Технико-эксплуатационные характеристики судна




К основным технико-эксплуатационным характеристикам (не только транспортных судов) обычно относят:

— водоизмещение;

— грузоподъемность;

— скорость хода;

— дальность плавания;

— автономность по запасам воды и провизии;

— валовую и чистую вместимость.

Иногда вместо грузоподъемности фигурирует дедвейт судна — DW.

Водоизмещение судна — это масса объема воды в тоннах, вытесняемая корпусом судна до определенной ватерлинии (обычно грузовой), которая по закону Архимеда равна массе судна.

Водоизмещение Δ обычно представляют в виде двух составляющих:

Δ = Δ0 + DW,

где Δ0 — водоизмещение порожнем;

DW — дедвейт — масса всех переменных грузов на судне, которые не относятся к водоизмещению порожнем.

В водоизмещение порожнем входят

- масса корпуса судна

- масса оборудования

- масса инвентаря

- масса готовой к эксплуатации энергетической установки с запчастями и необходимым снабжением

- масса остаточной воды в льялах и цистернах и т.п.

SOLAS-74:

«Водоизмещение порожнем - водоизмещение судна (в тоннах) без груза, топлива, смазочного масла, балластной, пресной и котельной воды в цистернах, судовых запасов, а также без пассажиров, экипажа и имущества»

Водоизмещение судна порожнем определяется заводом-изготовителем по окончании постройки судна и в процессе эксплуатации подлежит корректировке. Это связано с изменением количества остатков воды, которые невозможно выкачать из балластных цистерн, нарастанием слоев краски, наносимой при повседневном уходе за судном и т.п.

Дедвейт включает в себя все массы, которые не относятся к водоизмещению судна порожнем.

SOLAS-74:

«Дедвейт – разность между водоизмещением судна в воде с плотностью 1,025 по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному ботру, и водоизмещением порожнем.»

Дедвейт включает в себя массу перевозимого груза, экипаж и пассажиров со снабжением и багажом, запасы топлива, смазочных материалов, судового снабжения (краска, тросы и т.п.), оборудование для крепления груза, специальное снабжение (напр., для промысловых судов – трал, сети и пр.) и т.д. Масса судового экипажа с багажом определяется из расчета 1 тонна багажа на 12 человек.

 

Грузоподъемность — количество груза, которое может быть размещено на судне в трюмах*, твиндеках**, или на верхней палубе. Обычно эта величина измеряется в метрических тоннах.

(*Трюм — внутреннее помещение на судне, лежащее ниже самой нижней палубы. ** Твиндек — межпалубное пространство на судах, имеющих несколько палуб.)

 

Но при морских перевозках в Великобританию и из нее может применяться другая единица – английская или длинная тонна (long ton). Она равна 1016 кг (2240 фунтов).

Если перевозки совершаются в Североамериканском регионе, то применяют Североамериканскую или короткую тонну (short ton). Она равна 907 кг (2000 фунтов).

Во время эксплуатации фактическая грузоподъемность судна может определяться как разность между фактическим водоизмещением (за вычетом судовых запасов) и Δ0.

 

Скорость хода судов измеряется в узлах. Один узел равен одной морской миле в час. Одна морская миля равна l/60 градуса дуги меридиана Земли и составляет 1852 метра или 10 кабельтовых.

Дальность плавания — расстояние в милях, которое может пройти судно без пополнения запасов топлива.

 

Автономность по запасам воды и провизии — время в сутках, в течение которого судно может находиться в море без пополнения этих запасов.

 

Грузовместимость — наравне с грузоподъемностью является характеристикой, которая обеспечивает рентабельность морских перевозок. Она определяется объемом грузовых трюмов и твиндеков, которые подсчитываются с учетом объема грузовых люков.

Количество груза, которое может быть погружено на судно, зависит как от грузоподъемности, так и от грузовместимости.

Грузы, перевозимые морем, делятся на сухие и наливные. Отдельно — это сжиженные газы и химические грузы.

Среди сухих грузов различают: тарные, штучные, навалочные и насыпные.

Тарными называют грузы, которые перевозятся в упаковке (таре). В качестве тары используются ящики, мешки, бочки, бидоны и т.д.

Штучные грузы перевозятся обычно без упаковки и принимаются на судно не по весу, а счетом мест.

Навалочными называются грузы, которые подаются на судно навалом, без счета мест. К ним относятся: руда, уголь, рудные концентраты, щебень, камень, песок и т.п.

К числу насыпных грузов относятся: зерно, пшеничное и хлопковое семя, подсолнечник и т.п., если они перевозятся насыпью. Насыпные грузы отличаются от навалочных большей сыпучестью и обычно хранятся в закрытых помещениях. Навалочные и насыпные грузы обладают рядом сходных признаков, на основании которых их относят к единой категории и называют массовыми.

Совокупность тарных или тарных и штучных грузов различной композиции, отличающихся массой, размерами и упаковкой, называются генеральными.

В ряде источников в отдельные группы выделяют рефрижераторные грузы, грузы, перевозимые в пакетах, контейнеры, трейлеры, баржи и т.д.

Независимо от рассматриваемой классификации различают крупногабаритные грузы, тяжеловесные, опасные и др.

При проектировании судна грузовместимость определяется исходя из рода перевозимого груза, его количества. В соответствии с этим различают

-вместимость по сыпучему грузу

-киповую вместимость.

И та и другая отличаются от теоретической вместимости (т.е. вместимости, которую определяют по теоретическому чертежу).

Вместимость по сыпучему грузу получают путем вычета из теоретической вместимости объемов, занимаемых набором корпуса, объемом пайол, льял и т.п.

При определении киповой вместимости объем трюмов и твиндеков определяется до внутренних кромок рыбинсов и нижней кромки бимсов. При определении вместимости судов, перевозящих наливные грузы, исключаются лишь объемы, приходящиеся на набор корпуса, и вводится запас по объему, необходимому для теплового расширения груза.

Объем рефрижераторных трюмов рассчитывается за вычетом объема изоляции и объемов, которые не могут быть использованы для размещения грузов (змеевиков, трубопроводов, вентиляционных каналов и т.п.)

Киповая вместимость отличается от вместимости по сыпучему грузу на 8-10%.

Вместимость по сыпучему грузу отличается от теоретической на 5-6%.

Вместимость рефрижераторных трюмов отличается от теоретической на 25-30% за счет больших потерь на изоляцию.

 

Кроме грузовместимости на флоте оперируют валовой (GT) и чистой (NT) вместимостью судна, которые выступают как меры величины судна и определяются согласно Международной конвенции по обмеру судов. Впрактике эксплуатации судов, в специальной литературе эти вместимости имеют ещеодно название — тоннаж.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: