Экономическая роль государства.




Макроэкономика как раздел экономической науки, ее предмет и метод.

Макроэкономика (от греч. Macros-большой) – совокупность таких форм хозяйствования, который охватывают всю национальную экономику в целом. Макроэкономику можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле подразумевается национально хозяйство в целом. В нем можно выделить 3 сектора со своими особыми формами хозяйствования 1) микроэкономику 2) мезоэкономику и 3) государственный сектор. Последний можно рассматривать как макроэкономику в узком смысле, которая качественно отличается от других составных частей национального хозяйства. Они все связаны между собой. Макроэкономика в узком смысле имеет общие для всех форм хозяйствования виды экономических отношений.

Виды экономических отношений Особенность в макроэкономике(госсектор)
Собственность Тип общей совместной собственности
Кооперация и разделение труда Народнохозяйственный комплекс. Общее (национальное) разделение труда
Организация хозяйства Общее экономическое пространство нации включает национальный рынок и нерыночный сектор
Управление экономикой Новый тип государственного управления и единая государственная политика.

 

Предметом макроэкономики является круг проблем, которые она призвана изучать.

Впрочем, среди ученых до сих пор нет полного единства мнений по этому поводу. Так, некоторые экономисты считают предметом три основные проблемы: занятость, инфляцию и экономический рост. Другие доводят количество основных макроэкономических проблем до 2–3 десятков. Однако здесь, вероятно, следует вспомнить великого Аристотеля, который призывал искать во всем “золотую середину” и избегать крайностей. Поэтому выделим семь макроэкономических проблем или макроэкономическую “великолепную семерку”:

национальный продукт,

занятость (безработица),

инфляция,

экономический рост,

экономический цикл,

макроэкономическая политика государства,

внешнее взаимодействие национальных экономик.

Макроэкономика как отрасль науки, вышедшая из общей экономической теории, оперирует всеми типичными экономическими методами.

Метод — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования.

Как известно, к общим методам экономической теории относятся позитивный и нормативный методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод анализа и синтеза, метод сочетания в исследовании исторического и логического.

Вместе с тем макроэкономика оперирует своими специфическими методами. К ним относятся: агрегирование, моделирование и принцип равновесности.

 

Необходимость, сущность и формы государственного вмешательства в экономику.

Экономическая политика – это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства. В условиях более менее стихийного развития рынка неизбежно нарушаются устойчивость, нормальное равновесие в важнейших пропорциях (соотношениях) макроэкономики (в общем предложении спроса и предложения товаров, в денежном обращении, в занятости трудоспособного населения и др.). Государство призвано следить за тем, чтобы важнейший экономические показатели не превышали того порогового (предельно допустимого) значения, которое сигнализирует об угрозе экономической безопасности страны.

Необходимость регулирования определяется в разрешении противоречия между растущими потребностями и недостаточным развитием производства для их удовлетворения.

Объекты регулирования:

-общественное производство(совокупность предприятий, создающих благо)

-общественный продукт(сумма благ, продуктов и услуг, созданных в течении года)

-совокупные потребности(сумма потребностей всех членов общества)

Суть экономической политики государства состоит в следующем:

1) Обеспечить устойчивый рост экономики и установить равновесие основных экономических пропорций.

2) Обеспечить полную занятость (борьба с безработицей)

3) Борьба с инфляцией: стабильный рост доходов населения и стабилизация денежных отношений.

4) Превышение экспорта над импортом – рост числа экспорта.

Функции регулирующего хозяйственного механизма:

1) Предает хозяйству единство системы

2) Реализует конечную цель деятельности хозяйствующих звеньев экономики

3) Распределяет труд и средства производства по видам и отраслям хозяйственной деятельности

4) Стимулирует эффективное производство

Экономическая роль государства.

Разные экономические системы мира и отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.

Количественно выразить экономическую роль правительства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:

1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.

2. Защита конкуренции.

3. Перераспределение доходов и богатства.

4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.

5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста. Задачи по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты правительства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано.

Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.

Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. А поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты.

Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства.

Одна из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах СНГ быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают ни интеллектом, ни положительным опытом предпринимательства и мастерства. Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации.

В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным.

Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.

Между тем, при производстве и потреблении товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой "третьей стороной" выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перелива на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу. Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.).

Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны - сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: