста. | ПУУД: знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями; группировать литературные произведения по жанрам;сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: понимать цель выполняемых действий; оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
4. Характер героя, обусловленный национальными особенностями. "Земляника под снегом"-японская сказка. | Почему у разных народов есть сказки с похожими сюжетами? | Тема, идея произведения, настроение героев, ритм прочтения сказки. | Знать, как используются в поэтическом и прозаическом текстах различные художественные приёмы (смена лексики, приём контраста и звукописи) как авторы создают особый эмоциональный строй текста. | ПУУД: знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями; группировать литературные произведения по жанрам;сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: выслушивать друг друга, договари-ваться, работая в паре. | Внимание к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков. | |||
5. Представление народа о счастье, долге и справедливости. "Земляника под снегом". | Что такое долг, справедливость? | Текст, части текста, план. | Уметь понимать сюжетную сторону текста, эмоциональную атмосферу, сравнивать характеры героев. | ПУУД: сравнивать произведения и их героев. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов. КУУД: высказывать своё эмоциональное ценностное отношение к героям произведений, к их поступкам. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. | |||
6. Урок-праздник "В свете есть такое чудо". | Что интересного в школьной жизни? В настоящей жизни происходит ли чудо? | Виды текстов. Описание, рассуждение, повествование. Инсценировка. | Уметь создавать новый художественный образ в коллективной работе. | ПУУД: выделять непонят-ные слова и находить их значение в толковом словаре учебника (под руководством учителя). РУУД: понимать цель выполняемых действий; оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника. КУУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | Положительное отношение к урокам литературного чтения. | |||
Глава II. "Преданья старины глубокой"18ч. Былины 4ч. 1. Язык, напевность, ритм былин. "Илья Муромец и Соловей-разбойник" | Что такое былина? | Сюжет, жанр произведения. | Уметь открыть смысл такого художественного приёма, как олицетворение на примере анализа поэтического и живописного образа. | ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника. РУУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника. КУУД: высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведений, к их поступкам. | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем. | |||
2. Отражение в былинах народных представлений. "Добрыня Никитич и Змей" | Похожа ли былина на рассказ или сказку? | Тема, идея произведения, рифма, настроение героев, ритм прочтения былины. | Уметьисследовать характеры героев литературных произведений. | ПУУД: сравнивать произведения и их героев. РУУД: вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
3. Былины, как исторические памятники народного поэтического творчества. "Алёша Попович и Тугарин Змеевич" | Как народ относится к былинным героям? | Рассказ, былина, пословица. | Знать специфику художественного, научно-популярного, поэтического текстов. Уметь находить композицию произведений, отличать наличие и отсутствие сюжета | ПУУД: знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями; группировать литературные произведения по жанрам;сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: понимать цель выполняемых действий КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
4. Обобщающий урок о былинах. | В современной жизни кого мы можем назвать богатырями? | Сравнение, сопоставление. | Знать, что такое целостность художественного образа. | ПУУД: высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведений. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов. КУУД: выслушивать друг друга, высказывать своё мнение. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
Мифы 9ч. 1. Отражение в мифах жизни и нравственных представлений древних людей. "Подвиги Геракла. Лернейская гидра". | Что такое миф? | Тема, идея произведения, рифма, настроение героев, ритм прочтения. | Уметь ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них, создавать условия для сравнения характеров героев. | ПУУД: выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы. КУУД: объяснять смысл названия произведения. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
2. Древнегреческие мифы. Взаимоотношения людей и богов. | Что общего в мифах о богах и о героях? | Тема, идея произведения, рифма, настроение героев, ритм прочтения. | Уметь понимать сюжетную сторону текста, эмоциональную атмосферу, сравнивать характеры героев. | ПУУД: выделять существенную информацию из небольших читае-мых текстов; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного; объяснять смысл названия произведения. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
3. Обобщающий урок о древнегреческих мифах. | Как наши предки представляли себе происхождение и строение мира? Что сейчас мы можем сказать об этом? | Главная идея былин. | Уметь отвечать на вопросы, поставленные к тексту, выборочно прочитывать часть текста, являющуюся ответом на вопросы. | ПУУД: знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями; группировать литературные произведения по жанрам;сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: понимать цель выполняемых действий КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Осознание красоты окружающего мира; красоты природы своей Родины; эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
4. Славянская мифология о героях и их подвигах. "Святогор - древний хранитель мира", "Перун - сын Сварога". | Как передать при чтении состояние персонажа? | Тема, идея, главная мысль произведения, настроение героев, их поступки. | Уметь составлять план по прочитанному произведению, выделяя главную мысль каждой части. | ПУУД: сравнивать произведения и их героев. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов. КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
5. Славянская мифология. Взаимоотношения людей и богов. "Лада - богиня любви и красоты". | Как доказать свою точку зрения? | Рассказ, пересказ, план, части текста. | Уметь по проявлениям и деталям воссоздавать возраст и характер героев рассказа, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения. | ПУУД: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, репродукций картин. РУУД: понимать цель выполняемых действий КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей | |||
6. Изучение славянской мифологии. "Духи - хозяева". | Что вы знаете о древнейших верованиях наших предков? | Сравнение, сопоставление. | Уметь ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них, создавать условия для сравнения характеров героев. | ПУУД: высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведений. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов. КУУД: выслушивать друг друга, высказывать своё мнение. | Осознание красоты окружающего мира; красоты природы своей Родины. | |||
7. Контрольная работа. | Как определить история это былина или сказка? | Монолог, диалог, пауза, ритм. История, былина, сказка. | Уметьисследовать характеры героев литературных произведений. Уметь дополнить текст, сделать вывод. | ПУУД: выделять непонят-ные слова и находить их значение в толковом словаре учебника (под руководством учителя). РУУД: понимать цель выполняемых действий; оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника; КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного. | Осознание красоты окружающего мира; красоты природы своей Родины. | |||
8. Анализ контрольной работы. | Как пересказать произведение кратко, развёрнуто? Как закончить текст, определив правильно сюжет? | Виды текстов. Описание, рассуждение, повествование. | Уметь анализировать новый художественный образ в коллективной работе, затем в своем сочинении диалога, монолога. | ПУУД: ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). РУУД: в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материа-ла, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Познавательная мотивация ученика. | |||
9. Музейная страничка. О. Э. Мандельштам "Примус". | Как мы должны жить в нашем мире? Как мы относимся к истории нашей страны? | Экспонат, реликвия, музей. | Уметь понимать сюжетную сторону текста, эмоциональную атмосферу. | ПУУД: ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков. РУУД: организовывать своё рабочее место; устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре. КУУД: соблюдать простейшие нормы речевого этикета. | Осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, своей семьи. | |||
Зимние странички 5ч. 1. Изображение зимы в искусстве. Б.Л. Пастернак «Снег идёт», А.С. Пушкин «…В тот год осенняя погода…» | Как поэты рисуют картины зимы? | Тема, идея стихотворения, рифма, настроение героев, ритм прочтения стихотворения. | Знать, как используются в поэтическом тексте различные художественные приёмы (смена лексики, приём контраста и звукописи) как авторы создают особый эмоциональный строй текста. | ПУУД: знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями. РУУД: организовывать своё рабочее место; устанавливать и соблюдать очерёдность действий, работая в паре. КУУД: владеть диалоговой формой речи. | Познавательная мотивация учения. | |||
2. Т.Г.Авлова «Снег по области пройдет…» | Что такое пейзаж? | Тема, идея стихотворения, рифма, настроение героев, ритм прочтения стихотворения. | Уметь понимать сюжетную сторону текста, эмоциональную атмосферу. | ПУУД: сравнивать произведения и их героев. РУУД: вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
3. Единство изобразительного и выразительного начал. С. Я. Маршак "Как поработала зима!", Работа по картине М.В.Добужинского «Домик в Петербурге». | Почему такое название картины? Как понять главную мысль художника? | Тема, идея стихотворения, рифма, настроение героев, ритм прочтения стихотворения. Картина, художник, главный сюжет картины. | Знать, как используются в поэтическом тексте различные художественные приёмы (смена лексики, приём контраста и звукописи) как авторы создают особый эмоциональный строй текста. | ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справоч-ные материалы учебника; выделять существенную информацию из небольших читае-мых текстов. РУУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника. КУУД: высказывать своё эмоционально-ценностное отношение к героям произведений, к их поступкам. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
4. Зимние картины природы в поэтических произведениях. А.А. Фет "Печальная берёза", С.А. Есенин "Береза". | Похожи ли стихотворения А.А.Фета и С.А. Есенина? | Тема, идея стихотворения, рифма, настроение героев, ритм прочтения стихотворения. | Уметь выразительно читать стихотворение, участвовать в диалоге о прочитанном стихотворении. | ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справоч-ные материалы учебника; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы. КУУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; внимательно слушать собесед-ника и понимать его высказывание. | Понимание соотношения поступка и внутреннего состояния человека, нравственное содержание поступков. | |||
5. Обобщающий урок по зимним страничкам. | Можно ли по названию стихотворения определить его главную мысль? | Стихотворение, внутреннее состояние поэта, эстетические взгляды в произведении. | Уметь ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них, создавать условия для сравнения картин природы. | ПУУД: выделять существенную информацию из небольших читае-мых текстов; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного; объяснять смысл названия произведения. | Познавательная мотивация учения. | |||
Глава III. «Авторские сказки» 11ч. 1. Автор - рассказчик, авторские оценки в тексте. Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик" | Как вы понимаете название произведения? | Текст, заглавие текста, главный герой, внутреннее состояние героя. | Уметь составлять план по прочитанному произведению, выделяя главную мысль каждой части. | ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника. РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем. | |||
2. Проявление авторской воли в сюжете сказки, финале и названии. Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик". | Как автор относится к герою? | Текст, заглавие текста, главный герой, внутреннее состояние героя. | Уметь выделять разные сюжетные линии в тексте рассказа, исторические события, описанные в рассказе. | ПУУД: сравнивать литературные произведения по жанру, героев разных произведе-ний по характеру, поступкам; выделять непонят-ные слова и находить их значение в толковом словаре учебника (под руководством учителя). РУУД: осуществлять контроль правильности, выразительности чтения текстов; вносить необходи-мые дополнения, исправления в свою работу. КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного; высказывать своё эмоционально-ценностное отно-шение к героям произведений, к их поступкам. | Эмоциональное отношение к собственным переживаниям и переживаниям других людей. | |||
3. Подробность как признак литературной сказки. Г. Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик". | Как определить сказка это или рассказ? Чему учит этот сказка и кого? | Текст, тема, основные события, поступки героя. | Уметьисследовать характеры героев литературных произведений. | ПУУД: выделять существенную информацию из небольших читае-мых текстов; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. РУУД: оценивать правильность выполнения задания, высказывание собеседника. КУУД: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Способность к самооценке. | |||
4. А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". | Как определить главную мысль сказки? | Характеристика поступкам главного героя. | Уметь по проявлениям и деталям воссоздавать возраст и характер героев рассказа, отслеживать развитие их характера; проводить сравнительный анализ себя с героями произведения. | ПУУД: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. РУУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы. КУУД: отвечать на вопросы по содержанию текста, задавать вопросы для уточнения непонятного; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям своего народа, своей семьи. | |||
5. Способность авторской фантазии одухотворять, очеловечивать мир природы. А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". | Какое настроение вызывает у вас чтение сказки? |