Процесс становления Приднестровской Молдавской Республики можно проследить, анализируя события 1990-1991 гг. 2 июня 1990 г. представители местных Советов народных депутатов Приднестровского региона Молдавской ССР провели 1 съезд народных депутатов МССР, городских, районных и сельских Советов Приднестровского региона. На нем решались политические и экономические вопросы, связанные с ситуацией в Молдавской ССР в целом, и в Приднестровье в частности. Делегаты съезда сформировали Координационный совет, который первоначально планировался преимущественно как экономический совещательный орган, но на съезде было решено возложить на него и некоторые политические функции. Итогом работы I съезда стало принятие Декларации "О социально-экономическом развитии Приднестровья".
Помимо экономических положений (о развитии хозяйственных отношений, провозглашении рыночных отношений, признании многообразия форм собственности) Декларация содержала и важнейшие политические нормы построения государственной власти (передача власти Советам народных депутатов, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, аполитичность должностных лиц любого уровня всех ветвей власти). Документ закреплял некоторые права и свободы граждан (политический плюрализм, равенство национальностей, свободное развитие культуры и языков, свобода национального самоопределения личности), ставшие основой конституционного строя Приднестровья. В Декларации также были оговорены полномочия Координационного совета.
Правовой базой создания и функционирования Координационного совета Приднестровского региона послужил закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 г. В соответствии с этим законодательным актом сельские населенные пункты, поселки, города, в целях наиболее полной реализации своих прав и отстаивания интересов, могли объединяться в ассоциации. Кроме того, местные Советы народных депутатов были вправе образовывать территориальные и межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые органы управления, утверждать их структуру и штаты.
|
На основании положений названного закона съезд на территории Приднестровья провозгласил установление "власти" Координационного совета. На него же возлагались функции нредставительства социально-экономических интересов Приднестровского региона на всех уровнях, в том числе и в отношениях с государственными и иными организациями СССР, союзными и автономными республиками. Кроме того, Координационный совет совместно с Верховными Советами СССР и МССР должен был определить условия нахождения конкретных объектов собственности Союза ССР и Молдавской ССР на территории Приднестровья, создать исполнительный комитет для руководства действиями, направленными на развитие народного хозяйства региона. Решения Координационного совета вступали в силу только после их одобрения городскими и районными Советами народных депутатов или их президиумами.Чрезвычайный съезд народных депутатов всех уровней Приднестровского региона состоялся 2 сентября 1990 г. в Тирасполе. Главными на повестке дня стали вопрос о дальнейшем развитии края в связи с обострением общественно-политической обстановки в Молдове, оказывающей негативное влияние на социально-экономическую стабильность в регионе, и проблема установления государственности в Приднестровье через волеизъявление народа, выраженное им на референдумах и сходах, которые прошли на всей территории.
|
Важнейшим итогом заседания съезда стало принятие Постановления об образовании в составе Союза ССР Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР). Первым высшим органом государственной власти ПМССР был провозглашен Временный Верховный Совет в составе 50 депутатов, которому поручалось до 1 декабря 1990 г. провести выборы в Верховный Совет ПМССР. Временный Верховный Совет, Председателем которого стал И.Н Смирнов, учреждал комиссии, формировал органы исполнительной власти Приднестровской МССР. На территории республики провозглашалось действие законодательства Союза ССР и не противоречащих ему законодательных актов МССР, принятых до 30 августа 1989 г.
декабря 1991 г. для реализации такого важного признака государства, как собственное законодательство, Верховный Совет принял постановление "О порядке применения законодательства на территории Приднестровской Молдавской Республики". В соответствии с данным постановлением в регионе стали действовать (за некоторым исключением) все кодексы МССР с внесенными изменениями, а иные законодательные акты лишь в части, не противоречащей Конституции и актам ПМР.
съездом был принят Декрет о государственной власти, где высшим органом законодательной власти провозглашался съезд народных депутатов всех уровней, а на Верховный Совет и его Президиум возлагались обязанности по осуществлению государственной власти и исполнительно-распорядительных функций в период между сессиями. Декрет не содержал положений о главе государства и республиканских органах исполнительной власти, но в то же время провозглашал независимость судебной власти и подчинение ее исключительно закону.
|
сентября 1991 г. постановлениями Верховного Совета на основе атрибутики Молдавской ССР, действовавшей до 1990 г., были установлены символы государственной власти ПМССР - флаг и герб. 5 ноября Верховный Совет, учитывая пожелания жителей региона, постановил именовать территориальное новообразование "Приднестровская Молдавская Республика".
Временный Верховный Совет в период со 2 сентября по 25 ноября 1990 г. решал вопросы по созданию органов исполнительной власти и назначению их руководителей, а также политические вопросы по установлению связей с органами государственной власти Союза ССР и других союзных республик.
Первыми конституционными актами, принятыми 8 декабря 1990 г. Временным Верховным Советом первого созыва, стали Декларация о суверенитете Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики и новая редакция Декрета о государственной власти, еще более развивающая принцип разделения ветвей власти. Фактически в отсутствие основного закона республики данные правовые акты можно расценивать в качестве такового, поскольку Декларация о суверенитете провозглашала ПМССР суверенным государством, утверждала разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, устанавливала территориальные пределы республики, определяла высшие органы государственной власти.
Данный правовой акт имел большое значение и для развития хозяйственных отношений в ПМССР. Он отражал новый взгляд на формы собственности - основой хозяйствования признавались рыночные отношения без какого-либо вмешательства со стороны Советов или исполнительных органов власти. Земля и природные ресурсы стали государственной собственностью. Декларация содержала нормы, устанавливающие отдельные права и свободы граждан: право на здоровую экологическую среду, на национальную принадлежность, на свободное культурное развитие, свободу совести, равноправие языков.
Декрет о государственной власти детализировал вопросы, касающиеся основных принципов формирования, деятельности и взаимодействия органов высшей государственной власти в соответствии с принципами разделения властей, закреплял независимость судей и народных заседателей, равенство граждан перед законом и судом, политический плюрализм.
Следует отметить, что Декрет о государственной власти, принятый Верховным Советом первого созыва, принципиально отличался от одноименного правового акта, принятого на II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровского региона, подходом к формированию органов государственной власти и их полномочиям. В соответствии с Декретом определялись высшие органы государственной власти. Высшим законодательным и контролирующим органом стал Верховный Совет в составе двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей. Органы исполнительной власти, согласно закрепленным в Декрете нормам, возглавлял Председатель ПМССР. О третьей ветви власти - судебной - в документе говорится лишь как о независимой, поскольку соответствующая структура в Декрете отсутствовала. Таким образом, данным документом подтверждалось действие на территории Приднестровья принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Местными органами власти являлись Советы, обладавшие всей полнотой власти на подведомственной территории и формировавшие подотчетные исполнительные органы местного самоуправления. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории ПМССР осуществляла Прокуратура - государственный орган, подотчетный Верховному Совету. Правовым актом, послужившим основой Конституции ПМССР от 2 сентября 1991 г., являлась Декларация о независимости ПМССР, принятая 25 августа 1991 г.
. Конституции Приднестровской Молдавской Республики 1991 г., 1995 г., новая редакция Конституции 2000 г.
Анализируя положения Конституции ПМССР от 2 сентября 1991 г. и Конституции от 24 декабря 1995 г., а также последние изменения и дополнения, внесенные соответствующим конституционным законом от 22 июня 2000 г., можно определить путь становления и развития государственности Приднестровской Молдавской Республики.
Принятие трех вариантов Основного закона республики (Конституции) всего за десять лет ее существования свидетельствует о напряженном процессе поиска наиболее рациональных вариантов формирования, об этапах деятельности высших органов государственной власти, формах правления,*а также о качественных изменениях функций государства на конкретном историческом этапе.
Первая Конституция ПМССР была разработана на основе трех важнейших правовых актов республики, действовавших в течение определенного времени и осуществлявших регламентацию государственной и общественной жизни молодого государства. К ним относятся: Декларация о суверенитете Приднестровской МССР, Декрет о государственной власти Приднестровской МССР и Декларация о независимости Приднестровской МССР. Как показала жизнь, роль Советов народных депутатов была в некоторой степени завышена. Тем не менее, Приднестровская Молдавская Республика создавалась местными Советами народных депутатов, которые руководствовались решениями народа, высказанными на референдумах и местных сходах.
Ко времени принятия первой Конституции еще не сформировалась четкая иерархия органов государственной власти из высших (республиканских) и местных органов самоуправления, в компетенции которых должны были находиться вопросы местного значения.
В отличие от первичных актов о государственной власти в республике, устанавливающих структуру Верховного Совета из двух палат (Совета Республики и Совета Национальностей), в первой Конституции функции каждой палаты были детализированы. Верховный Совет ПМССР являлся высшим представительным; законодательным и контролирующим органом государственной власти и избирался сроком на пять лет.
Что касается формы правления в Приднестровской Молдавской Республике, то она в соответствии с решениями I и II съездов, видоизменялась от советской к парламентской и далее к смешанной - парламентско-президентской с введением поста Президента республики. Позже, в соответствии с Конституцией 1995 г., форма республиканского правления стала ближе к президентской: Президент становился главой государства и избирался гражданами республики в ходе прямых выборов; ему принадлежали основные прерогативы в сфере исполнительной власти, одновременно он являлся Верховным Главнокомандующим. Кроме того, Президент представлял на утверждение Верховному Совету структуру Правительства и путем совместного решения формировал его.
Высшие должностные лица судебной власти (председатели Верховного и Арбитражного судов) назначались Верховным Советом по представлению Президента ПМР. Аналогичную процедуру проходили кандидаты на должность прокурора и председателя Комитета государственного контроля Приднестровской Молдавской Республики.
Верховный Совет обладал правом отмены указов Президента в течение двух недель со дня их издания в случае их несоответствия Конституции и законам СССР и ПМР. В то же время Президент являлся субъектом права законодательной инициативы, получал право накладывать "вето" на принятые Верховным Советом законы. Кроме того, Президент мог быть отрешен от должности Верховным Советом ПМР на основании выдвинутого им обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Приднестровской Молдавской Республики с соблюдением установленного порядка выдвижения обвинения.
Президент представлял Верховному Совету ежегодный отчет о своей деятельности, а также мог быть заслушан по предложению не менее одной трети депутатов, рабочего органа Верховного Совета или одной из его палат.
Определение функций государства происходило, как правило, в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность их установления зависела от очередности задач, возникающих перед обществом в его историческом развитии, а также от поставленных целей. При этом при изменении общественно-политической и социальной жизни общества функции государства не могли оставаться неизменными. На их содержание во многом повлиял многонациональный состав населения ПМР. В текстах всех трех редакций Конституции в качестве важнейших функций государства выдвигались сохранение и развитие национальных традиций и культуры народов, населяющих Приднестровье.
Поскольку Приднестровская Молдавская Республика создавалась с "нуля", в формировании органов управления государством шел постепенный процесс отмежевания от ССР Молдова как уже существующего государственного образования. Со дня своего образования, одновременно с провозглашением независимой республики в составе СССР, Приднестровская Молдавская Республика выполняла политические функции в соответствии с постановлением II съезда народных депутатов Приднестровского региона.
В конституциях 1991 и 1995 г. функции государства как главные социально-значимые направления его деятельности не были четко выделены, и их можно проследить, лишь анализируя текст данных документов. Так, политическими функциями являлось формирование народом ПМР республиканских и местных органов государственной власти, а также участие населения в государственных делах через референдум. Экономические функции реализовывались посредством провозглашения рыночной экономики, многообразия форм собственности (частной, коллективной и государственной, а также различных смешанных форм) и равной их защиты государством.
Экономика развивалась на основе саморегулирования и дополнительного целенаправленного регулирования со стороны государства. Любое влияние на деятельность предприятий со стороны Советов народных депутатов или государственной администрации исключалось; хозяйственные отношения строились только на налоговой и договорной основе.
Социальные функции государства многообразны по содержанию и, как правило, определяются провозглашением государства социальным институтом. Приднестровская МССР создавалась первоначально с целью решения территориальных социально-экономических вопросов (развитие концепции "свободной экономической зоны"). Позже, в результате конфликта с Республикой Молдова, представители Советов народных депутатов Приднестровского региона возложили на Координационный совет политические функции.
Конституция 1991 г. содержала положения об улучшении условий труда и его охране на основе научно-технических достижений, о социальном и культурном прогрессе общества, повышении уровня оплаты труда, занятости населения в сфере общественного производства, об обеспечении возможности заниматься предпринимательской деятельностью на основе коллективного или индивидуального труда. В Основном законе государства уделялось внимание охране здоровья граждан, расширению системы здравоохранения, социального обеспечения, торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, развитию физической культуры и спорта. В отдельных статьях оговаривались государственная защита семьи, материнства и детства, равноправие супругов в семейных отношениях. Первая Конституция закрепляла действие в Приднестровской МССР единой системы народного образования, соответствующей историческим и культурным традициям края, потребностям его народного хозяйства, а также определяла направления в развитии науки, подготовке квалифицированных кадров, способствовала внедрению результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы общественной жизни.
Экологическая функция государства, согласно Конституции 1991 г., реализовыва-лась посредством охраны окружающей среды и установления порядка организации экологической защиты территории республики. В Конституции 1995 г. уже было провозглашено право не только на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, но и на возмещение вреда, причиненного его нарушением. К компетенции Правительства ПМР было отнесено проведение в Приднестровье единой государственной политики в области экологии.
Реализация наиболее важной для развития государства функции налогообложения способствует формированию собственного бюджета. Первоначально на территории ПМССР применялись некоторые налоговые законы Российской Федерации. После урегулирования конституционно-правовой сферы в республике приступили к разработке И принятию собственных налоговых законов.
Функции защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка реализуются путем формирования судебных органов и органов внутренних дел.
Осуществление государственной функции обороны стало реальным после переподчинения военных комиссариатов Министерства обороны СССР Правительству ПМССР и Министерству обороны СССР. На военные комиссариаты возлагались обязанности по учету, оповещению и поставке мобилизационных ресурсов в войска, а также проведению призыва на действительную военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и Республиканскую гвардию ПМССР. Постановлением Верховного Совета 6 сентября 1991 г. была создана Республиканская гвардия, 18 сентября переведены под юрисдикцию ПМССР воинские части и подразделения Вооруженных Сил СССР, дислоцирующиеся на территории Приднестровского региона.
Однако содержащиеся в обеих конституциях функции государства не были систематизированы. Поэтому в текст конституционного закона от 21 июня 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики" была включена отдельная статья о функциях, которые берет на себя республика для реализации положений о социальном государстве. В результате принятия данного закона республика стала президентской, что преобразило характер взаимодействия высших органов государственной власти. Например, формирование органов исполнительной власти, согласно принятым положениям, Президент мог проводить самостоятельно, без обязательного ранее согласования с Верховным Советом, который утратил право участвовать в формировании органов исполнительной власти. В то же время Верховный Совет получал право возбуждать процедуру и принимать решения об отрешении от должности лиц, занимающих высшие государственные посты. Президент, согласно принятому закону, утратил право выносить на референдум вопрос о выражении недоверия Верховному Совету ПМР и распускать его, что способствовало стабильности власти.
Изменился порядок формирования судебных органов и в части назначения судей - его стал производить сам Президент. Исключение составляют должности председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов. Решение о назначении и освобождении их от должности, как и в отношении Прокурора ПМР, председателя Центрального банка принимается Верховным Советом по представлению Президента.
Важным критерием президентской республики является отсутствие Правительства как коллегиального органа, наделенного собственной компетенцией. В результате его реорганизации учреждается Кабинет Министров - исключительно совещательный орган при Президенте; все решения по рассматриваемым Кабинетом Министров вопросам стали утверждаться правовыми актами Президента.
Полномочия по отраслевому управлению возлагаются на министерства, самостоятельность которых была максимальной. Большая часть вопросов, ранее находившихся в компетенции Правительства, передается министерствам и ведомствам и регулируется посредством издания ведомственных или межведомственных актов. По Конституции ПМР, Президент вправе отменить либо приостановить действие правовых актов министерств и ведомств, государственных администраций и иных подчиненных или подконтрольных ему органов. Руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на них обязанностей перед Президентом как главой исполнительной власти, а также в соответствии с процедурой импичмента, предусмотренной Конституцией ПМР.
. Развитие системы и определение функций высших органов государственной власти Приднестровской Молдавской Республики
Формирование Временного Верховного Совета. Верховный Совет первого, второго и третьего созывов. Необходимость создания Верховного Совета как одного из высших законодательных органов республики возникла уже в процессе работы I съезда народных депутатов всех уровней Приднестровского региона, когда встал вопрос о правомочности принимаемой съездом Декларации. Однако, чтобы сформировать высшие государственные органы, следовало в первую очередь создать государство на определенной правовой основе. После провозглашения Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики на II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровского региона всех уровней был сформирован Временный Верховный Совет ПМССР, основной деятельностью которого стало обеспечение проведения выборов в Верховный Совет ПМССР.
3 сентября 1990 г. создается Президиум Временного Верховного Совета в составе 18 депутатов, Председателя И.Н. Смирнова и трех заместителей: А.З. Волковой, В.И. Глебова, А.А. Карамана.
Предпосылками формирования Временного Верховного Совета явилась необходимость оперативного государственного регулирования жизнедеятельности республики, поскольку на Координационный совет возлагалось в основном принятие решений по социально-экономическим вопросам.
Структура Временного Верховного Совета определялась императивно, через постановление II Чрезвычайного съезда. Были созданы следующие комиссии (рабочие органы Верховного Совета): по экологии; социально-экономическому развитию; межнациональным отношениям; промышленности и транспорту; сельскому, лесному хозяйству и перерабатывающей промышленности; по соцзаконности и правопорядку; соцобеспечению, здравоохранению, охране материнства и детства; труду и трудовым ресурсам; по делам молодежи, образованию, культуре и спорту; по средствам массовой информации, статистике, информатике и связи; по внешнеэкономическим связям и торговле; строительству и архитектуре; Комитет народного контроля.
На Временный Верховный Совет возлагались обязанности по проведению выборов в Верховный Совет, а также по обеспечению организации и оперативного руководства жизнедеятельностью республики: он должен был представлять на утверждение в соответствующие органы Союза ССР кандидатуры исполняющих обязанности председателя Верховного суда и Госарбитража, прокурора, министра внутренних дел, председателя комитета государственной безопасности, председателя Совета Министров республики и состав Президиума.
сентября 1990 г. Временный Верховный Совет утвердил проект закона о выборах народных депутатов и назначил дату проведения выборов - 25 ноября. На его заседаниях решались вопросы формирования в республике собственных органов государственной власти, кредитно-финансовой системы (Республиканского банка), связанные с созданием собственного бюджета на 1991 г.
За период деятельности Временного Верховного Совета-(2 сентября - 25 ноября 1990 г.) были приняты 60 постановлений, на основании которых созданы Конституционная комиссия в составе24 депутатов, Избирательная комиссия для выборов, народных депутатов в Верховный Совет ПМССР. 2 октября 1990 г. принимается закон ПМССР "О выборах народных депутатов в Верховный Совет ПМССР".
Постановлениями Верховного Совета закреплялись положения о создании структуры исполнительной власти, утверждался состав временных управлений при Правительстве ПМССР, а также порядок проведения выборов и созыва съезда народных депутатов всех уровней.
Постановлением II Чрезвычайного съезда от 30 ноября 1990 г. полномочия Временного Верховного Совета были прекращены.
Выборы в Верховный Совет* Формирование парламентских процедур в Верховном Совете. В соответствии с законом ПМССР "О выборах народных депутатов Верховного Совета ПМССР" (от 2 октября 1990 г.) "выборы народных депутатов ПМССР проводятся по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего равного и прямого избирательного права". Закон регламентировал, что "народным депутатом может быть избран гражданин СССР, постоянно1 проживающий либо проходящий службу или обучение на территории ПМССР и достигший ко дню выборов 21 года". Кроме того, он устанавливал запрет на совмещение статуса народного депутата ПМССР с должностями в исполнительной и судебной ветвях власти. Исключение составлял Председатель Правительства, который входил в состав Верховного Совета.
Выдвижение кандидатов на общих собраниях трудовых коллективов допускалось при численности не менее 100 работающих, по месту жительства - при наличии не менее 3 тыс. избирателей, инициативными группами или органами общественной самодеятельности - не менее 50 человек. 25 ноября 1990 г., по результатам выборов, в новый состав Верховного Совета вошли 64 депутата.
На первой сессии, состоявшейся 29 ноября 1990 г.,-Председателем Верховного Совета ПМССР был избран И.Н. Смирнов. 30 января 1991 г., после избрания И. Смирнова Председателем республики, его обязанности временно возлагаются на В.А. Гончара. Председателем Верховного Совета ПМССР избирается Г.С. Маракуца, его первым заместителем назначается В.А. Загрядский.
Верховный Совет первого созыва состоял из двух палат: Совета Республики и Совета Национальностей. Председателем Совета Республики стал В.А. Гончар, затем эти обязанности были возложены на Г.Ф. Пологова. Заместителем Председателя ВС была избрана А.3. Волкова. Председателем Совета Национальностей стал А.А. Караман, впоследствии -В.Л. Боднар, затем В.И. Карамануца. В своей деятельности Верховный Совет первого созыва руководствовался регламентом, утвержденным Постановлением от 18 февраля 1991 г.
С начала своей деятельности Верховный Совет ПМССР занимался вопросами, касающимися органов исполнительной власти. Постановлением Верховного Совета ПМССР от 30 января 1991 г. создается комиссия, возглавляемая И.Н. Смирновым, по формированию органов государственного управления ПМССР в составе 17 членов. Комиссии было поручено разработать структуру, штаты и смету расходов органов государственного управления ПМССР и представить на утверждение персональный состав руководителей. Рассмотрению подлежали также вопросы формирования собственной бюджетной системы. Для их решения утверждаются законы ПМССР "О Государственном банке ПМССР" (от 3 января 1991 г.) и "О бюджетной системе" (от 6 января 1991 г.). 21 мая принимается закон ПМССР "О государственном бюджете ПМССР на 1991 год".
На структуру Верховного Совета долгое время влияла система законодательных органов советского периода, когда в Верховном Совете создавался Президиум с полномочиями исполнительного органа (комитета). В период работы Верховного Совета ПМР первого созыва Президиум принимал нормативные акты, касающиеся оперативного управления в различных сферах социальной жизни, - гарантии общественной и экономической безопасности, материального обеспечения органов управления. В дальнейшем в соответствии с Конституцией ПМР 1991 г. Президиум ограничил свою деятельность. Он занимался осуществлением подготовки сессий ВС ПМР, координацией деятельности постоянных комиссий палат, организацией проведения всенародных обсуждений проектов законов республики и других важных вопросов государственной жизни, а также изданием актов об амнистии и помиловании. Кроме того, в его исключительное ведение входили следующие функции:
принятие Конституции, законов, их толкование;
изменение границ ПМР по взаимному соглашению с союзными республиками и сопредельными государствами;
- утверждение республиканских программ экономического, социального и культурного развития;
- назначение сроков выборов народных депутатов ПМР;
утверждение по представлению Президента структуры Правительства, согласование вопросов формирования его персонального состава, внесения в него изменений; образование и упразднение комитетов и других органов государственного управления ПМР;
избрание председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов; назначение Прокурора и председателя Комитета государственного контроля ПМР;
избрание членов Конституционного, Верховного и Арбитражного судов, судей районных и городских судов; утверждение коллегии Прокуратуры ПМР, персонального состава Комитета государственного контроля ПМР;
решение вопросов административно-территориального устройства ПМР;
принятие решения о проведении на территории ПМР референдума;
ратификация и денонсация международных договоров;
введение чрезвычайного положения.
Компетенция палат Верховного Совета в Конституции 1991 г. не детализирована.
В период своей деятельности (с 25 ноября 1990 г. по 24 декабря 1995 г.) Верховный Совет первого созыва принял большое количество законодательных актов, регулировавших различные стороны жизни республики.
Посредством принятия законов "О Правительстве Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики" (от 26 марта 1991 г.), "О государственном контроле в ПМССР" (от 26 марта 1991 г.), "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Приднестровской МССР" (от 17 июля 1991 г.), "О выборах Президента Приднестровской МССР" (от 22 октября 1991 г.), "О всенародном голосовании (референдуме) Приднестровской МССР" (от 22 октября 1991 г.), "О статусе Президента Приднестровской Молдавской Республики" (от 2 июня 1992 г.), "О гражданстве в Приднестровской Молдавской Республике" (от 25 августа 1992 г.), "О языках в Приднестровской Молдавской Республике" (от 8 сентября 1992 г.), "О прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики" (от 15 октября 1992 г.), "О статусе судей в Приднестровской Молдавской Республике" (от 27 октября 1992 г.), "О статусе войск Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Приднестровской Молдавской Республики" (от 15 декабря 1992 г.) были урегулированы внешние и внутренние политические вопросы.
Ввиду важности для республики правовой регламентации оборонной функции был принят ряд законодательных актов: "О республиканской гвардии Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики" (от 10 сентября 1991 г.), "О статусе военнослужащих" (от 4 января 1992 г.), "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" (от 8 января 1992 г.), "Об обороне Приднестровской Молдавской Республики" (от 8 января 1992 г.), "О вооруженных силах" (от 8 января 1992 г.).
Экономические, социальные отношения регулировались законами "О собственности в Приднестровской Молдавской Республике" (от 12 ноября 1991 г.), "Об индексации" (от 21 января 1992 г.), "О приватизации" (от 11 февраля 1992 г.), "Об основах внешнеэкономической деятельности" (от 28 апреля 1992 г.), "О предпринимательской деятельности и предприятиях в Приднестровской Молдавской Республике" (от 2 июня 1992 г.), "О пенсионном обеспечении граждан в Приднестровской Молдавской Республике" (от 19 июня 1992 г.), "О социальной защищенности ветеранов" (от 30 июня 1992 г.) и др. Также были приняты некоторые налоговые законы.
Верховный Совет второго созыва был сформирован в результате выборов, состоявшихся 24 декабря 1995 г., которые проводились в соответствии с законом ПМР "О выборах народных депутатов Приднестровской Молдавской Республики" от 12 сентября 1995 г. Первоначально статус Верховного Совета второго созыва регулировался Конституцией 1995 г., в результате его структура не была изменена. Верховный Совет состоял из Палаты Законодателей, в компетенцию которой входило принятие законов и постановлений, и Палаты Представителей, которая рассматривала принятые Палатой Законодателей законы с последующим их одобрением или отклонением, согласовывала назначение дипломатических представителей ПМР в иностранных государствах и международных организациях, а также назначение и освобождение от должностей председателей и судей городских и районных судов. Деятельность Верховного Совета регулировалась регламентом ВС, принятым 26 мая 1996 г.
Статус депутатов Верховного Совета по настоящее время определяется законом ПМР от 19 мая 1996 г. "О статусе народного депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики", в котором содержатся основные права, обязанности депутата, гарантии и формы депутатской деятельности, регламентируются его взаимоотношения с избирателями.
Законодательные и подзаконные акты, принимаемые Верховным Советом ПМР, регулируют:
сферу здравоохранения (законы: "О санитарно-профилактическом и эколого-гигиеническом обеспечении здоровья населения" от 7 июля 1996 г., "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в Приднестровской Молдавской Республике" от 2 декабря 1996 г., "Об охране здоровья граждан" от 16 января 1997 г., "О предупреждении распространения в Приднестровской Молдавской Республике заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" от 7 февраля 1997 г.);
сферу трудовых и социально-экономических отношений (законы: "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 19 февраля 1997 г., "О пенсионном обеспечении работников органов прокуратуры, имеющих классные чины, их семей в Приднестровской Молдавской Республике" от 17 июля 1997 г., "Об оплате труда работников органов государственной власти, прокуратуры и органов государственного контроля" от 3 сентября 1997 г., "Об индексации сбережений граждан Приднестровской Молдавской Республики и о порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Приднестровской Молдавской Республики" от 18 мая 1999 г., "О минимальном размере пенсии по возрасту" от 27 января 2000 г.);
сферу налоговых, бюджетных и экономических отношений, вопросы экономической поддержки деятельности предприятий.
Выборы депутатов Верховного Совета третьего созыва прошли 10 декабря 2000 г. и регулировались Избирательным кодексом Приднестровской Молдавской Республики от 9 августа 2000 г. В соответствии с конституционным законом от 21 июня 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики" структура Верховного Совета стала однопалатной. Тем не менее полномочия Верховного Совета были изменены незначительно: он утратил право толкования Конституции и конституционных законов ПМР (это право вошло в компетенцию Конституционного суда ПМР) и право участия в формировании органов исполнительной власти. Деятельность Верховного Совета третьего созыва, как и второго, регулировалась регламентом Верховного Совета.
4. Эволюция института президентства в Приднестровской Молдавской Республике