ЛЕКЦИЯ № 6
ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
От 1 мес до 1 года
Для этого возраста характерны высокие обменные процессы, быстрое нарастание роста, массы тела. Вместе с тем на данном этапе еще сохраняется незрелость анатомических структур, в результате чего легко возникают срывы, особенно со стороны ж.к.т. Таким образом, для грудного периода значительной проблемой является проблема вскармливания. Запомните: единственно физиологическим питанием грудного ребенка является вскармливание грудным молоком матери.
Инфекционные заболевания в этот период встречаются редко, так как дети получают врожденный иммунитет от матери, кроме того, в этом возрасте малыш имеет минимум контактов. Однако во втором полугодии пассивный иммунитет ребенка снижается, следовательно, вероятность заболевания детскими инфекциями возрастает.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Наиболее наглядно и просто можно оценивать развитие ребенка по его антропометрическим показателям.
Антропометрические измерения были введены в медицину в ЗО-х годах XXI столетия.
Основными антропометрическими показателями являются:
=> МАССА ТЕЛА;
=> ДЛИНА ТЕЛА;
=> ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ;
=> ОКРУЖНОСТЬ ГРУДИ;
МАССА ТЕЛА
Для детей первых лет жизни применяются специальные весы (чашечные)
Прибавка массы тела до года:
1 месяц - 600 г |
2 месяц - 800 г | 2200 г 3 месяц - 800 г |
4 месяц - 750 г |
5 месяц-700 г | 2100 г
6 месяц - 650 г |
7 месяц - 600 г |
8 месяц - 550 г | 1650 г
9 месяц - 500 г |
10месяц - 450 г |
11месяц - 400 г | 1200 г
12месяц- 350 г |
ДЛИНА ТЕЛА
Для детей до 1 года используют горизонтальный ростомер. Ребенка укладывают так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу измерителя. Медицинская сестра выпрямляет ножки ребенка, нажимая ему на колени, пододвигая в это время передвижную подставку.
|
Минимальная длина тела доношенного новорожденного 45 см.
Прибавка длины тела на первом году жизни:
1-3 мес. - по 3,0 см (9,0 см);
4-6 мес. - по 2.5 см (7.5 см);
7-9 мес. - по 2,0 см (6.0 см);
10-12 мес. - по 1.0 см (3.0 см).
3. ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ.
Для измерения окружности головы сантиметровая лента накладывается на выдающуюся часть затылка, а спереди проходит по надбровным дугам.
При рождении 34-36 см.
На первом году жизни ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ прибавка - 1 см.
ОКРУЖНОСТЬ ГРУДИ
Измерение окружности грудной клетки у детей раннего возраста проводится в положении лежа. Для измерения сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, спереди — на околососковые окружности. При рождении 32-34 см.
На первом году жизни ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ прибавка - 1,2 см.
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В результате определяется один из трех результатов:
1) среднее (развитие, соответствующее данному возрасту);
2) ниже среднего (задержка физ. развития);
3) выше среднего (опережение физ.развития).
Качественная оценка возможна лишь при анализе последовательных измерений в декретированные сроки:
1) до 1 года ежемесячно;
2) от 1 года до 3 лет ежеквартально;
3) от 3 до 7 лет 1 раз в 6 месяцев;
4) старше 7 лет ежегодно.
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ПЕРВОГО ГОДА
ЖИЗНИ
В 1 месяц фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Прислушивается к звукам, голосу, начинает улыбаться. Лежа на животе, пытается поднять и удержать голову.
|
В 2 месяца длительно фиксирует взгляд. Совершает ищущие повороты головы на звук. Приподнимается и непродолжительно удерживает голову.
В 3 месяца, находясь в вертикальном положении, способен удерживать взгляд. Удерживает голову в вертикальном положении. При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с максимальной нагрузкой в тазобедренных суставах. Произносит первые звуки.
В 4 месяца узнает мать, рассматривает руки, смеется, способен захватывать игрушки руками.
В 5 месяцев узнает голос матери, различает строгие и ласковые интонации. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук.
В 6 месяцев способен различать свое и чужое имя, берет игрушку. Может переворачиваться с живота на спину и передвигаться. Произносит отдельные звуки.
В 7 месяцев активно занимается с игрушкой, ползает. На вопрос «где?» способен взглядом отыскать предмет.
В 8 месяцев долго играет с игрушками, самостоятельно садится, сидит, ложится, встает и переступает, держась за барьер. Сам держит и ест кусочек хлеба.
В 9 месяцев совершает плясовые движения под звучащую музыку. Сосредоточенно слушает музыку. Переходит от предмета к предмету, придерживаясь за них руками. Пьет из чашки, слегка придерживая ее руками.
В 10 месяцев по просьбе взрослого выполняет различные действия (открывает, закрывает), по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы.
В 11 месяцев способен самостоятельно стоять, делать первые шаги. Произносит первые слова. Держит ложку при кормлении.
В 12 месяцев узнает на фотографии знакомых людей, рассматривает картинки. Самостоятельно сидит без опоры. Различает значения слов «можно» и «нельзя», самостоятельно пьет из чашки. Знает несколько слов.
ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ
В результате определяется один из трех результатов:
1) развитие, соответствующее данному возрасту;
2) задержка развития;
3) опережение развития.