Необходимость преодоления несовершенства детской речи




1.Каждый возраст отличается избирательной повышенной восприимчивостью к разным видам обучения, Если ребёнок к четырём годам по каким-то причинам не усвоил речь, то процесс обучения будет происходить с гораздо большим трудом, дольше и без того

успеха, который достигается в обычные сроки.

2.Задержка в речевом развитии тяжело сказывается на памяти, работоспособности.

3. Речевые расстройства порождают своеобразные изменения в харак­тере ребёнка: замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, маскирующие или облегчающие речь уловки.

4. Неудачные попытки преодолеть свои затруднения при общении или замаскировать их могут вызвать чувство собственной неполноценно­сти, депрессивные состояния, негативизм; порождают чувства обиды, до­сады, иногда озлобленность и раздражение.

Учёными доказано, что чувство ущемлённости от сознания своего дефекта речи встречается и у дошкольников. Но оно не зависит от тяжести нарушения речи, а связано с теми социальными условиями, в которых растёт ребёнок и, конечно, с типом его высшей нервной дея­тельности.

5.У детей с расстройствами речи часто наблюдается нарушение не только речевой моторики — парезы языка, губ (неполные параличи), но и общей: дискоординация, неточность и слабость движений, их замедленность или, наоборот, двигательная расторможенность.

6.Всё это, в свою очередь, порождает особенности поведения детей в играх и общеобразовательных занятиях: нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны; они чаще выступают зрителями или берут на себя в игре подчинённые роли.

Но бывает и наоборот, когда у плохо говорящих детей отмечается неоправданно смелая фантазия, некритичность к своему поведению, дви­гательное беспокойство, суетливость, речевая утомляемость, что затруд­няет включение в коллективную игру.

7. У некоторых детей действия с игрушками не носят развёрнутого игрового характера, не имеют смысла и целенаправленности (например, ре­бёнок берёт куклу, снимает с неё платье и бросает, долго смотрит на куклу, потом и её оставляет).

8. Не устранённые в детском возрасте замены и смешения, как уже указывалось ранее, отрицательно влияют на письмо и чтение. Отставая в учении и теряя интерес к нему, такие школьники нередко переходят в ка­тегорию нарушителей дисциплины.

9. Звуки, исправленные только в старшем школьном возрасте, с тру­дом вводятся в самостоятельную речь. Дети, даже став взрослыми, научи­вшись правильному произношению, продолжают произносить прежние, искажённые, но более привычные для них звуки.

10. Невнятная речь ребёнка создаёт впечатление его невоспитаннос­ти, умственной ограниченности, некультурности. Бывают даже случаи, когда дети с тяжёлыми нарушениями речи ошибочно попадают в школы для умственно отсталых (например, дети, страдающие ринолалией).

11. Некоторые недостатки речи ограничивают возможности в выбо­ре любимой профессии, мешают в труде и в повседневной жизни.

Таким образом, можно сделать выводы: речевые расстройства отрицательно влияют на воспи­тание психических функций, в том числе на умствен­ное развитие и на формирование характера ребёнка, в результате общество получает неполноценных лич­ностей; необходимо в работе с такими детьми предусматри­вать не только коррекционные приёмы, направленные на преодоление собственно речевых недостатков, но и ряд обучающих и воспитательных мероприятий.

 

Предупреждение недостатков речи

 

Что же способствует правильному речевому воспитанию?

1. Прежде всего, это правильная, спокойная, замедленная речь окру­жающих. С малышом нельзя говорить в обычном темпе, так как вслед­ствие недостаточного в этом возрасте развития речеслухового аппарата он не всё успеет услышать и понять.

2. Если ребёнок затрудняется выразить свою мысль, переставляя или пропуская слоги, ему следует мягко подсказать. После многократного по­вторения трудных слов малыш с удовольствием повторяет их за мамой, делать это он должен добровольно. Излишняя требовательность раз­дражает, обижает ребёнка, может вызвать боязнь «открыть рот», молчали­вость, даже отвращение к речи.

3. Не следует раздражаться детской «болтовнёй», малыш тренирует свои органы речи. Однако не следует забывать и о речевой дисциплине: можно напомнить, что нужно не мешать, когда взрослые разговаривают; играть тихо, когда кто-то спит или болен; не кричать.

4. Не рекомендуется перегружать ребёнка — учить буквы, обучать чте­нию в трёх-четырёхлетнем возрасте без его желания; результат часто бы­вает обратный желаемому.

Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наи­более благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребёнка.

5. При раннем речевом развитии не следует принуждать малыша к рассказыванию стихов, демонстрировать его перед гостями — это может привести к заиканию.

6. При позднем развитии речи не стоит заранее бить тревогу, нужно стараться больше играть с ребёнком в разные речевые игры, пополняя его пассивный словарный запас.

7. Вредно излишне возбуждать фантазию и чувства ребёнка частыми и продолжительными телепередачами, особенно перед сном. Это перевозбуждает его, способствует расстройству нервной системы, сна и даже по­явлению заикания.

8. Кроме того, предупреждению речевых недостатков способствует создание условий для нормального функционирования речевых органов: речедвигательного, слухового, голосового, дыхательного аппаратов, а так­же зрения, обоняния и осязания.

 

Участие речевых органов в формировании речи

Речедвигательный аппарат: его подвижные органы — язык, губы, мягкое нёбо, язычок и нижняя челюсть — сближаются то друг с другом, то с неподвижными органами артикуляции (верхняя челюсть, альвеолы, твёрдое нёбо и задняя стенка глотки).

При короткой подъязычной связке, ограничивающей движение языка вверх, к нёбу, требуется немедленное хирургическое вмешательство с целью её подрезания, что создаёт нормальные условия для образования звуков в верхней позиции: Р, Рь, Л, Ль, Ш, Ж, Ч, Щ.

Исправление неправильного прикуса способствует предупреждению возможного межзубного или бокового произношения С, Сь, 3, Зь, Ц и др.

Нарушения речи могут объясняться и недостаточной подвижностью органов артикуляции, поэтому надо больше заниматься развитием их дви­жений, а при необходимости делать массаж языка и губ.

Слуховой аппарат: слух считается нормальным, когда ребёнок, стоя спиной к проверяющему, слышит слова и фразы, сказанные шёпотом на расстоянии шести-семи метров от ушной раковины, и правильно их повторяет. При лёгком снижении слуха ребёнок слышит разговорную речь на расстоянии шести — восьми метров, а шёпот — на расстоянии трёх метров. Восприятие шёпота на расстоянии только одного метра указывает на значительное снижение слуха.

У детей со сниженным слухом отмечаются замены шипящих и сви­стящих звуками Т, Д: санки — «танки», шапка — «тапка», заяц — «даят» и другие дефекты речи.

Голосовой аппарат — это гортань, её голосовые связки. Различают высокий и низкий, громкий и тихий голоса. При хриплом или визгливом, глухом или грубом, слишком громком или тихом голосе страдают внят­ность и чёткость произношения, не говоря уже о том, что такой голос неприятно слышать.

Потому нельзя допускать долгого и напряжённого крика, доходящего до «закатывания». Это может надорвать ещё нежные голосовые связки. Не следует взрослым петь в хоре с детьми громким голосом. Музыкальное сопровождение также не должно заглушать их пения, иначе дети перена­прягают голосовые связки, добиваясь, чтобы их услышали. Песни должны соответствовать возрастному диапазону голоса ребёнка, т. е. без слишком высоких и низких нот.

Если у малыша очень тихий голос, то с ним лучше разговаривать на расстоянии. Тогда незаметно для себя ребёнок говорит громче. Полезны выступления на утренниках перед большой аудиторией, а также чтение стихов то громким, то тихим голосом.

Задача взрослых — научить ребёнка руководить своим голосом, не превышать его возможностей в любой обстановке.

Дыхательный аппарат — грудная клетка, лёгкие, диафрагма и мыш­цы живота.

Речевое дыхание — ротовое, причём вдох делается ртом быстро, неза­метно, плечи не поднимаются, дыхание диафрагмальное: при вдохе живот слегка увеличивается, при выдохе — уменьшается; речь плавная, без остано­вок после каждого слова. Трёхлетний малыш на одном выдохе может произ­нести два — четыре слова, а в пять-шесть лет — до шести слов. Примером ему служит речь взрослых. Читая детям сказку, стихи, взрослые сами должны соблюдать правильное, спокойное дыхание: перед каждой фразой, не торо­пясь, делать вдох ртом. Ребёнок незаметно для себя подражает этому.

 

Обследование речи

В зависимости от разных причин и условий воспитания у многих детей наблюдается нечёткая, смазанная, невыразительная речь, в быст­ром темпе, голос тихий, дыхание поверхностное, они говорят сквозь зу­бы, почти не открывая рта, с неподвижными губами, неправильно произ­носят звуки. Такие дети подлежат тщательному речевому обследованию. Обращается внимание на следующие компоненты речи:

• произношение звуков;

• фонематическое восприятие;

• звукослоговой анализ и синтез слов;

• словарный запас;

• грамматический строй языка;

• понимание речи;

• средства выразительности речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: