Особенности психического развития мальчиков и девочек




Биологический пол.

Пожалуй, это самый простой пункт в нашем списке. Все мы люди, все мы человеки, все мы узнали, чем отличается мальчик от девочки примерно в средней группе детского сада, а потом учебник по биологии донес до нас кучу второстепенной информации о хромосомах, гормонах, клетках и тому прочей ерунде.

Итак, если я женщина, то у меня высокий голос и я могу рожать детей, если я мужчина - то произвожу сперму и могу отрастить бороду.

Гендерная идентичность.

Здесь уже начинаются сложности. В английском языке имеются два понятия "sex" и "gender". У нас же термин "гендер" особо не распространен и в большинстве случаев заменяется понятием "пол", что в результате может не совсем адекватно передавать смысл.

Гендер - это "социальный" пол, то, как по мнению общества, должен вести себя представитель того или иного биологического пола. В большинстве современных обществ существует бинарная гендерная система, которая делит всех людей на две группы соответственно их биологическому полу - на мужчин и женщин.

Так вот, гендерная идентичность - это внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера. В психологии это еще называют полом психологическим. Люди, чье ощущение совпадает с приписанным по рождению полом называются цисгендерами, те, у кого не совпадают - трансгендерами. В некоторых случаях люди, испытывающие дискомфорт от ощущения того, кто они есть на самом деле и того, кем они себя чувствуют, решаются на трансгендерный переход или, простыми словами, смену пола. Их называют транссексуалами.

 

Опишите некоторые (на выбор) отличительные особенности мальчиков и девочек.

 

И мальчики и девочки, конечно же, отличаются друг от друга не только генетически по Х- и У-хромосомами, не только биологически, но и по социально-психологическим параметрам. С каждым годом в жизни мальчика или девочки всё большее значение играет воспитание и социальное окружение. Каждый ребёнок – неповторимая индивидуальность. А разные дети требуют с одной стороны, индивидуального подхода, учитывающего особенности их психики, с другой, – одинаково бережного отношения к личности ребёнка. Поэтому важно по-разному строить воспитание и обучение мальчиков и девочек.

Особенности психического развития мальчиков и девочек

Существуют ли различия в формировании мозга, в овладении разными видами деятельности между мальчиками и девочками? Да, существуют. Это постоянные и переменные факторы.

Прежде всего, это генетически обусловленные факторы в виде половых различий.

Так, установлено, что в ходе игры мальчики-дошкольники больше разговаривают со сверстниками своего пола, причём часто эта вербализация носит конкурентный характер. Девочки же более активно общаются с матерью, чаще требуют от неё информации или оценки и больше общаются как с взрослыми, так и со сверстниками. Причём для девочек характерно то, что, в отличие от мальчиков, они одинаково активно общаются со сверстниками своего и другого пола. По-видимому, половая сегрегация, которая свойственна дошкольникам, более жёстко соблюдается как гендерная норма у мальчиков. «Девчоночьи» игры для мальчиков более неприемлемы, чем «мальчишечьи» для девочек, что является следствием маскулинной культуры.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков физически, их биологический возраст (даже при одинаковом так называемом "паспортном" возрасте) выше. Они оттесняют мальчиков физически и "забивают" их в речевом плане. Но их ответы более однообразны, и, видимо, их мышление более однотипно. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, т.к. они реже раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений, а поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.

Установлено, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики. И в школе мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку.

Как гендерный подход представлен в содержании ФГОС дошкольного образования?

 

Проблема гендерного (полоролевого) воспитания в настоящее время всё больше приобретает актуальность. В современном мире происходит смена стереотипов мужественности и женственности, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате мужских качеств у мальчиков и женских – у девочек. С каждым годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной частью их жизни.

Таким образом, проблема гендерного воспитания - одна из самых сложных и противоречивых проблем на современном этапе, от решения которой зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируют нас, педагогов дошкольных учреждений на гендерный подход в воспитании детей.

По определению ООН именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века. В России это связано с тем, что социальная стратегия государства, которая направлена на создание условий для устойчивого развития страны, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. Для решения данного вопроса в образовании в приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 года «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» были даны официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний.

Содержание Программы согласно ФГОС ДО «должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать… определённые направления развития и образования детей (образовательные области)».

Гендерный компонент воспитания прослеживается в содержании Программы по каждому из направлений развития.

«Конкретное содержание указанных образовательных областей… может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности)».

«Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде».

«Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям».

Рассмотрим подробнее требования к психолого-педагогическим условиям, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели.

Между тем, биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики.

Например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.

Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

У мальчиков и девочек не одинаковые потребности. Но главная потребность и у тех, и у других – любовь. Любовь может выражаться по-разному: через доверие и заботу.

Забота – это готовность всегда прийти на помощь ребёнку, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота – это активная разновидность любви.

Доверие – это признание того, что у ребёнка всё в порядке. Это вера в то, что ребёнок может учиться на собственных ошибках. Доверять ребёнку – значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так.

Независимо от возраста мальчикам требуется больше доверия, а девочкам заботы. Мальчик доволен собой, если он может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Позволить мальчику сделать что-то самостоятельно – это жест доверия. Если же вы предлагаете помощь девочке, то она чувствует, что её любят, - это жест заботы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

С рекомендациями по оснащению образовательного пространства вы можете ознакомится в буклетах, которые мы подготовили для вас.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (например, мягкие модули, ширмы, предметы-заместители и пр.).

Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала.

Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

…ребенок обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства (сформирована гендерная устойчивость, эмоционально положительное отношение к своему полу, будущей социальной роли (мужчины и женщины), положительное отношение к разным социальным ролям, к необходимости их существования);

…адекватно проявляет свои чувства (сформирована адекватная полу модель поведения);

…умеет подчиняться социальным нормам (сформирована культура поведения через правильное моделирование гендерной принадлежности);

… Обладает начальными знаниями о себе …социальном мире, в котором он живет (обладает знаниями о содержании понятий «мальчик», «девочка», делении всех людей на мужчин и женщин, социальных ролях мужчин и женщин).

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования, т.е. предполагается выстраивание системы гендерного воспитания на следующей ступени образования.

 

Обоснуйте свою точку зрения по вопросу раздельного – обучения и воспитания («за и против?»)

 

Влияет ли раздельное обучение мальчиков и девочек на качество образования? Мнения преподавателей разделились, но в то же время в некоторых странах растет интерес к подобным школам. Почему же родители отдают предпочтение раздельной системе обучения? В чем плюсы и минусы этой системы?

Вокруг школ с раздельным обучением споры ведутся давно. С одной стороны – очевидны успехи и положительные результаты в обучении, с другой – опасения и настороженность в вопросе ущемления гендерных прав в образовании.

Все психологические тесты, связанные с тем как дети учатся читать и считать, показывают, что и у мальчиков и у девочек для этого задействуются одни и те же области головного мозга.

В действительности, нам известно, что девочки читают лучше. То, что мальчик читает так же хорошо, как девочка, связано лишь со временем, которое он посвящает чтению. То же самое с математикой. А значит – не существует никаких психологических или неврологических причин, чтобы в школе отделять девочек от мальчиков.

Я думаю, что такое разделение происходило в силу исторических и культурных причин. Родители увереннее чувствовали себя, когда класс состоял только из мальчиков или девочек, из-за их взаимного сексуального интереса. Родители считали, что девочки и мальчики отвлекают друг друга от занятий.

Проблема таких школ в том, что в них создается, по нашему мнению, искусственная атмосфера. Мир не однополый. Мы должны учиться взаимодействовать со всеми: с людьми, принадлежащими к другим культурам, другим религиям и с людьми противоположного пола.

Факты говорят о том, что нет никакой разницы. Мы даже думаем, что вредно отделять девочек от мальчиков. Так они упускают возможность учиться друг у друга. Мальчики не могут обогатиться за счет словарного запаса девочек, а девочки не обогащаются за счет качеств, присущих мальчикам.

Им придется работать в разных странах, создавать семьи, общаться на работе, поэтому им необходимо освоить навыки совместного существования. Это важно для их развития.

Борьба за равенство полов – сегодня первоочередная задача и требует принятия срочных мер. В начальной школе в Швеции преподаватели не делают разницы между обучением девочек и мальчиков.

В начальной школе Николаигарден в Стокгольме малыши знают: прежде всего ты -человек, а уж потом мальчик или девочка.

Чтобы не поддаваться стереотипам, к детям не обращаются “ мальчики и девочки”, а только “друзья”, все ребята с одинаковым интересом одевают кукол и играют машинками.

Кукол различают только по выражению лица, а педагоги даже избегают местоимений “ Он!” или “Она”.

Исторически Швеция всегда считалась лидером в области гендерного равенства, и именно здесь естественно открытие таких школ, как Николаигарден. Швеция одна из первых легализовала однополые браки. Так что не удивительно, что и школьная программа с пониманием относится к тому как жить и с кем жить.

В современном мире, когда понятия «мужские» и «женские профессии» во многом утратили свою актуальность, гомогенное обучение так же выглядит устаревшим. Благо, мы переросли многие предрассудки прошлых веков, когда главенствовала теория «разделения сфер»: мальчиков готовили к общественному управлению, а девочкам отводилась скромная роль «ангела домашнего очага». Естественно, программы женских школ и гимназий существенно отличались от мужских. Согласитесь, невозможно сравнить необходимый объём знаний будущего политика и будущей жены и матери. Да что там, ещё в середине XIX века считалось, будто по умственному развитию женщина не в состоянии превзойти 14-15-летнего подростка мужского пола. С тех пор феминизация случилась, миф развенчали, права уравнялись. Более того, сейчас считается, что мозг женщины работает намного активнее мужского, следовательно, при совместном обучении девочки помогут мальчикам справиться со школьной программой.

И, самое главное, в смешанных классах подростки учатся совместно решать задачи, понимать и уважать особенности мышления и мировосприятия друг друга, что пригодится им во взрослой жизни, когда они начнут работать в смешанном коллективе. Много ли в нынешнем мире осталось профессий, где важнее физическая сила, а не мозги? Нет, совсем немного, и возможностей для женской карьеры становится всё больше. Это нормальный процесс развития общества. А регресс – это как раз возврат к раздельному обучению, считают противники такового.

Нейтральной позиции в данном случае нет. Нас, человеческих особей, всего двое: мужчина и женщина. А Личность (именно так – с большой буквы) во всём своём соку развивается в комфортных условиях. Так что это самостоятельный выбор каждого, а не родителей – в какой среде ему комфортно расти.

 

Есть ли специфика «мужских» и «женских» дел? Стоит ли приобщать мальчиков к «девичьей», по их мнению, работе?

 

В давние времена мальчиков и девочек воспитывали отдельно и учили совершенно различным наукам. Девочек учили женским наукам: шить, готовить, танцевать, петь, изучать свойства цветов, растений, ароматов, как создать гармоничное пространство дома, чтобы оно способствовало духовному росту, финансовому благополучию и поддержанию теплых семейных взаимоотношений. Мальчиков учили быть сильными, учили защищать Родину и семью, брать на себя ответственность, ставить цель и достигать ее…

Каждый ребенок с детства знал свои обязанности, знал, что семья – это священно, что она создается раз и навсегда.

Сейчас у нас воспитание смешанное, девочек учат мужским наукам, учат ставить цели и достигать их, учат быть профессиональными менеджерами, ответственными работниками.

Конечно, есть мужские дела и женские. Что странного? Женщина пойдет в магазин - пробудет дольше, но купит то, что надо, а не только по списку, как мужчина, и к тому же дешевле. Разве ж плохо?
Строительные работы на даче ведет в основном мужчина. Зато в саду, огороде, в цветах -женщина безраздельная хозяйка. Это ее вотчина, и немалый труд.
Словом, каждый делает то, что у него лучше получается и к чему лежит душа. При этом есть исторический факт (про вязание)... Мужчины вязали сети и плели ловушки в первобытных обществах, отсюда и начало ремесла.

А сейчас выражение: "иди вязать носочки" от мужчин в адрес женщины часто звучит, как указание на ее примитивное место в иерархии семьи. Почему так?

При этом женщины давно уже выполняют чисто мужские дела, с желанием или без - это уже другой вопрос. Но не дай Бог намекнуть мужчине, что он мог бы сам помыть посуду или почистить картошку, если уже целый день дома сидит - это будет такой взрыв праведного гнева в ответ! Потому что это как бы женское дело и ниже его достоинства таким заниматься.

Мое мнение такое, что каждый должен делать то, что нравится или приносит доход. В семье же изначально выстраиваются или гармония, или дискриминация по половому признаку.

 

Какие нравственные проблемы вытекают из приобщения мальчиков к «девичьей», по их мнению, работе и какова роль семьи в решении данной проблемы?

 

Сфера самообслуживания с возрастом должна расширяться. Во втором классе ребенок должен убирать свою комнату (стол, книжная полка, шкафы с вещами и игрушками – все это должен содержать в порядке сам ученик), следить за обувью, разбирать и собирать постель, мыть за собой посуду и т. д. В этом возрасте ребенок должен быть приучен к бытовому труду. Ему должны быть незнакомы формулировки: «грязная работа», «чистая работа»; сомнительной кажется идея о разделении труда на женский и мужской (все-таки времена мужчин-охотников и женщин, дожидающихся их с добычей, давно ушли). Задача родителей вырастить приспособленных к жизни людей, а не белоручек и чистоплюев.

 

Назовите психолого-педагогические условия эффективной реализации гендерного подхода в образовании дошкольников.

Целью в гендерном воспитания педагоги видят в возвращении традиционных гендерных ценностей. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности), а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).

Особенно огромное внимание должно уделяться на это в дошкольном возрасте. Так как именно в дошкольном возрасте находятся истоки и условия гендерного воспитания, которые оказывают огромное влияние на этот процесс. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: Я - девочка; Я - мальчик.

Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры. Одна из задач, стоящих перед гендерной педагогикой – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации, способствующих позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, предполагающих организацию педагогической помощи и поддержки в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией личности в дошкольном возрасте.

Гендерный подход в воспитании исходит из того, что в дошкольные образовательные учреждения приходят не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. Гендерное воспитание нацелено на помощь им в том, чтобы справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация личности как мальчика или девочки. Гендерное воспитание призвано содействовать социализации и самоидентификации детей с учетом их пола и возраста.

Концепция гендерного воспитания дошкольников включает следующие составляющие:

 

1) создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика/девочки;

2) целенаправленную педагогическую деятельность по гендерному воспитанию;

3) упорядочение процесса гендерной социализации (индивидуальная помощь ребенку в саморегуляции гендерного поведения).

 

Воспитание подрастающего поколения мы рассматриваем как целенаправленную педагогическую деятельность по развитию личности мальчика/девочки, различных сфер индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельностной, эмоциональной, саморегуляции) и гендерному воспитанию, направленному на овладение мальчиками/девочками гендерным репертуаром, навыками соответствующего поведения и гендерной культурой взаимоотношений.

Под гендерно-сбалансированным воспитательным пространством мы понимаем педагогизированную среду воспитания личности, дающую возможность мальчику и девочке дифференцировать себя от представителей другого пола, идентифицировать себя с представителями своего пола и развивать индивидуальные гендерные качества личности и формы позитивного гендерного поведения. Такая среда воспитания и развития предполагает приобщение ребенка к принятой в обществе системе социальных ролей и взаимоотношений через освоение гендерных ролей, норм, ценностей, идеалов и морали современного общества. Для создания гендерно-сбалансированного воспитательного пространства следует:

– дополнение зон самореализации мальчиков/девочек (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков ‒ к самообслуживанию);

– организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;

– снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств;

– создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки;

– создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями);

– привлечение к воспитанию детей родителей того и другого пола.

 

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.

Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.

Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.

Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.

Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.

Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.

Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание.

Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:

- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)

- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)

- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)

- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)

- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)

- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)

- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)

- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)

- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

Практико-ориентированные задания:

Предложите литературные произведения для прочтения детьми в группе и для домашнего чтения родителями детям.

- Н. Носов «Живая шляпа»

- М. Зощенко «Показательный ребенок»

- Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров»

- А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке»

- А. Усачев «Солидная дама»

- В. Драгунский «Тайное становится явным»

- Н. Носов «Мишкина каша»

- Л. Пантелеев «На море»

- Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало»

- Ш. Перро «Красная шапочка»

- Русская народная сказка «Привередница», «Жихарка», «Мужик и медведь», «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Чудесные лапочки», «Снегурочка», «Журавль и цапля»

- В. Осеева «Волшебная иголочка»

- Ю. Тувим «Овощи»

- А. Плещеев «Зимний вечер»

- А.К. Вестли «Аврора из корпуса «Ц»»

- С. Маршак «Хорошмй день»

- М. Пляцковский «Кукушка», «Ты на свете лучше всех»

- А. Плещеев «В бурю»


Сформулируйте 3 вопроса для девочек (мальчиков) дошкольного возраста для беседы на тему: «Что значит быть настоящей девочкой, мальчиком?».

1. Что значит быть девочкой?

2. Что значит быть мальчиком?

3. Как вы считаете, в какие игры можно играть только девочкам?

4. Как вы считаете, в какие игры можно играть только мальчикам?

5. Может ли быть совместная деятельность, игра между девочками и мальчиками?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: