ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(4-7 ЛЕТ) «ДОШКОЛЕНОК»
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста.
Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов.
Основная идея данной программы заключается в том, что она предполагает пять блоков развития и предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Эта программа для детей от 4-7 лет, которым важно оценить и осознать свои сильные и слабые стороны, сформировать уверенность в себе и своих способностях, развить навыки успешных социализации и коммуникаций, научиться понимать себя и преодолевать барьеры знакомства со свертниками, родителями, педагогами и с другими людьми, а также освоить приёмы успешной самопрезентации.
Что дает детям прекрасную адаптацию в социуме в стенах детского сада, школы и создание положительного эмоционально-личностного фона в жизни дошкольников в целом.
Цель: Создание условий для естественного психологического формирование адекватной самооценки, своего я в этом мире и гармоничного развития таких сфер как личностная, социальная, коммуникативная, эмоционально-волевая и интеллектуальная, для формирование адаптации в социуме и навыков сотрудничества между детьми и взрослыми.
Задачи:
1. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, поняв свои сильные и слабые стороны.
2. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций. Понимание своего и чужого эмоционального состояния, выражая при этом сочувствие, сопереживание, через знакомство с эмоциями «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость» итд
3. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения, со сверстниками и взрослыми, через позитивный настрой детей на совместную работу в группе.
4. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
5. А также формирование позитивной мотивации, к обучению создавая положительный эмоциональный фон на занятиях иснятию мышечного напряжения
6. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Основа программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Чем и как может, будут полезны занятия?
Это увлекательный, эффективный способ психологической помощи, основанный на игре.
Наши занятия направлены на узнавание себя, чувств, сенсорных ощущений, знакомство со своим телом и умение управлять им, что позволит укрепить чувство собственного «Я», стать опорным, обрести уверенность в себе, самостоятельность и самоконтроль.
На занятиях мы:
- Играем, Разговариваем, обсуждаем
- Рисуем
- Лепим из пластилина,
- Сочиняем и разыгрываем истории, сказки
- Играем с песком, водой
- Слушаем музыку и откликаемся на нее и …. многое, многое другое.
- И, конечно, играя, учимся общаться и дружить.
Эта программа создана для детей от 4-7 лет, которым важно оценить и осознать свои сильные и слабые стороны, сформировать уверенность в себе и своих способностях, развить навыки успешных социализации и коммуникаций, научиться понимать себя и преодолевать барьеры знакомства со свертниками, педагогами и с другими людьми, а также освоить приёмы успешной самопрезентации.
Что дает детям прекрасную адаптацию в социуме в стенах детского сада и школы и создание положительного эмоционально-личностного фона в жизни дошкольников в целом.
И состоит из восьми блоков тренинговых занятий, таких как:
1. «Знакомьтесь, это Я» - Развитие и коррекция эмоционально личностной сферы психики. Снятие барьеров в общении и эмоционального мышечного напряжения, – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, понимая свои сильные и слабые стороны.
2. «Учимся общаться» - развитие коммуникативных способностей. Развитие уверенности в себе, раскованности. Помощь в развитие взаимоотношений детей и способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое настроение, что способствует повышению эмоционального тонуса и снижению психического напряжения.
3. «Давайте жить дружно» - Развитие навыков преодоления конфликтов. Коррекция поведения агрессивных детей, снижение агрессии. Воспитание доброты, уважения к сверстникам, желания видеть в людях хорошее и не стесняться говорить об этом.
4. «Мир – эмоций»- Введение ребенка в мир человеческих эмоций. Понимание своего и чужого эмоционального состояния, выражая при этом сочувствие, сопереживание, через знакомство с эмоциями «радость», «грусть», «удивление», «страх», «злость» итд
5. «Самые умные детки »- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения. развитие слухового восприятия, совершенствование внимания.
6. «Мы все уникальны и талантливы» Формирование положительной мотивации к саморазвитию и проявлению своего «Я» и к развитию своих проявлений, способностей и талантов; Воспитание понимание ценности каждого человека. Уметь слушать друг друга.
7. «Мы знаем правила социума!»- Коррекция поведение ребенка и обучение умению подчиняться определенным правилам и навыка выполнять поручения. Произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
8. «Мы самые родные люди!» Создание позитивного эмоционального настроения, усиление психологических связей, активизации самодоверия и ощущения единения между детьми и родителями.
З анятия проходят в игровой форме, 2 раза в неделю.
(по 1 часу) в течение года в группах и индивидуально.
ПРОБЛЕМЫ: Перед поступлением в школу и в первый период обучения у детей часто обнаруживаются трудности, на которые раньше родители не обращали особого внимания.
Ведь учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, но и из непривлекательных, а порой даже скучных и утомительные заданий, которые необходимо выполнять.
При этом к школьникам предъявляют высокие требования к разным сторонам его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям.
Поэтому так важна для дошкольника психологическая подготовка к школе.
Далеко не все ребята понимают, что школьная жизнь - это, прежде всего труд.
Такой же труд как трудовая деятельность взрослых людей̆, не всегда интересная и не всегда приятная. Детей̆, не готовых к обучению, больше привлекает игра вместо учебы.
Интеллектуальная неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования.
Дети, не подготовленные психологически, к школе часто испытывают сильный стресс. Таких детей видно, потому что поведение детей в школе демонстрирует его не готовность к обучению.
Потому что у ребёнка нет мотивации, стимула учиться и выполнять и непривлекательные задания.
В связи с этим трудно даётся письменные, устные задания и выучивание стихов или задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом.
А то, что не получается, ребенок делать не хочет, что приводит к трудностям в учебе.
• Трудно учится несобранному, неорганизованному ребенку, когда он ничего не доводит до конца, начинает и бросает, не умеет сосредоточиться.
• У ребёнка может не хватать усидчивости, что приведёт к невнимательности, отсюда - получает низкие оценки.
• Не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
• Не умеет работать по правилу;
• Не умеет работать по образцу;
• Нарушает дисциплину.
• Может прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».
Что делать, если ребенок не готов психологически к школе?
Психологи обнаружили четыре вида психологической готовности к школе.
Личностно-социальная готовность
Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как с взрослыми, так и со сверстниками.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.