Групповые формы работы на уроках литературного чтения




Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе. Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с фронтальной работой.

1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

2.Дети учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными навыками.

3.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

4.Возрастает значимость личности каждого ученика.

Традиционно выделяют 3 вида групповой работы: парную работу (когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом); единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп); дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели).

Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Для того, чтобы групповая работа не ассоциировалась с шумом, пустыми разговорами,ссорами её необходимо правильно организовать.

Правила работы группы:

- при обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала только ваша группа;

- в процессе работы нужно дать высказаться каждому желающему;

- выполнив задание, убедитесь в том, что каждый член группы готов ответить от имени группы;

- будьте внимательны к ответам каждой группы.

В групповой работе очень важен темп. Он способствует концентрации внимания. Ограничение времени на выполнение задания, очень важная мелочь, которую учителю важно оценить до начала работы. Групповая работа является эффективным фактором формирования коммуникативных УУД, отражающие умения работать с текстом:

1. воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

2. анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

3. составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

Комментарии учителя помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы, чтобы попробовать самим работать так же дружно. Так создаются условия для того, чтобы дети нашли свой собственный, наиболее удобный для данной группы способ взаимодействия». При подготовке к уроку для удобства можно разделить текст на четыре части и составить план, который во время урока целесообразно разместить на доске за занавеской. Открыв план на доске, предложить детям определить границы каждой части, которые они помечают в книге простым карандашом. Обсуждение ведется коллективно. Теперь можно попросить ребят сесть группами по четыре человека. Группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой,пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста. Группы заканчивают работу почти одновременно. Некоторые из них успеют выступить у доски. Оценивать их должен весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе товарищей. На дом можно задать научиться пересказывать целое произведение. Как, правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания в парах не возникает трудностей с пересказом. И каждый ребенок, зная, что ему обязательно придется отвечать, непременно выполнит задание дома. Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей, сколько в рассказе или сказке действующих лиц, нужно выписать на доске их на доску. Затем предложить детям образовать группы и распределить роли между всеми детьми. И опять дети могут сами осуществить дифференцированный подход: роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Дети читают произведение в группах, корректируя работу друг друга. Учитель проходит от группы к группе, прислушиваясь к их работе.

Если кто-то из детей не вошел в группу, с ним можно организовать работу отдельно. На этапе демонстрации результатов работы ребята выходят к доске и читают текст по ролям. Каждый раз это момент рождения маленького спектакля, разыгранного в лицах. Удовольствие получат и те, кто стоит у доски, и те, кто сидит за партами. Каждое выступление группы сопровождается аплодисментами. Обсуждение работ групп должно проходить обязательно. Организация групповой работы активизирует учебную деятельность школьников,повышает эффективность урока.Каждый ребенок получает возможность активно говорить и читать до четырех минут на уроке. Те дети, которые ранее работали в сильных группах и являлись исполнителями, теперь берут ответственность на себя. В последствии они стали работать на равных в других группах и, как следствие, начали читать более громко, чётко, уверенно. Групповая работа на уроках чтения важна с точки зрения формирования осознанности действия. Так, Дима вообще не мог даже место своё уступить, пересесть на другое, плакал, в группе не уступал совсем, с ним невозможно было договориться, поэтому чаще он работал индивидуально, однако при этом наблюдал, как дети работают в группе. Вся система работы в группе, когда дети готовили выступление, рассказывали о своих трудностях в группе, давали советы, позволила этому мальчику сначала уходить со своего места, затем научиться договариваться, а потом доводить дело до конца и выступать. Не каждый раз, но часто он стал уступать другим детям. Обобщая рассмотренные примеры, можно говорить о том, что чтение,если рассматривать его не только как технический навык, а как речевую деятельность во всей ее полноте, может развиваться лишь в том случае, если учителю удастся вызвать к жизни собственные ресурсы ребенка и помочь ему их осознать. А это возможно только при качественной организации в классе групповой работы и критериального оценивания.

Виды работы по развитию речи с использованием групповых форм работы

на уроках литературного чтения:

1. Дописать стихотворение четырьмя строками.

2. Подобрать синонимный ряд.

3. Словами, жестами и мимикой прочитать стихотворение.

4.«Слово к слову - стих создался» (каждый в группе дополняет рассказ своими предложениями, пока не получится рифма);

5. Спрашиваю я, а ты отвечаешь одним словом;

6. Распространение предложений. После коллективного обсуждения дети выходят к доске и один из детей называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие;

7. Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению;

8. Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.

Эти упражнения по развитию речи использую в основном для коллективной работы, так как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга. Для детей результат деятельности группы -новая информация, влияющая на последующую работу группы. Объединение в группы способствует сплочению детей. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них ввырабатывается умение работать именно в команде.

Литература:

1. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Романова Л.М. Подходы к обучению смысловому чтению в начальной школе;

2. Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Осетрова Е.В. Контекстное чтение как необходимый этап формирования читательской компетентности младшего школьника;

3. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: