Формы прогрессивного развития




В проблему прогресса в качестве одного из ее аспектов входит вопрос о формах прогресс-сивного развития. Исследователи сходятся в том, что формы такого развития (по отношению
к социальным явлениям) разнообразны. Выделяются: линейная (или лестнично-поступательная) форма, спиралеобразная, веерная, волновая и др.

Пример веерной концепции развития – концепция исторического круговорота цивилизацией английского историка и социолога А.Д. Тойнби (1889-1975). Согласно Тойноби, в истории человечества сменилась 21 цивилизация; из них 13 основных; каждая проходила стадии возникновения, надлома и разложения, после чего погибала. К настоящему времени, считает он, имеется пять основных цивилизаций: индийская, китайская, исламская, русская и западная. В любой из них имеется прогресс в духовном совершенствовании, в религиозных верованиях и т.п. В концепции А.Д. Тойнби некоторые критики усматривают круговороты.

Однако цивилизационный путь у него по форме ничем существенным не отличается от геологических этапов в развитии Земли; и если мы линейность в таком развитии не считаем круговоротом, то неверным будет его точку зрения относить к недиалектическим “круговоротным” построениям. Его представление об отдельных цивилизациях действительно линейно (до определенной точки происходит поступательно-прогрессивное развитие), а в другой системе отсчета – в рамках всего общества – веерное. Веерность, заметим, не исключает синтетической картины общества.

Одной из форм прогресса является восходяще-волновое развитие. Согласно концепции волнообразного прогресса, материальная система вначале развивается интенсивно, затем темпы развития ослабевают в результате ограниченных возможностей структуры, наступает период движения как бы по плато, затем начинается спад развития; отсюда – два варианта будущего: либо структуры претерпевают трансформацию и дают начало новому, более быстрому развитию, либо, если их не трансформировать, система будет деградировать и в конце концов разрушается. Количество волн в таком прогрессе зависит от возможных вариантов структур.

При развитии системы может происходить видоизменение формы прогресса под влиянием не только внутренних, но и внешних условий. Речь идет, разумеется, не о мире в целом,
а о конкретных материальных системах, в данном случае об обществе.

Обратим внимание на одно из научных исследований. В начале XX века было установлено влияние космических факторов на развитие общества и жизнь людей. В книге А.Л. Чижевского “Физические факторы исторического процесса” (Калуга, 1924) были обобщены результаты многих исследований. Факты показывали, что ритмы солнечной активности воздействуют на динамику эпидемий, урожаев, на социальные события (возникновение революций, войн и т.п.).
А.Л. Чижевский утверждал, что судьбы человечества находятся в зависимости от судеб Вселенной. Периодичность мощного воздействия Солнца на человечество в среднем составляет 11-12 лет. В качестве иллюстрации такой зависимости можно вспомнить отечественную историю: 1905, 1917, 1929, 1941 годы.

В связи с вопросом о прогрессе встает проблема развития духа, включающая вопрос о том, конечен или бесконечен прогресс человеческой цивилизации. Научная философия, в принципе, не ставит пределов прогрессу духа, за исключением одного: дух всегда будет находиться во взаимозависимости с природой; материя неисчерпаема, бесконечно и ее познание, которое в своем поступательном развитии может приближаться к абсолютному раскрытию ее разнообразия, но при постоянном росте объема истинной информации все же никогда не будет в состоянии охватить бесконечную природу полностью. Всегда останется область непостижимого.

Современная космология не отрицает неизбежности гибели Солнечной системы, более того, существуют модели Вселенной (точнее, известной нам части Вселенной), согласно которым должны погибнуть и Солнечная система, и Галактика. Открытие в 1926 году американским астрономом Хабблом красного смещения в спектрах галактик, истолкованное под углом зрения эффекта Допплера и имевшее следствием признание удаления галактик с огромной скоростью, близкой к скорости света, послужило толчком к созданию многих моделей Вселенной – “расширяющейся”, “осциллирующей”, “инфляционной”, – полагающих началом расширения сингулярное состояние материи и возврат Вселенной к этому состоянию, исключающему не только все живое, но даже молекулярный и атомарный уровни организации материи.

В последние десятилетия, однако, в представлениях о Вселенной происходят глубокие изменения. Все более укрепляется мнение о недопустимости экстраполировать наблюдаемую исследователями часть Вселенной на “Вселенную вообще”, тем самым снимается проблема сингулярности материи. Все больше доводов обретает концепция осциллирующей Вселенной, такая ее разновидность, которая отвергает сингулярность также для метагалактики, признавая расширение и сжатие до иного предела. В общем вырисовывается картина постоянного изменения, постоянного движения галактик, но не гибели всей их системы.

За прошедшее столетие в качестве теоретической, а затем и практической встала проблема выхода человека в космос. Освоение космоса необходимо не только для дальнейшего развития общества на Земле. Оно необходимо и в целях обеспечения бесконечного развития самого человечества. Ставится вопрос о создании принципиально новых ракетных двигателей – ионных, плазменных, фотонных, о создании межзвездных и даже межгалактических кораблей, достигающих околосветовых скоростей. Выдвигаются планы преодоления сверхперегрузок,
в которых окажется человеческий организм на начальном этапе такого полета. С опорой на теорию относительности Е. Зингер показал, что, имея новую технику, человек сможет в пределах своей индивидуальной жизни попасть в практически сколь угодно отдаленную область Метагалактики. Предполагается, что если освоение Солнечной системы займет около тысячи лет, то для освоения галактики потребуется от одного до десяти миллионов лет. Так что если принять, что Солнечная система будет функционировать еще примерно 5-6 миллиардов лет (для Галактики – 10 миллиардов), то для человечества при оговоренных и других условиях не исключается полностью возможность миграции на другие звездные системы или другие галактики.

Такая возможность, однако, перечеркивается угрозой гравитационного коллапса, представ-ление о котором содержится в современных моделях расширяющейся и пульсирующей Вселен-ной. Но в последние десятилетия появились данные, вызывающие сомнение в правильности интерпретации смещения в спектрах галактик к красному концу на основе эффекта Допплера. Этот феномен может быть объяснен как следствие уменьшения энергии и собственной частоты фотонов при движении их в течение многих миллионов лет в межгалактическом пространстве,
в результате взаимодействия с гравитационными полями, фоном нейтрино, не наблюдаемой пока материей. Кроме того, установлено аномально высокое красное смещение в спектральных линиях квазаров; если бы такое смещение было обусловлено эффектом Допплера, то скорость удаления квазаров в 2,5-2,8 раза превышала бы скорость света. Все это, как и неясность возникновения сингулярности, характера пребывания физической материи в этом состоянии, причин большого взрыва и т.п., меняет характер представления о Метагалактике и Вселенной и усиливает аргументы в пользу предположения о возможности бесконечного существования мыслящего духа.

Не исключается возможность в крайне отдаленном будущем установления преемственности
в развитии ряда однопланетных или однозвездных цивилизаций и слияния духовных систем планетного масштаба в единый поток интеркосмического сознания.

Такая возможность маловероятна, близка к нулю, но не исключена полностью. Если она реализуется, то мыслящий разум, имея начало в конкретных природных системах и обладая также границей в смысле невозможности встать над природой, обретет новое измерение и перед ним откроется перспектива бесконечного, в принципе, существования. Как писал Гегель, “природа самого конечного состоит в том, чтобы выходить за свои пределы... и становиться бесконечным”.

Итак, у цивилизации, у мыслящего духа, существующего на Земле, имеется две возможности: одна – прекращение существования под влиянием внешних или внутренних причин – и другая – обеспечение бесконечного прогресса.

Локально-исторический подход к пониманию цивилизации. Этот подход сформировался в XX в. Он связан с пониманием циви‑ лизации как целостного социального организма, который, проходя определенные стадии своего развития, характеризуется специфи‑ кой его взаимодействия с природой, особенностями социальных новшеств и культурных традиций. Здесь цивилизация и культура взаимообусловлены. Этот подход развивается в двух направлениях: материалистическом и культурно‑историческом. В рамках материалистического направления акцент делается на материальном производстве и способе хозяйствования. При этом духовная сфера не отвергается. Она связывается с типом технологии. Этот подход имеет давнюю традицию. В XIX в. он появляется в трудах французского философа Огюста Конта (1798–1857). В рамках этого направления рассматривали цивилизацию ан‑ глийский философ и социолог Герберт Спенсер (1820–1903), не‑ мецкий философ, социолог, экономист Карл Маркс (1818–1883), французский историк Фернан Бродель (1902–1985). Большой вклад в развитие этого подхода внесли историки французской школы Анналов. Наиболее разработанной в данном направлении считается теория Фернана Броделя. Бродель опре‑ деляет цивилизацию как целостную историческую систему, кото‑ рая образуется в результате взаимодействия социальной, эконо‑ мической, политической и культурной подсистем. Цивилизация у Броделя тесным образом связана с географией и демографией. Большое значение имеет при этом материальная деятельность, которая определяется технологичностью. 10 Глава 1 Второе направление – культурно-историческое – решающую роль отводит духовным факторам. В рамках этого направления цивилизацию рассматривали британский ученый Арнольд Тойн- би (1889–1975), немецкий мыслитель Освальд Шпенглер (1880– 1936), русский публицист и социолог Николай Яковлевич Дани- левский (1822–1885), российско‑американский социолог и куль‑ туролог Питирим Александрович Сорокин (1889–1968). Большинство представителей этого направления полагают, что каждая цивилизация основана на некой исходной духовной предпосылке, идее, вокруг которой затем формируются сложные духовные системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: