Способы прекращения права собственности




 

Прекращение права собственности возможно по воле самого собственника (в добровольном порядке) либо независимо от его волеизъявления (в принудительном порядке или в связи с уничтожением (потреблением) самой вещи) в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 235 ГК РФ). Собственник вправе совершить отчуждение своего имущества на основе различных гражданско-правовых сделок (продажа, дарение, завещание), внесения в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, в паевой фонд производственных кооперативов, а также добровольно отказаться от своего права собственности (ст. 236 ГК РФ). Особыми случаями прекращения права собственности являются приватизация, национализация, конфискация, реквизиция (три последних способа прекращения права собственности являются принудительными, независимыми от воли собственника, способами). Можно заметить, что многие способы возникновения права собственности одних лиц являются способами прекращения того же права у других лиц, и наоборот.

Законодатель в Гражданском кодексе РФ указывает, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: 1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237); 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238); 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239); 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (ст. 240, 241); 5) реквизиция (ст. 242); 6) конфискация (ст. 243); 7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293, п. 4, 5 ст. 1252.

По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ (п. 2 ст. 235 ГК РФ).

Большую роль в приватизации публичного имущества играет Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Действие названного Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: 1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы; 2) природных ресурсов; 3) государственного и муниципального жилищного фонда; 4) иных видов имущества, предусмотренных данным законом (ст. 3).

Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе: за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество.

Согласно названному Закону приватизация государственных и муниципальных зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением покупателю земельных участков, находящихся у предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды и занимаемых объектами недвижимости, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1-3 ст. 28 рассматриваемого Закона). Собственники частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, расположенных на неделимом земельном участке, вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке (п. 4 ст. 28 рассматриваемого Закона).

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. В частности, не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель лесного и водного фондов; особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; земельные участки в составе земель транспорта и в других случаях, предусмотренных законом (п. 8 ст. 28 рассматриваемого Закона)*(837).

Согласно Земельному кодексу РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности в соответствии с земельным законодательством, могут быть предоставлены в собственность граждан (п. 2 ст. 15 рассматриваемого Закона). Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 27, п. 4 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Бесплатное предоставление земельных участков указанным лицам возможно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ (п. 2 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату (п. 5 ст. 28 этого Закона).

Собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых находятся эти объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами. Продажа этих участков осуществляется по цене, установленной соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления в порядке, который предусмотрен п. 1.1 ст. 35 ЗК РФ.

Пунктом 8 ст. 27 ЗК РФ прямо запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельные участки, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Запрещено приватизировать земельные участки поселений общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами (п. 12 ст. 85 ЗК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 г. осуществлялась продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность (ст. 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"). Названным Законом установлены соответствующие цены на приватизируемые земельные участки.

Приватизация земельных участков для индивидуального жилищного строительства и бизнеса регламентируется Земельным кодексом РФ. Приватизация земельных участков в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного и гаражного строительства регламентируется соответствующими федеральными законами "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", "О личном подсобном хозяйстве", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" *(838), а также законами субъектов РФ.

При этом следует заметить, что приватизация земель из состава земель сельскохозяйственного назначения в период проведения аграрно-земельной реформы в нашей стране осуществлялась на основе различных правовых актов, не всегда соответствовавших конституционным положениям*(839). Термин "приватизация земли" впервые был введен Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов".

Первый этап приватизации земельных участков был связан с принятием Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-I "О земельной реформе" и ряда других нормативных актов, когда граждане получили возможность по своему усмотрению сохранить ранее предоставленные им на праве постоянного пользования земельные участки либо получить их в собственность бесплатно или за плату. Причем бесплатно мог быть передан участок или его часть в пределах норм предоставления земельных участков соответствующего целевого назначения. За пределами этих норм граждане могли выкупить эти участки либо получить их в пожизненное наследуемое владение*(840).

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ 1991 г. земельные участки передавались бесплатно в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности, садоводства и огородничества, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и т.п. В то же время в городах и поселках предусматривалось платное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Отдельным категориям граждан (пенсионерам, очередникам на получение жилой площади и др.) могли быть предоставлены льготы городскими и поселковыми Советами народных депутатов при передаче в собственность земельных участков. До октября 2001 г. (до принятия Земельного кодекса РФ) предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно регулировалось отдельными указами Президента РФ, постановлениями Правительства, федеральными законами и законами субъектов РФ. Так, Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" разрешал руководителям и специалистам сельскохозяйственных органов, специалистам сельскохозяйственного профиля органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ, а также руководителям и специалистам, проработавшим в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных организациях не менее пяти лет, получать земельные участки в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и использования в иных целях в соответствии с законодательством РФ.

Важные положения о приватизации государственного, муниципального и ведомственного жилья содержит Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Благодаря ему граждане нашей страны приобрели в собственность занимаемые на основе найма государственные и муниципальные жилые помещения, включая ведомственный фонд, в установленном законом порядке. Срок проведения такой приватизация продлен до 1 марта 2013 г. Не могут быть приватизированы аварийные жилые помещения, а также жилые помещения в общежитиях, закрытых военных городках и служебные жилые помещения*(841).

 

Заключение

 

Подводя итог исследованию проблем собственности и права собственности, можно сделать некоторые выводы.

1. Собственность как общественно-экономическое отношение между людьми по поводу присвоения и распоряжения вещами (имуществом), а также правовое оформление отношений собственности (право собственности) возникли в России, как и во всем мире, не сразу с появлением человека (homo sapiens), а на определенном этапе развития общества в силу ряда объективных причин, законов исторического и общественно-экономического развития.

2. Собственность относится к числу сложнейших философских, социально-экономических и правовых явлений. Многие научные проблемы, связанные с этим феноменом, не решены до настоящего времени.

3. В науке и законодательстве до сих пор отсутствует единое понимание собственности и права собственности как общеправовых и гражданско-правовых категорий. Причинами этого являются многоаспектность обсуждаемого явления, его постоянный динамизм и изменчивость, совокупность различных методологических, исторических, экономических и правовых подходов к его изучению, весьма длительный опыт функционирования собственности и права собственности в мире и, наконец, идеологические, политические, нравственные, эстетические, житейские взгляды самих исследователей относительно вопроса собственнических отношений.

4. Отношения собственности - это общественные отношения между людьми по поводу собственного имущества, а также отношения самого собственника к принадлежащему ему имуществу как к своему и отношения окружающих лиц к этому имуществу. Даже будучи абсолютным правом, право собственности не прекращает регулировать общественные отношения между собственником и любым другим субъектом гражданского права: все третьи лица обязаны уважать права собственника, воздерживаться от негативных действий в отношении его имущества, не создавать собственнику препятствия во владении, в пользовании и распоряжении своим имуществом, а в случае нарушения изложенных обязанностей нести имущественную (гражданско-правовую) ответственность в установленном законом порядке. Обладая субъективным вещным правом, собственник имеет правовую возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своей вещью по своему усмотрению и в своем интересе, требовать должного поведения от абсолютного числа иных лиц, а в случае неисполнения последними своих обязанностей обращаться в уполномоченные законом органы за защитой собственных законных имущественных прав и интересов.

5. Собственность и право собственности соотносятся друг с другом как содержание и форма одного и того же явления. Право собственности - это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения в сфере присвоения имущественных благ (имущества) в целях последующего исключительного, абсолютного, наиболее полного, бессрочного экономически-хозяйственного господства путем владения, использования, распоряжения ими и осуществления иных действий по отношению к другим лицам по поводу этого имущества и к этому имуществу, не запрещенных законом и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц и общества в целом, по своему усмотрению и в своем интересе с надлежащим исполнением обязанностей по содержанию своего имущества (бремя собственника) с обеспечением допустимой неприкосновенности собственности и защиты субъективных правомочий, вытекающих из права собственности.

6. Для права собственности как важнейшей разновидности вещного права характерны: а) прямое (непосредственное) правовое отношение лица к собственной вещи и другим субъектам права по поводу этой вещи (господство лица над вещью); б) полнота; в) исключительность; г) абсолютность; д) единство права; е) эластичность; ж) бессрочность; з) предусмотренный законом закрытый перечень оснований возникновения права; и) право на индивидуально-определенные вещи; к) защита посредством вещно-правовых исков; л) право следования; м) право преимущества.

7. Цивилистика признает невозможным закрепление всех правомочий собственника на законодательном уровне. Право собственности - это вещное право, которое дает лицу наиболее полное господство над вещью, в том числе путем владения, пользования и распоряжения ею, а также совершения в отношении ее любых действий, не запрещенных законом и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц.

8. Существует необходимость сохранения управленческих полномочий со стороны государства по контролю и охране земельных и иных природных ресурсов, принадлежащих государству и частным лицам, в целях выполнения внутренних и внешних функций государства.

9. Право собственности едино, а его отдельные виды или подвиды отличаются друг от друга лишь некоторыми специфическими особенностями. Критериями (основаниями) классификации права собственности могут служить: а) функциональное (целевое) назначение имущества и хозяйственной деятельности собственника (осуществление публичных или частных функций); б) служение публичным или частным интересам; в) характер присвоения имущества; г) способы использования имущества, распоряжения и управления им; д) особенности правового статуса публичного или частного собственника.

Мировое сообщество, равно как и цивилистическая доктрина и законодательство нашей страны, признает дихотомическое деление права собственности на частное и публичное. По своей исходной природе собственность - это собственность человека, юридического лица, публично-правового образования.

Частной называют собственность, по отношению к которой собственник персонифицирован (физическое (юридическое) лицо). Имущество, не принадлежащее частному лицу (частная собственность), принадлежит государству, обществу в целом (государственная, публичная собственность). Принципиальное деление собственности на публичное (государственное, муниципальное) и частное означает конституционное дозволение гражданского общества оставлять имущество в собственности самого государства (публичная, государственная, муниципальная собственность) или передавать его в собственность частных (физических, юридических) лиц (частная собственность). По существу, любая собственность (за исключением публичной) является частной, какой бы идеологической оболочкой она ни прикрывалась.

10. Право частной собственности можно дифференцировать на право частной собственности: а) физических лиц (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством); б) юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций). Последний подвид можно конкретизировать на право собственности хозяйственных товариществ и обществ; производственных кооперативов; общественных объединений и организаций; религиозных организаций и др. Право публичной собственности разделяется на право собственности Российской Федерации; субъектов РФ (государственная собственность); муниципальных образований (муниципальная собственность).

Названные разновидности права собственности можно детализировать на более конкретные направления с учетом объектов и субъектов, содержания права собственности и иных оснований дополнительной классификации. Так, в зависимости об объектного содержания собственности можно выделить, в частности, право собственности: а) на землю и иные природные ресурсы (земельная, лесная собственность и т.д.); б) жилые помещения (жилищная, коммунальная собственность); в) здания, строения, сооружения; г) имущественные комплексы (предприятия); д) движимые имущественные объекты; а также на интеллектуальную собственность.

11. Под публичной собственностью понимаются отношения, связанные с имуществом и обеспечивающие реализацию интересов социальной общности в целом. Будучи разновидностью собственности как таковой, публичная собственность отражает отношения по поводу присвоения, пользования и распоряжения имуществом между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, общественными группами и отдельными членами общества в целях национальной и экологической безопасности, экономической независимости, социальной защищенности. Публичная собственность способствует созданию и воспроизводству публичных благ, подвержена прямому регулированию со стороны государства. Публичная собственность в России как относительно самостоятельный вид собственности включает государственную и муниципальную собственность. Общественные отношения, связанные с публичной собственностью, регулируются посредством норм публичного и частного права.

Термин всеобщее достояние, утверждающий о принадлежности собственности всему народу, не корректен с позиции гражданского права, поскольку не имеет необходимых для права собственности элементов: субъекта, объекта (обособленного имущества) и т.д. Будучи субъектом конституционного права, народ не является субъектом гражданского права. Названный термин скорее идеологическое пожелание, чем юридически обоснованная норма. В то же время в целях усиления защиты общественных (общенародных) интересов в отношении особо ценных и социально значимых объектов публичной собственности на конституционном и гражданско-правовом уровнях допустимо регулировать вопросы, связанные с национальным достоянием (общенародной ценностью). Правовой режим имущества, отнесенного к общенародному достоянию, должен отличаться жесткой регламентацией, исключением или ограничением оборота, служением имущества всему народу (обществу).

Что касается понятия общественная собственность, то действующее отечественное законодательство не предусматривает такой вид, а указывает на собственность общественных организаций, относящихся к категории некоммерческих организаций (юридических лиц, владеющих имуществом на праве частной собственности). Отечественное законодательство советского периода позволяло смешивать общественную собственность с общенародной, а общенародную - с государственной; рассматривало общественную собственность в качестве самостоятельной разновидности социалистической собственности. Однако с гражданско-правовых позиций общество не является субъектом права собственности. Собственность же общественных (некоммерческих) организаций принадлежит самому юридическому лицу.

12. Предлагаемый некоторыми исследователями термин коллективная собственность не предусмотрен действующим российским законодательством и характеризует, по существу, экономическую, а не правовую категорию. Он свидетельствует лишь о вкладе трудового коллектива той или иной коммерческой либо некоммерческой организации в создание прибавочного продукта, получение предпринимательской прибыли; характеризует социально-экономический характер, форму хозяйственной деятельности собственника (индивидуальный либо коллективный труд). Члены трудового коллектива (за исключением членов производственных кооперативов) не принимают участия в распределении прибыли, полученной организацией (юридическим лицом), которая занимается предпринимательской деятельностью. Наемные работники трудового коллектива получают только заработную плату (часть полученной юридическим лицом прибыли) за продажу своего живого труда в процессе расширенного воспроизводства и не несут ответственность за результаты свободного (предпринимательского) труда учредителей корпорации, юридического лица в целом. Экономические формы присвоения материальных благ (индивидуальные, коллективные, общественные, смешанные) не соответствуют юридическим видам права собственности, а сами трудовые коллективы не имеют обособленного имущества и не являются субъектами гражданского права, участниками имущественного оборота.

Собственность юридических лиц относится к частной, а не к коллективной собственности.

13. Характеризуя правовую природу собственности производственных кооперативов (специфику распределения дохода, ответственность, демократизм управления внутренними делами, обязательность личного трудового участия, социальное назначение), можно сделать вывод о функционировании особого вида частной собственности - кооперативной и соответственно права кооперативной собственности в системе права частной собственности.

14. Термин акционерная собственность по существу экономическая, а не юридическая категория. Понятие "акционерная собственность" не свидетельствует о том, что собственность юридического лица, действующего в виде акционерного общества, принадлежит его акционерам: оно принадлежит самому юридическому лицу. Акционерам принадлежат лишь акции и корпоративные права (правомочия) имущественного и неимущественного характера.

15. Анализ ч. 2 ст. 8 Конституции РФ не позволяет утверждать о существовании личной собственности граждан (наряду с частной и публичной собственностью). Имевшееся в советском законодательстве словосочетание "личная собственность" действующее законодательство и гражданско-правовая доктрина заменили термином частная собственность. Такая замена - принципиально новый подход цивилистики к пониманию содержания видов собственности в государстве с либерально-рыночной экономикой.

16. Названные в Конституции РФ формы собственности по существу являются основными видами собственности (частная и публичная собственность) и восходят к советскому периоду, когда использование термина "форма права собственности" подчеркивало ведущую роль социалистической собственности, возможность принадлежности к ней самых различных (неограниченных законом) объектов собственности, ее повышенную (по сравнению с иными формами собственности) юридическую защиту.

17. Утверждение многих исследователей о существовании типа собственности также является данью учению классиков марксизма-ленинизма об общественно-экономических формациях, о первобытно-общинном, феодальном, буржуазном и социалистическом типах права и имеет скорее идеологическую, социально-экономическую окраску, чем юридическое значение.

18. В гражданско-правовой науке общепринятым считается деление способов приобретения права собственности на первоначальные и производные.

К первоначальным способам в силу Гражданского кодекса РФ относятся: создание (изготовление) новой вещи (п. 1 ст. 218); переработка (ст. 220); обращение в собственность (сбор, добыча) общедоступных вещей (ст. 221); приобретение права собственности на бесхозяйное имущество (п. 3 ст. 218, ст. 225, 226, п. 1 ст. 235, ст. 236); находка (ст. 227-229); безнадзорные животные (ст. 230-232); клад (ст. 233); приобретательная давность (ст. 234); приобретение права собственности на самовольную постройку (ст. 22); приобретение права собственности от неуправомоченного отчуждателя.

К производным способам в соответствии с этим Кодексом относятся: национализация (п. 2 ст. 235, ст. 306); приватизация (ст. 217, п. 2 ст. 235); приобретение права собственности на имущество реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица (п. 7 ст. 63, п. 2 ст. 218); обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (п. 2 ст. 235, ст. 238); реквизиция (ст. 242); конфискация (ст. 243); выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка (ст. 239); выкуп бесхозяйственно содержащегося имущества (ст. 240, 293); выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними (ст. 241); приобретение права собственности на имущество у лица, которому это имущество не может принадлежать по закону (п. 2 ст. 235, ст. 238); приобретение права собственности по договору; приобретение права собственности в порядке наследования.

19. Прекращение права собственности возможно либо по воле самого собственника - в добровольном порядке, либо независимо от его волеизъявления - в принудительном порядке или в связи с уничтожением (потреблением) самой вещи (п. 1 ст. 235 ГК РФ).

Собственник также вправе совершить отчуждение своего имущества на основе различных гражданско-правовых сделок (продажа, дарение, завещание), внесения в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, в паевой фонд производственных кооперативов, а также добровольно отказаться от своего права собственности (ст. 236 ГК РФ).

Особыми случаями прекращения права собственности являются приватизация, национализация, конфискация, реквизиция.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: