Игровое поле № 1 Игровое поле № 2




Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение»

Задачи урока:

Образовательные:

· Рассмотреть состав и классификацию кислот;

· Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;

· Продолжить формирование умений определять степень окисления химических элементов в соединениях.

Развивающие:

· Продолжить развитие мыслительных умений учащихся: сравнивать, анализировать, делать выводы;

· Продолжить развитие общеучебных умений и навыков;

· Развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру умственного труда и сотрудничества;
  • Воспитывать чувство ответственности, аккуратности.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

 

Ребята, мы с вами приступили к изучению классов неорганических соединений. С какими классами веществ мы уже успели познакомиться? (Оксиды, гидроксиды и летучие водородные соединения, основания).

Итак, тема нашего урока «Кислоты: состав, классификация и значение». Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

Кислоты - это электролиты, которые при диссоциации поставляют в водный раствор катионы водорода и никаких других положительных ионов не образуют:

H2SO4 = 2H+ + SO42−,

HF H+ + F

Классификация кислот:

1) по силе:

Сильные кислоты HCl, HBr, HI, HClO4, H2SO4, H2SeO4, HNO3, HMnO4, H2Cr2O7 и т.п.

Слабые кислоты HF, HCN, HClO, HNO2, H3PO4, CH3COOH, H2CO3, H2S, H4SiO4 и другие

2) по числу атомов водорода (Н):

Основность – число атомов водорода в кислоте.

По числу атомов водорода можно определить общий заряд кислотного остатка, который при растворении в воде образует отрицательно заряженный ион.

Водород при растворении образует положительно заряженный ион, заряд которого равен +1.

· Одноосновные, например (HCl, HBr, HNO3, HNO2);

· Двухосновные, например (H 2 S, H 2 CO3);

· Трехосновные, например (H 3 PO4)


3) по кислотному остатку:

Наличие кислорода или его отсутствие – один из признаков классификации кислот.

По этому признаку кислоты подразделяют на две группы: бескислородные и кислородсодержащие.

· Безкислородные, например (HCl, HBr, H2S);

· Кислородсодержащие (кислотные гидроксиды), например (H2SO4, H2SeO4, HNO3)

Способы получения кислот

Классификация по кислотному остатку Описание примера Пример
Кислородсодержащие 1. Кислотный оксид + вода SO3 + H2O = H2SO4 P2O5+3H2O = 2H3PO4 Искл. SiO2 + H2O →X
2. Неметалл + сильный окислитель P+5HNO3+ 2H2O = 3H3PO4+ +5NO
3. Cоль + менее летучая кислота NaNO3 + H2SO4= HNO3 + +NaHSO4
Бескислородные 1. Водород + неметалл H2 + Cl2 = 2HCl
2. Cоль + менее летучая кислота NaCl + H2SO4 = 2HCl + +NaHSO4

Химические свойства

Кислородсодержащие Бескислородные
1. Изменяют окраску индикаторов: лакмус-красный, метилоранж-красный (только для растворимых кислот)
2. Взаимодействие с металлами, стоящими до водорода
H2SO4+ Ca = CaSO4 + H2 2HCl + Ca = CaCl2 + H2
3. Взаимодействие с основными оксидами
H2SO4 + CaO = CaSO4 + H2O 2HCl + CaO = CaCl2 + H2O
4. Взаимодействие с основаниями – реакция нейтрализации
H2SO4+Ca(OH)2 = CaSO4 + 2H2O 2HCl + Ca(OH)2 = CaCl2+ 2H2O
5. Взаимодействие с амфотерными оксидами
H2SO4 + ZnO = ZnSO4 + H2O 2HCl + ZnO = ZnCl2 + H2O
6. Взаимодействие с солями, если образуется малорастворимое, летучее или малодиссоциирующее вещество
H2SO4+BaCl2 = BaSO4 + 2HCl 2HCl + Na2CO3 = 2NaCl + H2O + CO2
7. При нагревании
Слабые кислоты легко разлагаются H2SiO3 = H2O + SiO2 H2S = H2 + S

Взаимодействие концентрированных серной и азотной кислот с бромидами, иодидами, сульфидами (схемы реакций):

KI + H2SO4 (конц.) → H2S + I2 + K2SO4 +H2O

NaBr+ H2SO4 (конц.) → SO2 + Br2 + Na2SO4 +H2O

K2S + HNO3 (конц.) → NO2 + K2SO4 +H2O

Значение кислот в природе и жизни человека:

· Кислоты в природе;

· Кислоты в жизни человека;

· В организме человека;

· В кулинарии продуктах питания;

· В медицине;

· В народном хозяйстве;

· Кислотные дожди.

 

Крестики-нолики «Кислоты»

Найдите выигрышный путь, состоящий из формул кислот по одному из признаков. Назовите эти кислоты. Чем они отличаются от кислот, расположенных на игровом поле № 2?

Игровое поле № 1 Игровое поле № 2

СН3COOH Ва(ОН)3 Н2СО3   HF Аl(ОН)3 НNО3
НСl НBr НI СаН2 H3PO4 НNО2
Н2О СаСl2 LiОН Н2СО3 СаСО3 Zn(ОН)2

 

В заключение – рефлексивный тест.

1. Узнал(а) много нового.

2. Мне это пригодится в жизни.

3. Было над чем подумать.

4. На возникшие вопросы я получил(а) ответ.

5. Поработал(а) добросовестно, цель достигнута.

 

Предлагаю выбрать один вариант ответа в рефлективном тесте, который отражает Ваше отношение к проведенному уроку в конце лекционного материала.

Желаю успехов!

Домашнее задание:

- прочитать материал и просмотреть презентацию к уроку;

- составить кратки конспект в тетради (красн. цветом выделено, что необходимо переписать);

- выполнить письменно задание крестики-нолики «Кислоты»;

- ответить в рефлективном тесте.

 

Срок выполнения до 09.11.2020 до 16.00 часов

Информация для студентов для обратной связи с Вами: (создание конференций): https://vk.com/club200110141- «Химия 11чс, 12чс»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: