Получение гидроксида металла и изучение его свойств.




Лабораторная работа № 10

Цель занятия: Получить лабораторным способом и изучить свойства гидроксида металла.

Приобретаемые умения и навыки: Прививать навыки простейших исследований

Оснащение рабочего места: пробиркодержатель, пробирки, воронка, реактивы:

1. Оксид кальция СаО;

2. Гидроксид калия КOH;

3. Соляная кислота HCl;

4. Сульфат меди СuSO4;

5. Сульфат цинка ZnSO4;

6. Индикатор фенолфталеин;

7. Индикатор феноловый красный;

8. Индикатор лакмус;

9. Индикатор бромтимоловый синий.

 

Особые правила по технике безопасности:

1. Осторожно обращаться с реактивами, не пробовать их на вкус.

2. Осторожно приливать растворы в пробирку, воспользоваться воронкой.

3. Наливая растворы, этикетку держать повернутой вверх, чтобы капли раствора не попали на этикетку.

4. Приступить к выполнению задания только после указания преподавателя о начале работы.

5. После работы вымыть руки с мылом.

 

Гидроксиды – это вещества, которые диссоциируют в водных растворах с отщеплением аниона гидроксогруппы ОН¯.

Растворимые гидроксиды (щёлочи) можно получить взаимодействием щелочных и щёлочно-земельных металлов или их оксидов с водой. Нерастворимые гидроксиды получают действием щёлочей на соль соответствующего металла.

Все растворимые гидроксиды по своим химическим свойствам являются основными, то есть взаимодействуют только с кислотными оксидами и кислотами. Среди нерастворимых гидроксидов встречаются амфотерные – это, например, гидроксиды цинка Zn(OH)2 и алюминия Al(OH)3 – которые обладают двойственным химическим характером, взаимодействуя как с кислотными оксидами и кислотами, так и с основными оксидами и щёлочами.

Контрольные вопросы при допуске к работе:

1. Какие неорганические соединения относятся к классу гидроксидов?

2. Как формируются названия гидроксидов?

3. Какими способами можно классифицировать гидроксиды?

4. Чем амфотерные гидроксиды отличаются от основных?

5. Гидроксиды каких элементов являются амфотерными?

6. Какие гидроксиды называют щёлочами?

7. Как определить, какой оксид соответствует данному гидроксиду?

8. Какие гидроксиды могут образовывать основные соли?

Опыт №1. Взаимодействие гидроксида калия с индикаторами

Наличие растворимого гидроксида можно установить с помощью таких индикаторов как, например, фенолфталеин, феноловый оранжевый, лакмус.

Методика опыта. В четыре пробирки наливаем по 2 мл раствора гидроксида калия КOH и добавляем в первую пробирку одну каплю индикатора фенолфталеина, во вторую пробирку – одну каплю индикатора фенолового красного, в третью пробирку – одну каплю индикатора лакмуса, в четвертую пробирку – одну каплю индикатора бромтимолового синего. В растворе гидроксида калия индикаторы фенолфталеин и феноловый красный имеют красную окраску, лакмус – фиолетовую, бромтимоловый синий – синюю.

Сделайте вывод о возможности использования данных индикаторов для установления наличия растворимого гидроксида.

Опыт №2. Получение гидроксида кальция

Гидроксиды щелочных и щёлочно-земельных металлов можно получить взаимодействием соответствующих оксидов с водой.

Методика опыта. В пробирку вносим небольшое количество порошка оксида кальция СаО и добавляем 4-5 мл дистиллированной воды. После растворения оксида кальция добавляем каплю фенолфталеина – раствор окрашивается в красный цвет, что подтверждает наличие в нём растворимого гидроксида.

Составьте уравнение взаимодействия оксида кальция с водой в молекулярном и ионно-молекулярном виде.

Сделайте вывод о данном способе получения основных гидроксидов.

Опыт №3. Получение гидроксида меди и доказательство его основности

Основными являются гидроксиды, которые взаимодействуют с кислотами, но не взаимодействуют со щёлочами.

Методика опыта. В пробирку наливаем 3-4 мл раствора сульфата меди СuSO4 и по каплям добавляем раствор гидроксида калия КOH до выпадения осадка гидроксида меди голубого цвета.

Составьте уравнение взаимодействия сульфата меди с гидроксидом калия в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.

Полученный осадок гидроксида меди делим на две части, перенося половину его в другую пробирку. К одной половине осадка добавляем по каплям раствор соляной кислоты HCl до растворения осадка.

Составьте уравнение взаимодействия гидроксида меди с соляной кислотой в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.

Ко второй половине осадка добавляем ещё небольшое количество раствора гидроксида калия – изменений не наблюдается.

Сделайте вывод о свойствах основных гидроксидов.

Опыт №4. Получение гидроксида цинка и доказательство его амфотерности

Амфотерными являются гидроксиды, которые взаимодействуют и с кислотами и со щёлочами.

Методика опыта. В пробирку наливаем 3-4 мл раствора сульфата цинка ZnSO4 и по каплям добавляем раствор гидроксида калия КOH до выпадения осадка гидроксида цинка белого цвета.

Составьте уравнение взаимодействия сульфата цинка с гидроксидом калия в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.

Полученный осадок гидроксида цинка делим на две части, перенося половину его в другую пробирку. К одной половине осадка добавляем по каплям раствор соляной кислоты HCl до растворения осадка.

Составьте уравнение взаимодействия гидроксида цинка с соляной кислотой в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.

Ко второй половине осадка добавляем по каплям раствор гидроксида калия КОН до растворения осадка.

Составьте уравнение взаимодействия гидроксида цинка с гидроксидом калия в молекулярном, а также полном и сокращённом ионно-молекулярном виде.

Сделайте вывод о свойствах амфотерных гидроксидов.

Задание для отчета.

  1. Кратко записать ход выполнения опытов и наблюдений.
  2. Написать соответствующие уравнения реакций.

ХОД РАБОТЫ

№ п/п Краткая запись работы, что брали, что делали, уравнение реакции Краткая запись наблюдений
Опыт №.1.    
Опыт №.2.    
Опыт №.3.    
Опыт №.4.    
Вывод:

Контрольные вопросы при защите:

1. Какие гидроксиды могут быть получены непосредственным взаимодействием металла с водой?

2. Какие гидроксиды могут быть получены взаимодействием соответствующих оксидов с водой?

3. Взаимодействием каких веществ между собой могут быть получены нерастворимые гидроксиды?

4. Как можно обнаружить наличие в растворе гидроксид-ионов?

5. С какими неорганическими веществами могут взаимодействовать растворимые гидроксиды? Какие продукты получаются в результате этих реакций?

6. С какими неорганическими веществами могут взаимодействовать нерастворимые гидроксиды? Какие продукты получаются в результате этих реакций?

7. Как практически можно убедиться в амфотерных свойствах гидроксида?

8. Какие гидроксиды способны разлагаться при нагревании? Какие вещества получаются в результате разложения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: