П. Ф. Каптерев: «Экспериментов бояться – в педагоги не идти» ..




Пётр Фёдорович Каптерев родился 7(20) июля 1849 г. в семье сельского священника в селе Клёнов Подольского уезда Московской губернии.Научно-педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Его труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Практический и научный интерес к трудам русского педагога с годами заметно усиливается.П.Ф. Каптерев - видный педагог России второй половины XIX - начало XX столетия

1. Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф.

В 1872 г. Каптерев окончил Московскую духовную академию, и в том же году совет Петербургской духовной семинарии избрал его преподавателем философских учений. Молодой преподаватель вскоре завоевал уважение коллег и семинаристов, ему доверили заведование воскресной школой, избрали в члены распорядительного совета правления семинарии. Личность Каптерева покоряла окружающих, особенно его интеллект, обширность и глубина знаний.В семинарии Каптерев увлёкся сочинениями Дж. Локка и Г. Спенсера, впервые познакомился с трудами К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, а также П.Г. Редкина, П.Д. Юркевич и др. русских педагогов.После того как истёк обязательный срок службы в духовном ведомстве за бесплатное обучение в Московской духовной академии, Каптерев покинул семинарию и решил посветить себя науке.Избранные педагогические сочинения» Петра Федоровича Каптерева издаются впервые. При жизни выдающегося русского педагога были переизданы лишь отдельные его труды: «Педагогическая психология» (1883, 1914), «Дидактические очерки» (1915), «История русской педагогии» (1915) и др.
Каптерев оставил огромное педагогическое наследие. Настоящее издание составляет лишь малую часть того, что было им опубликовано с 1874 по 1922 г. Однако «Избранные педагогические сочинения» вобрали в себя ведущие идеи всего творчества Каптерева. Сюда вошли труды, наиболее полно характеризующие главные проблемы, которые он долго исследовал и по которым написал много статей и книг. Основной проблемой, подчинившей все остальные, является всестороннее усовершенствование личности свободного гражданина.
В первую часть включены статьи, раскрывающие научные основы методов обучения f статус педагогики как науки, значение учебника, возможность школы в развитии характера учащихся, а также роль эстетики и игры в формировании личности. Кроме того, здесь представлены публикации о нравственном закаливании детей, об общественно-нравственном воспитании, о главных факторах педагогического процесса, об общем ходе развития русской педагогики и ее главных периодах.
Вторую часть составили «Дидактические очерки» — самое значительное произведение Каптерева по общей дидактике.
Вступительная статья и комментарии написаны составителем. Им же составлены библиография произведений Каптерева и указатель имен.
Вступительная статья «П. Ф. Каптерев — видный педагог России второй половины XIX — начала XX столетия» знакомит читателей с жизнью и педагогической деятельностью ученого, биография которого публикуется впервые. Она основана на фактах, найденных в материалах различных архивов: ЦГИА СССР, ЦГИА РСФСР, ГИА Ленинградской области, ГИА Воронежской области и др., которые помогли воссоздать все периоды его жизни.
П. Ф. Каптерев — видный педагог России второй половины XIX — начала XX столетия Научная и преподавательская деятельность Каптерева на курсах Фребелевского общества продолжалась почти четверть века (до 1898 г.). За эти годы он многое сделал для раавития практики и теории дошкольного воспитания в России. В своих первых статьях и публичных лекциях для членов Общества Каптерев не только глубоко и разносторонне освещал вопросы воспитания детей до шкоды, но и по-новому решал проблемы дошкольного воспитания, в особенности детских игр, их роли в развитии ума и всей личности ребенка. Своими трудами он привлек внимание родительокой общественности к делу правильного воспитания малышей, познакомил ее с научными ооновами дошкольной педагогики.
После ухода из духовной соминарии (1878) Каптерев не мог сразу поступить на государственную службу. Лишь через год ему удалось преодолеть преграды, возводимые духовным ведомством лицам, навсегда оставляющим духовную карьеру. Он был принят на службу по ведомству учреждений императрицы Марии (так называемое Мариинское ведомство)* и шесть лет преподавал
* Управление, ведавшее в дореволюционной России некоторыми женскими учебно-воспитательными учреждениями. Ведет начало от основанного в 1796 г. Воспитательного общества благородных девиц, возглавлявшегося императрицей Марией Федоровной (отсюда название — с 1854 г.).
педагогику на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. По вольному найму (совместителем) Каптерев преподавал логику и психологию в Александровском лицее (в 1882 — 1885 гг.).
В первой половине 1883 г. вышло переработанное издание «Педагогической психологии», в которой Каптерев заменил некоторые главы новыми, усилил объяснительную часть и сократил описательную. Критика оценила эту книгу как новый труд, а не как переиздание прежнего. Реакционный еженедельник «Гражданин»* назвал ее «безумной педагогикой» за то, что в ней давалось материалистическое объяснение происхождения человеческого сознания, отвергалась врожденность идей (о боге, о христианской нравственности и др.). Вслед за анонимной рецензией последовал донос в цензуру на литографированные лекции по логике и психологии, выпущенные слушательницами педагогических курсов. Из цензурного комитета анонимный донос был переслан в Святейший синод, а оттуда с резолюцией обер-прокурора Победоносцева в канцелярию Мариинского ведомства. Для рассмотрения этих лекций была назначена экспертная комиссия, от имени которой профессор духовной академии М. Коринский дал заключение, в целом благожелательное для Каптерева, но в вопросе о соответствии нервных явлений психическим привел несколько толкований. Основываясь на них, Каптерева обвинили в материализме, безбожии, подрыве христианской нравственности, следовательно, в нарушении устава педагогических курсов. Каптерев был отстранен от преподавания с осени 1884 г. (он вынужден был также уйти и из Александровского лицея).
На всех членов комиссии сильное впечатление произвело поведение Каптерева, его письменное объяснение по поводу анонимных обвинений. Он заявил, что давать ответ «на обвинения из-за угла» и унизительно и бесполезно. Унизительно потому, что автор анонимки — невежда в науке; а бесполезно потому, что мнение о нем и его лекциях составлено с пристрастием.
Мариинское ведомство, отстранив Каптерева от преподавания, однако, разрешило принять его на службу в это же ведомство помощником старшего чиновника Первой экспедиции, где было сосредоточено управление и инспектирование женских учебных заведений. Здесь он прослужил почти 32 года, до марта 1917 г., когда это ведомство было упразднено. Последовательно Каптерева повышали по службе: старший чиновник (1900 — 1909), чиновник особых поручений (1909 — 1912), председатель учебного комитета (1912 — 1917). Служба давала Каптереву постоянный заработок, а также возможность все свободное время посвятить научно-педагогической, преподавательской и общественно-педагогической деятельности. Участие Каптерева в Родительском кружке сыграло важную роль в разработке вопросов семейного воспитания. С 1884 г. нау протяжении многих лет он ежегодно делает один-два доклада о развитии личности и воспитании ребенка в семье. А с 1898 г. под общей редакцией Каптерева стали выходить брошюры «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению». Авторами брошюр были видные педагоги, психологи, врачи, ученые и литераторы: А. Н. Острогорский, И. А. Сикорский, П. Ф. Лесгафт, П. И. Ковалевский, А. Ф. Кони и другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: