Нападение на зрителей рок-концерта в «Батаклане»




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Внешняя политика Франции (2000-2015 гг.)

 

 

Студент А.И. Онацкая

 

 

Руководитель Г. Ф.

 

 

МИНСК 2016

 

 

РЕФЕРАТ

Дипломная работа: … страниц, … источников, …. приложений

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В 2000-2015 ГГ.

Объектом исследования является внешняя политика Франции 2000-2015 гг. В этой связи рассматриваются наиболее важные сферы и аспекты, которые так или иначе позволяют более широко рассмотреть внешнеполитическую деятельность.

Целью дипломного исследования являются объективный анализ формирования и эволюции внешней политики Франции на рубеже 2000-2015 гг., определение её роли и места в современных международных отношениях, а также взаимоотношение с другими странами.

Методологической основой дипломной работы являются принципы исторического подхода, а также элементы системного анализа. Предлагаемое исследование имеет историческую основу, и в определённой мере носит междисциплинарный характер.

В процессе работы автор руководствовался общими методологическими принципами, позволившими научно и объективно подойти к изучению поставленных задач, среди которых следует назвать: метод системного подхода, общеисторические методы познания, такие как, принцип историзма, объективности, принцип единства исторического и логического, сравнительно-исторический метод анализа, методы синтеза и анализа, эмпирических исследований, соотношения субъективных факторов и объективных условий, включая институциональный и структурно-функциональный анализ.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней рас­четно-аналитический материал правильно и объективно от­ражает состояние исследуемого процесса, а все заимствован­ные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

ESSAY

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………………….4

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5

ГЛАВА 1 Внутренняя и внешняя политика в 2000-2015 гг………………….8

ГЛАВА 2 Внешняя политика при президентах………………………………..

2.1.1 Внешняя политика Франции при президенте Ж. Шираке (1995-2007 г.)…

2.1.2 Участие Франции в европейском строительстве……………………….

2.1.3 Отношения с Россией…………………………………………………….

2.1.4 Международные конфликты: Ближний Восток, Балканы, Ирак……..

2.2 Внешняя политика Франции при президенте Н. Саркози (2007-2012 г.)…

2.2.1 Концептуальные основы внешнеполитического курса Н.Саркози

2.2.2. Основные причины неоднозначного итога президентства Н.Саркози

2.3 Внешняя политика Франции при президенте Ф. Олланд (2012-по настоящее время)…………………………………………………………………………….

ГЛАВА 3 Франция и борьба против терроризма……………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что одним из важнейших элементов государственного суверенитета является внешняя политика государства.

В настоящее время Франция является одним из главных игроков в мировой политике, её бесспорно можно назвать «великой державой» современного мира, и это предположение базируется на следующих принципах:

Франция самостоятельно определяет свою внешнюю политику. Политическая самостоятельность основывается на военной силе (прежде всего на ядерном оружии);

Франция влияет на принятие международных политических решений через международные организации (благодаря статусу постоянного члена Совета Безопасности ООН, ведущей роли в ЕС и т. д.);

Франция пытается играть роль мирового идеологического лидера (объявляя себя «знаменосцем» принципов Французской революции в мировой политике и защитницей прав человека во всем мире);

Особая роль Франции в отдельных регионах мира (прежде всего в Африке);

Франция остаётся центром культурного притяжения для значительной части мирового сообщества.

Франция является одной из стран основательниц Европейского союза (с 1957) и сейчас играет активную роль в определении его политики.

Во Франции находятся штаб-квартиры таких организаций, как ЮНЕСКО (Париж), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Париж),Интерпола (Лион), Международного бюро мер и весов (МБМВ) (Севр).

Актуальность исследования. Внешняя политика Франции на современном этапе играет одну из ключевых ролей в многополярном глобализующемся мире. Это обусловлено многими факторами.

В первую очередь потому, что Франция, обладает умением неизменно отстаивать свои интересы, и могла бы стать образцовым примером для многих стран

Во-вторых, усиливающееся влияние Франции в мировой политике провоцирует общий интерес к ней с целью прогнозирования собственного статуса на мировой арене, и возможной оценки «геополитического равновесия»

Внешнеполитическая доктрина и внешнеполитический курс страны определяются главою государства. Глава государства, Президент Республики определяет векторы внешней политики, исходя из ее национальных интересов. Внешняя политика обслуживает интересы внутренней политики государства, иными словами, внешняя политика - это концентрированное выражение внутренней политики.

Степень изученности проблемы. Историографический анализ рассматриваемой темы был сделан на основе изучения многочисленных работ российских, казахстанских, французских исследователей.

Среди российских исследований можно выделить несколько наиболее важных работ, вызвавших наибольший интерес.

При анализе исторически сложившейся доктрины внешней политики Франции, полезной оказалась статья К. Зуевой «Внешняя политика Франции в эпоху «неоголлизма».

Большой интерес вызывает Ю.И.Рубинского д. и. н., руководителя Центра французских исследований Института Европы РАН, профессора Государственного университета – Высшей школы экономики под названием «Франция. Время Саркози».

Таким образом, в отечественной литературе имеется ряд работ, в которых исследуются отдельные аспекты европейской системы безопасности, и, так или иначе, затрагиваются вопросы о политике Франции в области безопасности. Однако ряд проблем, относящихся, в частности, к этапам формирования внешней политики Франции, рассматривается на материалах более раннего периода. Это позволило также проанализировать предпосылки формирования внешней стратегии Франции.

Объектом дипломной работы является внешняя политика Франции 2000-2015 гг. В этой связи рассматриваются наиболее важные сферы и аспекты, которые так или иначе позволяют более широко рассмотреть внешнеполитическую деятельность.

Целью дипломного исследования являются объективный анализ формирования и эволюции внешней политики Франции на рубеже 2000-2015 гг., определение её роли и места в современных международных отношениях, а также взаимоотношение с другими странами.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда конкретных и взаимосвязанных задач:

- изучение работ, посвященных внешней политики Франции;

- обратить особое внимание на взаимоотношение Франции и других стран;

- исследовать один из самых важных вопросов – политика Франции против терроризма;

- проанализировать работу президентов Франции в 2000-2015 гг.

Методологической основой дипломной работы являются принципы исторического подхода, а также элементы системного анализа. Предлагаемое исследование имеет историческую основу, и в определённой мере носит междисциплинарный характер.

В процессе работы автор руководствовался общими методологическими принципами, позволившими научно и объективно подойти к изучению поставленных задач, среди которых следует назвать: метод системного подхода, общеисторические методы познания, такие как, принцип историзма, объективности, принцип единства исторического и логического, сравнительно-исторический метод анализа, методы синтеза и анализа, эмпирических исследований, соотношения субъективных факторов и объективных условий, включая институциональный и структурно-функциональный анализ.

 

 

ГЛАВА 1 Внутренняя и внешняя политика в 2000-2015 гг.

 

Французская Республика - самая большая страна Западной Европы: её площадь достигает 551 тыс. км².

Франция занимает крайнюю западную часть Европейского материка. На севере её отделяют от Англии неширокие проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, на западе она омывается водами Бискайского залива Атлантического океана, а на юге - Средиземным морем. Большая часть сухопутных границ Франции проходит по высоким горам или иным природным рубежам: на юго-западе Пиренеи отделяют её от Испании, на юго-востоке по Альпам и Юре проходит граница с Италией и Швейцарией, а франко-германской границей служит Рейн, и только на севере низменности Франции незаметно сливаются с низменностями Бельгии. Столица - город Париж.

Население страны составляет 60,2 млн человек. Официальный язык - французский. Глава государства - президент. В настоящее время президентом Франции является Франсуа Олланд.

Удобство морских и сухопутных связей, расположение на перекрестке международных путей издавна усиливали экономические позиции Франции, что способствовало развитию её хозяйства, торговли и культуры. На протяжении многих столетий Франция играла важную роль как в мировой экономике, так и в международной политике.

Современная Франция - одна из наиболее развитых индустриальных стран: по объёму валового национального продукта она занимает четвёртое место после США, Японии и Германии. Это делает ее выгодным партнером, с которым необходимо в свою очередь налаживать продуктивные сотруднические отношения.

А потому нам представляется актуальным и необходимым рассмотрение внешне и внутреннеполитических проблем Франции на современном этапе.

Франция является членом и организатором Организации Объединенных Наций, Совета Безопасности ООН с правом вето. Она также является членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), Секретариатом Тихоокеанского Сообщества (СПК) и Комиссией по Индийскому океану (ИОК). Франция-партнер Ассоциации карибских государств (АКГ) и ведущий член Международной организации франкоязычных стран (МОФ) из пятидесяти одной полностью или частично франко-говорящей страны. Страна принимает у себя штаб-квартиру ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), ЮНЕСКО, Интерпол, Альянс Базы и Международное бюро мер и весов. В 1953 году Франция получила запрос от Организации Объединенных Наций забрать герб, который будет представлять ее на международном уровне. Таким образом, французская эмблема была принята и в настоящее время используется в паспортах.

Начиная с 1990-х годов, Франция установила тесные связи с объединенной Германии и стала самой влиятельной движущей силой в ЕС, а, следовательно, конкурентом Великобритании и ограниченным влиянием нововведенных восточноевропейских государств. Франция является членом Организации Североатлантического договора; но под руководством президента де Голля, она исключила себя из объединенного военного командования, чтобы избежать предполагаемого господства своей внешней политики и политики безопасности политическим и военным влиянием США.

Большой интерес вызывает статья Ю.И. Рубинского, д. и. н., руководителя Центра французских исследований Института Европы РАН, профессора Государственного университета – Высшей школы экономики под названием «Николя Саркози: прагматизм и преемственность». Здесь наиболее ярко и целостно отражены важные аспекты внешней политики Франции, а также изменения, возникшие с приходом Николя Саркози. В данной статье присутствует характеристика стратегических планов Н. Саркози, который намерен уделить первоочередное внимание приданию нового импульса процессу европейской интеграции, восстановлению дружественных отношений с США, созданию союза стран Средиземноморья, активизации сотрудничества с Африкой, которое становится всё более обременительным и накладным, при общей нестабильности и нищете в данном регионе, что вызывает диссонанс в финансовых вопросах. Помимо этого, проведена параллель с историей, историческим наследием внешнеполитических идей.

По вопросам о роли Франции в системе европейской безопасности в большинстве работ французские авторы признавали, что именно генералом де Голлем были заложены основы французской политики безопасности и обороны, но чаще всего в виде простой констатации, без серьезного анализа политических воззрений голлистов по этим проблемам. Эти работы посвящены отдельным аспектам безопасности: роли французской армии, роли НАТО в Европе, ядерной стратегии Франции, будущим подходам Франции к обороне в условиях формирования единой европейской системы безопасности.

Не меньший интерес представляет собой статья английского аналитика Артура Гольдхаммера «French Foreign Policy under Sarkozy», где описывается новый курс внешней политики Франции при президентстве Николя Саркози.

Определенный интерес представляет статья под названием «Крик горгульи», посвященная отношениям между властью и обществом в современной Франции, написанную Домиником де Вильпеном, занимавшего пост руководителя администрации президента Ж.Ширака.

Де Вильпен исходит из того факта, что в наши дни требования к государству со стороны различных социальных слоев, групп, отдельных граждан возрастают, тогда как его возможности, резко ограниченные реалиями глобализированного мира, сокращаются. Результатом оказывается разбухание размеров чиновничьей машины, которая обходится налогоплательщикам все дороже при неуклонном снижении ее эффективности. Это общее для многих стран противоречие усуглубляется спецификой французской государственности, которой всегда были присущи вертикально-иерархическая структура власти и централизация ее административного аппарата.

Находясь в самой сердцевине механизма принятия государственных решений, де Вильпен не понаслышке знает ее пороки. Всемогущая, казалось бы, вертикаль власти в Пятой республике, выкованная генералом де Голлем, сплошь и рядом оказывается ныне по существу бессильной. Ее парализует порочная практика “сожительства” президентов и премьеров разной политической ориентации, растаскивает целая лестница посредников, обслуживающих корпоративные системы лоббистов, разъедает коррупция.

Особую горечь у де Вильпена вызывает деградация роли французской интеллигенции - былых “властителей дум”, мысли и перо которых формировали некогда умы целых поколений.

Другая, не менее важная проблема, которая поднимается в книге, - конфликт между культурным наследием Франции и мощным унифицирующим влиянием глобализации. Этот конфликт усугубляется снижением удельного веса страны в мировом балансе сил, утратой многих привычных атрибутов великой державы, не раз решавшей некогда судьбу Европы в целом. [28]

Превращение Европейского союза в мощное интеграционное объединение, которое могло бы стать одним из полюсов современной международной системы, явилось для Франции важнейшей стратегической задачей в последние десятилетия XX в. Заняв в ЕС лидирующие позиции, она рассчитывает продолжать оказывать таким образом значительное влияние на мировую политику. С приходом к власти Жака Ширака Франция еще активнее включилась в этот процесс. Она, вместе с Германией, стала подлинным мотором европейской интеграции, хотя взгляды двух государств по конкретным проблемам создания объединенной Европы не всегда совпадали.

Франция стала одним из главных инициаторов формирования общеевропейской внешней политики и политики безопасности, прекрасно понимая, что строительство Европейского союза, как одного из мощных полюсов современного мира невозможно, если это объединение не будет иметь единой внешней политики, вырабатываемой соответствующим институциональным органом, и единой политики в области обороны, подкрепленной силой европейской армии. Бывший президент Франции Ж. Ширак неоднократно высказывался в пользу разработки "большой европейской политики".

Кроме того, говоря о внешней и внутренней политике, следует отметить, что Франция, одна из самых больших и могущественных европейских стран, создала значительную колониальную систем, сравнимую с британской или испанской. Со временем она сошла с исторической сцены, однако, отнюдь не бесследно. В мировом океане разбросаны острова, принадлежащие Франции, во многих странах Африки и некоторых государствах Америки французский язык является одним из официальных, а то и единственным официальным. Обращает на себя и серьезный престиж французской культуры: везде знают и ценят французские вина, французское искусство и французскую кухню. Так что французская империя и поныне продолжает свое существование - только теперь она в большей мере размещается не на (гео) политической, а на (гео) культурной карте мира.

Вся эта система "культурного влияния" поддерживается множеством механизмов. Оказываются задействованы и заморские владения, и взаимодействие с бывшими колониями, и распространение французского языка. Каждый из этих факторов является очень важным во внешней культурной политике Франции.

Развёрнутая и многоступенчатая система взаимодействия Франции со странами мира способствует экспансии французской культуры, эффективной внешней и диаспоральной политике, а также заметно облегчает ситуацию с иммиграцией и регулированием иностранной рабочей силы. Кроме того, в современном мире подобная система является эффективной системой противодействия англо-саксонской культурной экспансии

После прихода к власти нового президента Николя Саркози Франция остается на позициях праволиберального понимания экономики и социальной политики. Экономическая сфера досталась новому лидеру страны не в лучшем виде, а потому экономический пакет реформ, задуманных Саркози, был направлен на сокращение бюджетного дефицита и создание условий для экономического роста. Цена этих, несомненно, необходимых реформ, - война с необычайно влиятельными во Франции профсоюзами и рост социального напряжения в обществе, что привело к борьбе этих структур с правительством, вылившимся в массовые беспорядки и погромы.

В то же время, новое французское правительство сознательно лишает бюджет налоговых поступлений, вводя сниженный налог на заработную плату, полученную за сверхурочную работу. Этот шаг замечательно вписывается в предвыборный лозунг Саркози: "Больше работать, чтобы больше зарабатывать", но "облегчает" бюджет на сумму от 11 до 16 млрд евро.

Очевидно, в перспективе такие шаги должны привести к экономическому росту, а значит, - к снижению дефицита бюджета, но это перспективы, а проблемы существуют сегодня.

Наиболее значительные изменения произошли с приходом к власти Саркози во французской внешней политике. Ожидаемая американизация внешнеполитического курса произошла не совсем так, как ожидали политические аналитики. Провозглашенное сближение с США ограничилось декларациями.

Кроме того, говоря о внешней и внутренней политике, следует отметить, что Франция, одна из самых больших и могущественных европейских стран, создала значительную колониальную систем, сравнимую с британской или испанской. Со временем она сошла с исторической сцены, однако, отнюдь не бесследно. В мировом океане разбросаны острова, принадлежащие Франции, во многих странах Африки и некоторых государствах Америки французский язык является одним из официальных, а то и единственным официальным. Обращает на себя и серьезный престиж французской культуры: везде знают и ценят французские вина, французское искусство и французскую кухню. Так что французская империя и поныне продолжает свое существование - только теперь она в большей мере размещается не на (гео) политической, а на (гео) культурной карте мира.

Вся эта система "культурного влияния" поддерживается множеством механизмов. Оказываются задействованы и заморские владения, и взаимодействие с бывшими колониями, и распространение французского языка. Каждый из этих факторов является очень важным во внешней политике Франции. И главной проблемой здесь является поддержание престижа французской культуры и французского языка. Но проблема эта пока успешно разрешается.

Эти "осколки" бывшей колониальной системы наиболее тесно связаны с Францией: они до сих пор остаются в её составе. Их нельзя назвать колониями: жители всех заморских территорий являются полноправными гражданами Франции, независимо от того, являются они потомками французских переселенцев или представителями коренного населения. Жители заморских владений пользуются правом свободного перемещения по территории Франции и Евросоюза, однако, жители иных стран для посещения заморских владений должны получать отдельную визу.

Формально заморские владения Франции представлены четырьмя заморскими департаментами (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), тремя заморскими территориями (Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Французские владения в Южной Антарктике) и территориальными коллективами, имеющими особый статус (Майотта, Сен-Пьер и Микелон, Новая Каледония). Заморские владения Франции - в основном островные. Исключением является лишь Гвиана, находящаяся на северо-востоке южноамериканского материка. Благодаря заморским владениям Франция присутствует практически по всему миру: в Индийском (Реюньон, Майотта, Антарктические территории), Атлантическом (Сен-Пьер и Микелон, Гвиана, Гваделупа, Мартиника), и Тихом (Уоллис и Футуна, Новая Каледония, Французская Полинезия) океанах.

Заморские владения Франции являются образцами существования французской системы государства в различных регионах Земли. В этом качестве они имеют большое значение для Франции, наглядно показывая сопредельным странам и их жителям успехи французской модели государства. В той или иной степени эту роль выполняют все заморские владения (кроме Антарктических территорий), однако наиболее эта роль заметна у Сен-Пьер и Микелона и у Майотты.

Франция очень ревностно относится к чистоте своего национального языка и его присутствию в мире. Если поначалу французский язык распространялся за счёт наличия у Франции значительной колониальной империи, то после её распада потребовался новый механизм сохранения присутствия французского языка в мире. Таким механизмом стала Международная организация франкофонии - французский аналог британского Содружества наций, - являющаяся, однако, не политической, а скорее культурно-образовательной организацией.

Развёрнутая и многоступенчатая система взаимодействия Франции со странами мира способствует экспансии французской культуры, эффективной внешней и диаспоральной политике, а также заметно облегчает ситуацию с иммиграцией и регулированием иностранной рабочей силы. Кроме того, в современном мире подобная система является эффективной системой противодействия англо-саксонской культурной экспансии.

Таким образом с начала ХХ века внешняя политика Франции основана на укреплении отношений с традиционными партнерами:Германией, Польшей, Россией. Развиваются отношения с бывшими колониями: Тунисом, Марокко, Алжиром, странами азиатского региона: Японией, Китаем, Южной Кореей. Страна сохраняет военное присутствие в африканском регионе. Россия вызывает интерес французов природными ресурсами, возможностью сотрудничества в области космических разработок, мирного атома, промышленности.

Франция является одним из основателей Евросоюза и определяет его политику. Ее представители выступают в роли посредников в политических разногласиях, таких как грузино-осетинский конфликт 2008 года. В 2001 году страна одной из первых признала геноцид армян, осуществленный турками в 1915 году.

Внутренняя политика основана на уменьшения разрыва доходов между бедными и богатыми, борьбе с нелегальной миграцией и повышении рождаемости.

 

ГЛАВА 2. Внешняя политика Франции при президентах

2.1.1 Внешняя политика Франции при президенте Ж. Шираке (1995-2007 г.)

Весной 1995 г., когда закончилась 14-летняя «эра Миттерана» и президентом Франция стал лидер голлистской партии Объединение в поддержку республики (ОПР) Жак Ширак, многие аналитики высказывали достаточно осторожные предположения о возможных изменениях во внешнеполитическом курсе страны, тем более, что в своей предвыборной риторике руководство ОПР в последние годы все чаще ссылалось на идейное наследие генерала де Голля, который, как известно, опирался на такие постулаты, как независимость и величие Франции, антиамериканизм, привилегированное партнерство с Советским Союзом, строительство независимых сил сдерживания.


Однако с течением времени оказалось, что различия между социалистами и «неоголлистами» во внешнеполитической сфере были не столь велики и не привели к существенным изменениям в ней. Как и при президенте Миттеране, основным направлением внешней политики Франции при Шираке оставалось европейское строительство. Важность ее средиземноморского направления была подтверждена тем, что свой первый визит новый президент Франции совершил в Марокко. Демонстрируя лояльность к Соединенным Штатам, он продолжил линию на сближение с НАТО. Российско-французским отношениям в течение ряда последующих лет отводилась второстепенная роль. О связи с политикой генерала де Голля напомнило в тот период лишь решение Ширака возобновить ядерные испытания на атолле Муруроа в Тихом океане летом 1995 г. для завершения серии работ по модернизации французского ядерного оружия. Эти испытания были прекращены только в начале 1996 г. после полного выполнения намеченной программы, несмотря на резкие протесты со стороны государств Тихоокеанского региона и мировой общественности.
Это объясняется как изменениями, происшедшими в международной системе, так и особенностями внутриполитического развития Франции. Пока голлисты находились в оппозиции (с 1981 по 1995 г.) распался Советский Союз, в результате чего биполярная система международных отношений превратилась в однополярную; завершилась холодная война и рухнула Организация Варшавского договора; произошло объединение Германии, которая превратилась в региональную сверхдержаву. Вполне естественно, что в новой системе международных отношений Франция должна была выработать соответствующую собственным интересам современную внешнеполитическую стратегию. Однако внешнеполитические шаги Франции, возглавляемой голлистами, на первых порах свидетельствовали о сохранении в основном линии, выработанной еще социалистами.
Определенное влияние на внешнюю политику Франции уже при президенте Шираке оказывала и складывающаяся в стране внутриполитическая ситуация. Стремясь получить в Национальном собрании подавляющее большинство своих сторонников, Жак Ширак назначил в 1997 г. досрочные парламентские выборы, которые принесли поражение голлистской партии. Большинство голосов было отдано социалистам, сформировавшим правительство. В результате французы получили третий в современной истории пример «сосуществования» президента и правительства, принадлежащих к соперничающим партиям. Это сказалось не только на внутренней, но и на внешней политике Франции, поскольку социалисты активно навязывали Шираку свое видение в этой области. [18]

 

2.1.2 Участие Франции в европейском строительстве

Превращение Европейского союза в мощное интеграционное объединение, которое могло бы стать одним из полюсов современной международной системы, явилось для Франции важнейшей стратегической задачей в последние десятилетия XX в. Заняв в ЕС лидирующие позиции, она рассчитывает продолжать оказывать таким образом значительное влияние на мировую политику. С приходом к власти Жака Ширака Франция еще активнее включилась в этот процесс. Она, вместе с Германией, стала подлинным мотором европейской интеграции, хотя взгляды двух государств по конкретным проблемам создания объединенной Европы не всегда совпадали.
Практически на всех этапах расширения Европейского союза Франция неизменно поддерживала этот процесс, считая, что он должен охватить все страны Европы. Исключением была ее позиция в отношении Великобритании, которая в результате смогла стать членом ЕЭС только в середине 70-х годов, и в отношении Турции, которую Франция, как и другие члены Евросоюза, считала в течение ряда лет не готовой к вступлению в ЕС по причине серьезных нарушений прав человека и слишком большой роли армии в политике этой страны.
Свою позицию относительно расширения Европейского союза на восток Франция аргументировала, с одной стороны, жизненной необходимостью распространения на всю Европу и в первую очередь на Центральную и Восточную Европу зоны экономической и политической стабильности, существующей внутри Союза, а с другой – тем, что нестабильным странам в восточной части континента могут понадобиться чрезвычайные меры помощи, если их вовремя не принять в Европейский союз. По мнению французских политиков, поэтапная интеграция в западное сообщество стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, осуществляющих реформы, − единственная возможность создания в этих странах надежного уклада рыночной экономики и демократии.
Расширение Европейского союза с неизбежностью ставит вопрос об углублении процесса интеграции и проведении институциональных реформ, поскольку 25 и более странам значительно труднее договориться, чем 15, если не будут разработаны специальные жесткие правила решения спорных вопросов и компетенции интегрированных органов. Кроме того, такое аморфное в политическом плане объединение, каким является сейчас Европейский союз, не может претендовать на роль одного из полюсов современного мира.
Как уже говорилось, Франция принимает активное участие в реформировании ЕС. На саммите Евросоюза в Лакене в декабре 2001 г. было принято решение о создании особого органа – Конвента, который должен был разработать на основе учета различных точек зрения новую институциональную структуру ЕС. Председателем Конвента был назначен бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен. В результате полутора лет работы Конвент представил на саммите ЕС в Греции проект конституции Европейского союза, который затем был рассмотрен на сессии Межправительственной конференции в октябре 2003 г.
Задача, поставленная перед Конвентом, была чрезвычайно сложной, поскольку по проблеме институциональной перестройки ЕС существует множество часто взаимоисключающих точек зрения. Еще в мае 2001 г. бывший премьер-министр Л. Жоспен изложил французское видение принципов европейского строительства, в корне отличающееся от концепции канцлера Германии Г. Шредера. Если последняя предполагала коренную перестройку институтов ЕС в мощные наднациональные органы управления, в которых Германия, благодаря своему политико-экономическому и демографическому весу, рассчитывает занять командные позиции, то Франция, склонная к сильной централизованной власти внутри страны, хотела, чтобы институциональная система Евросоюза базировалась на независимых, суверенных государствах. Именно поэтому Франция высказалась против федеративного устройства ЕС, основанного на единой исполнительной и законодательной власти, против общеевропейского правительства. Властные прерогативы, по мнению французов, должны передаваться наднациональным институтам постепенно. Вместе с тем они признавали важность таких элементов федерации, как приоритет общеевропейского права, существование независимой Европейской комиссии, Европарламента, Европейского суда, единого рынка и денежной единицы. Французы предложили также создать такие новые инстанции как постоянный совет министров на уровне вице-премьеров, «экономическое правительство» зоны евро, интегрированную европейскую полицию, общую внешнюю и военную политику [1]. По поводу реформирования ЕС неоднократно выступал президент Франции Жак Ширак, который поддерживал идею сильной Европы, способной влиять на международные дела и имеющей собственную конституцию. Центром принятия главнейших решений в Евросоюзе, по его мнению, должен оставаться Европейский совет глав государств и правительств.
Франция стала одним из главных инициаторов формирования общеевропейской внешней политики и политики безопасности, прекрасно понимая, что строительство Европейского союза, как одного из мощных полюсов современного мира невозможно, если это объединение не будет иметь единой внешней политики, вырабатываемой соответствующим институциональным органом, и единой политики в области обороны, подкрепленной силой европейской армии. Президент Ширак неоднократно высказывался в пользу разработки «большой европейской политики».
Формирование общей внешней политики и политики безопасности было предусмотрено еще в Маастрихтском и Амстердамском договорах. Однако на протяжении последующих лет процесс этот ограничивался лишь заявлениями. До сих пор речь шла о согласовании позиций членов ЕС по международным проблемам. Наибольшее единодушие они демонстрировали по проблеме ближневосточного урегулирования.

Проблемы единой политики в области обороны Франция стремилась решить, действуя по нескольким направлениям. НАТО продолжала оставаться для европейцев главным гарантом их безопасности. С приходом к власти президента Ширака Франция предприняла ряд шагов по нормализации отношений с НАТО и возвращению в эту организацию. В начале декабря 1995 г. было объявлено о трех инициативах в этом направлении: французский министр обороны должен регулярно участвовать в мероприятиях, проводимых НАТО, вместе со своими коллегами; Франция снова займет свое место в Военном комитете; она намерена улучшать рабочие отношения со штаб-квартирой Верховного командования объединенных вооруженных сил НАТО в Европе и с командованиями, подчиненными организации. Французское руководство заявило о своем намерении участвовать в работе по обновлению альянса и решению проблем гармонизации действий ЗЕС и НАТО.
Замысел Парижа заключался не в том, чтобы совсем вытеснить американцев из Европы, а в том, чтобы европейцы могли коллективно проявлять себя и отстаивать свои взгляды в рамках НАТО посредством создания внутри блока «европейской компоненты». Ж. Ширак предложил американцам передать командование силами НАТО в Средиземноморье европейцу при сохранении ими общего стратегического командования Европой и Атлантикой. Однако Соединенные Штаты ему в этом отказали под предлогом того, что Средиземноморье и Ближний Восток входят в зону их интересов. В результате французы приостановили возвращение в военную организацию альянса.
Французы продолжали выдвигать новые инициативы в области европейской обороны. Вместе с другими членами ЕС они постоянно создавали на многосторонней основе отдельные военные соединения. Это Еврокорпус, Еврофор, Евромарфор, Европейская авиационная группа. В конце 1998 г. на встрече в Сен-Мало Франция и Англия обнародовали совместный проект создания европейских мобильных сил для самостоятельного участия в операциях на Европейском континенте, где не будут задействованы силы НАТО. Французы опять высказались в пользу автономности этих сил от альянса. Однако под давлением США они были вынуждены отказаться от таких планов. Было принято решение о создании Европейских сил быстрого реагирования в составе 60 тыс. человек на базе Еврокорпуса. До недавнего времени вопрос о создании европейских вооруженных сил упирался в отсутствие средств. Но в мае 2003 г. Евросоюзом было заявлено, что 15 стран – членов ЕС инвестируют 20 млрд. евро в обороне Европы.

На франко-германском саммите в Баден-Бадене эти страны договорились о более тесном сотрудничестве в военной области – по космическим спутникам, об общих инициативах в НАТО, о вооружениях, обмене военными соединениями и др. Это сотрудничество, по мнению обеих стран, могл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: