1.При обучении чтению детей следует ориентировать на последующую гласную букву и только потом на предшествующую ей согласную. Так, читая слог ВУ, ребёнок заранее делает губы трубочкой для звука У, затем, сомкнув губы, произносит сразу оба звука, слог ВУ.
2.При чтении рекомендуется картинки в книге прикрывать экраном, чтобы ребёнок не знал, какое слово он читает. Иначе, догадываясь, он произносит слово не читая (впрочем, часто невпопад).
3.Чтение должно быть осознанным, не механическим называнием слогов. С этой целью по прочтении двух-трёх слов или предложения текст закрывается экраном, а ребёнок повторяет прочитанное, затем по заданию обучающего объясняет значение слов, например: осы — это насекомые, косы — волосы у девочки. Если же ребёнок не понимает или вообще не помнит слов, чтение повторяется, при необходимости разъясняется смысл, используются рисунки к данному тексту.
4.Если текст состоит из нескольких предложений, то после их прочтения детьми или одним ребёнком составляется рассказ о прочитанном; можно повторить чтение.
5.Попутно выполняются упражнения на звукослоговой анализ слов и предложений и другие задания:
а) выбрать слова в предложении с заданным количеством слогов, гласных или согласных букв;
б) охарактеризовать букву, например прочитав слово совы. Ребёнок о букве В говорит: «Обозначает звук В, согласный, твёрдый, звонкий»;
в) определить «соседей» в словах;
г) определить количество слов в предложении; по заданию назвать предложения из двух-трёх и более слов, из них — самое длинное слово или самое короткое;
д) объяснить, почему слово Маша пишется с большой буквы. В каких ещё случаях пишутся заглавные буквы?
е) найти предлоги, простые союзы;
ж) объяснить сочетания букв: ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
Ребёнок не просто читает, но и систематически вспоминает всё, о чём узнал ранее, в процессе подготовки к чтению.
Это приучает его читать внимательно и вдумчиво, что способствует расширению кругозора, умению грамотно и правильно отвечать на вопросы.
Итак, ребёнок со временем учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков, букв и слогов состоит слово, из каких слов — предложение, а также составлять слова из букв, прочитывать написанное и рассказывать прочитанное — всё это способствует в будущем успешному усвоению школьной программы не только по письму и чтению, но и по другим предметам.
Организация занятий по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду
В работе по формированию правильного звукопроизношения воспитатель использует три формы занятий: фронтальные, по подгруппам и индивидуальные.
Фронтальные занятия по звуковой культуре речи в младшей, средней и старшей группах проводятся три раза в месяц, а в подготовительной — один раз; проводятся также четыре занятия по подготовке к овладению грамотой и непосредственно обучение грамоте. Кроме того, воспитанию правильной речи отводится по пять — семь минут дважды в неделю.
Индивидуальные занятия организуются с отстающими детьми. В подгруппы по четыре — шесть человек включаются дети, которые не усвоили материал фронтального занятия. Они занимаются два-три раза в неделю в утренние и дневные часы, до завтрака или после сна.
Во второй младшей группе и в начале пребывания детей в средней группе следует проводить три вида фронтальных занятий на каждый звук:
1.уточнение положения движений органов артикуляционного аппарата для данного звука;
2.уточнение произношения изолированного звука;
3)обучение правильному произношению звука в словах и узнавание его на слух (воспитание речевого слуха).
К концу пребывания детей в средней группе и в старшей группе — другие три вида занятий:
1) уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию;
2)воспитание фонематического слуха и правильного произношения звуков в словах;
3)формирование слухового восприятия и закрепление звука во фразовой речи.
В подготовительной группе проводятся такие виды занятий:
1)дифференциация изолированных звуков на слух, а затем и в произношении;
2)дифференциация звуков в словах: красный, лак, рыболов;
3)дифференциация звуков во фразовой речи: потешки, скороговорки.
Далее предлагаются примерные конспекты занятий с детьми в разных возрастных группах. По каждому из них можно провести несколько занятий с постепенным усложнением заданий, использовать материал выборочно или дополнить его по усмотрению педагога.