Классификация речевых нарушений




В настоящее время в современной логопедии существуют две классификации нарушений речи: психолого-педагогическая (на основе принципа системного подхода) и клинико-педагогическая (на основе принципа развития). Данные двух классификаций дополняют друг друга и служат общим задачам: определение логопедического заключения, комплектование групп детей с речевой патологией, осуществление системного, дифференцированного логопедического воздействия с учетом симптоматики и механизмов нарушений речи.

 

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений (разработана Р. Е. Левиной). Она учитывает, какие компоненты речи нарушены, в какой степени и служит основой для направления детей в логопедические группы соответствующего типа.). Принцип системного подхода.   Клинико-психологическая классификация речевых нарушений (М.Е. Хватцев, О.В. Прадина и др.) В её основе лежит принцип развития. Строится на традиционном для логопедии содружестве с медициной.
Нарушение средств общения Нарушения в применении средств общения Нарушения устной речи Нарушения письменной речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи § Фонетическое нарушение/недоразвитие речи (ФНР) – нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. § Фонематическое нарушение/ недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение произношения одного звука, одной группы звуков или нескольких групп звуков, а также недоразвитие фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия). Общее недоразвитие речи (ОНР) § I уровня (самый тяжелый): активный словарь резко ограничен и составляет до 8 слов. Ребенок активно использует невербальные средства коммуникации (мимика, пантомимика, жесты). Понимание речи ограничено знакомой ситуацией. Ставится с 1,5 лет. § II уровня: фраза простая, резко ограничена. Предлоги не используются. Понимает только простые инструкции при наличии зрительного контакта. Проявляет интерес к рассказываемым текстам при наличии зрительной опоры. § III уровня: ребенок испытывает трудности при использовании сложных лексико-грамматических конструкций, сложных предлогов (из-за, из-под), словарь может находиться на нижней границе по объему, резко ограничена системная (обобщения) и сложная репрезентативная лексика (антонимы, синонимы, анаграммы). Нарушение звукопроизношения может носить как полиморфный характер, так и мономорфичный. Недоразвиты процессы звукового анализа и синтеза. Проявляет интерес к читаемым текстам при наличии зрительной опоры. § IV уровня (выделен Чиркиной Г.В): сейчас его нет? § Заикание –нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (подробнее см. клинико-психологическую классификацию). Нарушение фонационного оформления речи (внешнего). Нарушение структурно-семантического (внутреннего) оформления речи Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в многочисленных ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением (Р.И. Лалаева).   Виды дислексии: Фонематическая дислексия — связана с недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа. Аграмматическая дислексия. Мнестическая дислексия — нарушение процессов памяти. Семантическая дислексия — нарушение процессов понимания (механическое чтение). Оптическая дислексия - несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Нарушение голосообразования: § Афония (R49.1) –отсутствие голоса (при возможности говорить шёпотом). § Дисфония (R49.0) –нарушение голоса при заболеваниях гортани, перенапряжении голосового аппарата (охриплость, слабость, фальцет). § Ринофония –носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств функции мягкого неба. Закрытая ринофония. Открытая ринофония. Алалия (центр Брока) –отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Ковшиков: Моторная алалия– системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.   Формы моторной алалии: Афферентная. Эфферентная. Сенсорная алалия (зона Вернике) –нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария.   Сенсомоторая алалия.
Нарушение темпоритмической организации высказывания: § Брадилалия –патологическое замедление темпа речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, в противоположность брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления. § Тахилалия (R 98.6, речь взахлеб) –патологическое ускорение темпа речи. Часто тахилалия сочетается с другими нарушениями речи, например, такими, как баттаризм и полтерн. Баттаризм — нарушение речи, выражающееся в неправильном оформлении фразы из-за нарушения речевого внимания или тяжелых расстройств речи. Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренный темп речи с преобладанием нарушений темпа несудорожного характера. К ним относятся запинки, паузы, спотыкания. § Заикание (R 98.5) – нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состоянием мышц речевого аппарата. По типу судорог: Тонический тип судорог: паузы в речи, растягивание звука. Клонический тип судорог: повторение отдельных звуков, слогов, слов. Смешанная форма:наблюдаются обе формы судорог. По причине возникновения: Неврозоподобная форма: выраженный неврологический дефект, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности (ОРГАНИКА). Невротическая форма: типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие; запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического (ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ).
Нарушение интонационно-мелодической стороны речи: § нарушения темпа и ритма (ускоренный - замедленный, скандированный - растянутый); § трудности восприятия и воспроизведения эмоциональных значений интонации; § нарушения модуляции голоса по силе и высоте; § нарушения мелодической организации высказывания. Афазия– полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.   Нейропсихологическая классификация (А.Р. Лурия): Моторные формы: Афферентная моторная афазия. Эфферентная моторная афазия. Динамическая афазия.   Сенсорные формы: Акустико-гностическая афазия. Акустико-мнестическая афазия. Семантическая афазия.   Другие формы: Прогрессирующая афазия в синдроме дегеративных заболеваний ЦНС. Амнестическая афазия (напоминает акустико-мнестическую). Проводниковая афазия. Подкорковая афазия. Комплексные афазии. Аграфия– полная несформированность письма или распад навыка письма (у взрослых) при глубоких поражениях мозга. Дизорфография -это стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. (Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.) Дисграфия – частичное специфическое расстройство письма.   Логопедический подход (Лалаева Р.И): В основе лежит несформированность определенных операций процесса письма: Акустическая. Оптическая. Аграмматическая. Артикуляторно-акустическая. На фоне нарушения языкового анализа и синтеза.  
Нарушение звукопроизносительной стороны речи: § Дислалия (R 80.0)- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. Формы: Функциональная: обусловленная слабостью нейродинамических процессов. Акустико- фонема тическая:недостаточная сформированность фонематического слуха. Артикуляцторно- фонема тическая:несформированность операций отбора фонем по их артикуляционным параметрам (заменяет звук на более простой по артикуляции). Артикуляторно- фоне тическая: дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляционными позициями.   Механическая (органическая):отклонения в строении периферического речевого аппарата (зубы, челюсти, язык, нёбо). Аномалии зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами. Отсутствие резцов или их аномалия. Неправильное положение верхних или нижних резцов или соотношения между верхней и нижней челюстью (дефекты прикуса). § Ринолалия– нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Для ринолалии характерен назализированный тембр голоса.   Формы: Открытая – ротовые звуки приобретают назальность.   Закрытая - образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произнесения звуков речи. Передняя закрытая - при непроходимости носовых полостей. Задняя закрытая – уменьшение носоглоточной полости.   М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска выделяли смешанную форму ринолалии.   § Дизартрия– нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.   Классификации. По степени выраженности: Анартрия. Выраженная дизартрия. Стертая дизартрия. С учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи (О.В. Правдина и др). Бульбарная. Псевдобульбарная. Экстрапирамидная (подкорковая). Корковая (признается не всеми авторами). Мозжечковая. По степени понятности речи для окружающих (G.Tardier). Первая – самая легкая. Вторая – нарушения заметны, но речь понятна. Третья – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих. Четвертая (анартрия) – отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: