ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ




ЛЕКЦИЯ № 6

ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

От 1 мес до 1 года

Для этого возраста харак­терны высокие обменные процессы, быстрое нарастание роста, массы тела. Вместе с тем на данном этапе еще со­храняется незрелость анато­мических структур, в резуль­тате чего легко возникают срывы, особенно со стороны ж.к.т. Таким образом, для грудного периода значитель­ной проблемой является про­блема вскармливания. Запом­ните: единственно физиологи­ческим питанием грудного ребенка является вскармливание грудным молоком матери.

Инфекционные заболевания в этот период встречаются редко, так как дети получают врожденный иммунитет от матери, кроме того, в этом воз­расте малыш имеет минимум контактов. Однако во втором полугодии пас­сивный иммунитет ребенка снижается, следовательно, вероятность заболе­вания детскими инфекциями возрастает.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицину в ЗО-х годах XXI столетия.

Основными антропометрическими показателями являются:

=> МАССА ТЕЛА;

=> ДЛИНА ТЕЛА;

=> ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ;

=> ОКРУЖНОСТЬ ГРУДИ;

 

МАССА ТЕЛА

Для детей первых лет жизни применяются специальные весы (чашечные)

Прибавка массы тела до года:

1 месяц - 600 г |

2 месяц - 800 г | 2200 г 3 месяц - 800 г |

 

4 месяц - 750 г |

5 месяц-700 г | 2100 г

6 месяц - 650 г |

 

7 месяц - 600 г |

8 месяц - 550 г | 1650 г

9 месяц - 500 г |

 

10месяц - 450 г |

11месяц - 400 г | 1200 г

12месяц- 350 г |

 

ДЛИНА ТЕЛА

Для детей до 1 года используют горизонтальный ростомер. Ре­бенка укладывают так, чтобы голова плотно прилега­ла к головному концу измерителя. Медицинская сест­ра выпрямляет ножки ребенка, нажимая ему на коле­ни, пододвигая в это время передвижную подставку.

Минимальная длина тела доношенного новорожденного 45 см.

Прибавка длины тела на первом году жизни:

1-3 мес. - по 3,0 см (9,0 см);

4-6 мес. - по 2.5 см (7.5 см);

7-9 мес. - по 2,0 см (6.0 см);

10-12 мес. - по 1.0 см (3.0 см).

 

3. ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ.

Для измерения окружности головы сантиметровая лента накладывается на выдающуюся часть затылка, а спереди проходит по надбровным дугам.

При рождении 34-36 см.

На первом году жизни ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ прибавка - 1 см.

ОКРУЖНОСТЬ ГРУДИ

Измерение окружности грудной клетки у детей ран­него возраста проводится в положении лежа. Для измерения сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, спереди — на околососко­вые окружности. При рождении 32-34 см.

На первом году жизни ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ прибавка - 1,2 см.

 

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В результате определяется один из трех резуль­татов:

1) среднее (развитие, соответствующее данному возрасту);

2) ниже среднего (задержка физ. развития);

3) выше среднего (опережение физ.развития).

 

Качественная оценка возможна лишь при анализе последовательных измерений в декретированные сроки:

1) до 1 года ежемесячно;

2) от 1 года до 3 лет ежеквартально;

3) от 3 до 7 лет 1 раз в 6 месяцев;

4) старше 7 лет ежегодно.

 

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ПЕРВОГО ГОДА

ЖИЗНИ

В 1 месяц фиксирует взгляд на неподвижном предмете. При­слушивается к звукам, голосу, начинает улыбаться. Лежа на жи­воте, пытается поднять и удержать голову.

В 2 месяца длительно фиксирует взгляд. Совершает ищущие повороты головы на звук. Приподнимается и непродолжительно удерживает голову.

 

В 3 месяца, находясь в вертикальном положении, способен удерживать взгляд. Удерживает голову в вертикальном положе­нии. При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с мак­симальной нагрузкой в тазобедренных суставах. Произносит пер­вые звуки.

В 4 месяца узнает мать, рассматривает руки, смеется, способен захватывать игрушки руками.

В 5 месяцев узнает голос матери, различает строгие и ласко­вые интонации. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.

В 6 месяцев способен различать свое и чужое имя, берет иг­рушку. Может переворачиваться с живота на спину и передви­гаться. Произносит отдельные звуки.

В 7 месяцев активно занимается с игрушкой, ползает. На во­прос «где?» способен взглядом отыскать предмет.

В 8 месяцев долго играет с игрушками, самостоятельно садит­ся, сидит, ложится, встает и переступает, держась за барьер. Сам держит и ест кусочек хлеба.

В 9 месяцев совершает плясовые движения под звучащую му­зыку. Сосредоточенно слушает музыку. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками. Пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.

В 10 месяцев по просьбе взрослого выполняет различные дей­ствия (открывает, закрывает), по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.

В 11 месяцев способен самостоятельно стоять, делать первые шаги. Произносит первые слова. Держит ложку при кормлении.

В 12 месяцев узнает на фотографии знакомых людей, рассмат­ривает картинки. Самостоятельно сидит без опоры. Различает значения слов «можно» и «нельзя», самостоятельно пьет из чаш­ки. Знает несколько слов.

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

В результате определяется один из трех резуль­татов:

1) развитие, соответствующее данному возрасту;

2) задержка развития;

3) опережение развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: