Управление мотивацией: принципы, инструменты, технологии




 

Цели: Настоящий модуль направлен на овладение принципами и инструментами мотивирования. Понимание мотивирования, как целенаправленного воздействия на организационное поведение сотрудников. Основная цель модуля - овладение инструментами управления мотивацией, используемыми руководителем в процессе оперативного управления.

День 1. Погружение в стихию

Логика первого дня:

□ продемонстрировать действие стихийных мотивационных сил в отвлеченной от реальности игре;

□ помочь участникам использовать эти силы в приближенной к реальности игре;

□ и в заключение вернуться в мир современного бизнеса с помощью деловой игры с подсчетом и распределением денег.

День 2. Управление стихией

Логика второго дня:

□ систематизировать стихийные мотивационные силы путем создания их классификации;

□ развить навыки эффективного использования стихийных мотивационных сил;

□ определить удельный вес стихийных сил при заключении и выполнении договора.

День 3. Слияние со стихией

Логика третьего дня:

□ способствовать осознанию своего места в «биосистеме» социальных организмов;

□ помочь испытать парадоксальное мотивирующее действие дискомфорта, паразитизма, напряжения неразрешенной задачи;

□ развить возможности согласования противоречивых побуждений и стратегического мотивационного самоуправления.

План тренинга и каждого из его трех дней, во-первых, зависит от представлений тренера о том, как должен совершаться переход от простого к сложному, от безличного — к более личному, от безопасного — к тому, что бросает вызов.

Во-вторых, план во многом определяется логикой перехода от разминочных упражнений к напряженной работе, а затем к упражнениям, обладающим большой внутренней мотивирующей силой, способной преодолеть усталость и падение работоспособности.

В-третьих, план диктуется необходимостью разнообразить упражнения, формы работы, способы подачи материала и приобретения нового опыта. Без разнообразия тренинг превращается в штудирование или муштру.

Мотивационный тренинг — это пространство, которое постепенно заполняется элементами опыта, как заполняется полотно стежками вышивальщицы или мазками художника. Для того чтобы получилось целостное произведение, необходимо заполнить «стежками» — элементами опыта — все пространство полотна.

Упражнение 1: «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни»

Цель — осознание отрицательного мотивационного эффекта наших самоисполняющихся предсказаний.

Инструкция

Вспомните, пожалуйста, своего подчиненного (если подчиненных не было, то сотрудника), который казался вам наименее мотивированным к работе. Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружком соответствующий балл на каждой шкале.


 

Теперь вспомните подчиненного (или сотрудника), который казался вам наиболее мотивированным к работе. Опишите его с помощью тех же 10 шкал.

 


 

Примечание. Значимыми различиями в данном случае будем считать разность в ±4 балла.

 

Итак, вы установили качества, по которым различаются наиболее мотивированные и наименее мотивированные сотрудники. Вопросы для размышления и обсуждения:

□ Какие из этих качеств напрямую не связаны с мотивацией к работе?

□ Почему они оказываются в одном блоке с мотивацией?

Кто-то из участников, скорее всего, ответит, что «почему-то» более мотивированный оказался более добрым, или более умным, или более симпатичным.

Тренеру важно четко обобщить результаты — иначе не все участники поймут, для чего, собственно, выполнялось это упражнение.

Для этого тренер должен после свободных высказываний произвести четкий опрос: «Кто оценил наиболее мотивированного сотрудника как более симпатичного? Спасибо... (здесь и далее тренер каждый раз записывает результат подсчета голосов на флип-чарте).

Кто оценил наиболее мотивированного сотрудника как менее симпатичного? Спасибо. Кто оценил наиболее мотивированного как более доброго? Спасибо... Как менее доброго?» Все данные записываются на флип-чарте в два столбца. В табл. 4.4 (Москва, сентябрь 1999, п =17) и 4.5 (Санкт-Петербург, март 1999, п =11) приведены результаты двух групп участников.

 

Таблица 4.4 Результаты оценки наиболее и наименее мотивированных сотрудников группой Первого мотивационного тренинга

 

Примечание. Возможно, данные по шкале 7 объясняются тем, что первоначально в шкале полюсу «Упрямый» противостоял полюс «Приспосабливающийся». Участники первой группы обратили внимание на то, что два эти полюса не являются, в строгом смысле, противоположными. В нынешнем варианте шкалы «Приспосабливающийся» заменен на «Податливый».


Таблица 4.4 Результаты оценки наиболее и наименее мотивированных сотрудников группой психологов, участвовавших в презентации Программы мотивационного тренинга

 

Упражнение завершается обсуждением феноменов эффекта ореола и самоисполняющихся предсказаний.

Эффект ореола — включение положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству — отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.

Самоисполняющееся предсказание — предубеждение по отношению к человеку, которое выражается в не осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашим предубеждением.

Одно из наиболее часто встречающихся самоисполняющихся предсказаний — теория X, разработанная Д. Мак-Грегором (McGregor D., 1960).

Это упражнение может быть задано на дом, однако оно не является реализационным. Если оно будет задано в первый день, то во второй день можно задать реализационное упражнение «Самоисполняющиеся предсказания».

Упражнение 2: Самоисполняющиеся предсказания

Цель — получение реального опыта преобразования самоисполняющихся предсказаний.

Инструкция

Предлагаю потренироваться в использовании самоисполняющихся предсказаний в реальной жизни. Как мы видели из упражнения «Самый немотивированный сотрудник в моей жизни», человек, мало мотивированный к работе, кажется нам менее симпатичным, менее добрым, менее умным (здесь тренер ссылается на реально полученные в группе данные). В каком-то смысле мы ставим на нем крест.

Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передается нами в словах, интонациях, жестах (вербально, паралингвистически и невербально). Человек воспринимает эти сигналы, и, может быть, даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы этого от него ожидаем. Это — психологический закон, который был подтвержден экспериментально.

Предлагаю использовать этот закон сознательно.

«Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть» (Гете).

Попробуем поработать с нашим предубеждением.

Будем действовать по следующему алгоритму (тренер выдает Алгоритм самоисполняющихся предсказаний, см. Приложение 4).

Вспомните человека, чья мотивация к работе кажется вам недостаточной или неправильной. Оставьте за порогом сознания все, что, как вам кажется, вы знаете о мотивации этого человека по прежней истории взаимодействия с ним.

Составьте для себя желаемое представление о другом человеке. Каким бы вы хотели его видеть? Какие у него должны быть цели? Какие мотивы?

Представьте себе ярко и отчетливо, чем будет движим этот человек в желаемой для вас картине будущего. Пусть ваше воображение будет смелым и свободным. Творите новый образ этого человека в своем воображении.

Запишите, каким вы видите новый образ этого человека.

К чему он стремится? Что его мотивирует?

А теперь — действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким вы хотите его видеть.

Если вы не можете встретиться с ним сегодня вечером, позвоните ему по телефону, отправьте ему послание по электронной почте и т. п.

Если вы не можете каким-либо образом связаться с ним, представьте себе, что вы сделаете, когда встретитесь с ним, и как он на это отреагирует.

На следующий день необходимо подвести итоги выполнения домашнего задания. При этом на обсуждение можно вынести такой вопрос: «Какой эффект имели позитивные самоисполняющиеся предсказания?».

Необходимо помнить, что это упражнение — поисковое, эвристичное. В процессе обсуждения тренер может узнать больше, чем он сам смог бы сказать.

Упражнение 3: Эффект Зейгарник

Цель — добиться реального переживания эффекта Зейгарник, то есть напряжения, обусловленного незавершенностью задачи, работа над которой была прервана, и лучшего запоминания материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами.

Инструкция (дается энергично и даже с нажимом, как команда)

Выберите себе место в комнате и расположитесь там. Поставьте там свой стул. Возьмите с собой свои записи. Не объединяйтесь ни с кем. На этот раз — никакой командной работы. Каждый — за себя. Это сугубо индивидуальная работа.

Решите следующую задачу (тренер открывает лист флипчар-та с текстом задачи):

Задача 1

Имеется 736 г 16%-ного раствора йода в спирте1. Требуется получить 10%-ный раствор йода в спирте. Сколько для этого нужно долить спирта?

На решение этой задачи дается 3 минуты.

(Тренер переворачивает лист флип-чарта — на следующей странице дана новая задача).

Переходите, пожалуйста, к следующей задаче. На ее решение также дается 3 минуты.

Задача 2

Из полной бочки взяли 14,4 кг квашеной капусты и затем еще 5/12 этого количества. После этого в бочке осталось 5/8 находившейся там ранее квашеной капусты.

Сколько килограммов квашеной капусты было в полной бочке?

Повторяю, для решения этой задачи вам также дается 3 минуты.

(Тренер вновь переворачивает лист флип-чарта — на следующей странице дана третья задача).

Переходите, пожалуйста, к третьей, последней задаче. На ее решение также дается 3 минуты.

Задача 3

Для покупки суперсовременного компьютера и монитора Алексею понадобится 2600 долларов. Он решил накопить их.

1 Можно «йод в спирте» заменить на «спирт в вишневой настойке» и т.п.

В первый месяц он накопил 8,5% требуемой суммы, во второй месяц на 30 долларов больше. Какую сумму ему осталось накопить?

В вашем распоряжении — 3 минуты.

Через три минуты: Время истекло. Подведем итоги. Проверьте, пожалуйста, правильность решения задач.

Задача 1: Правильный ответ: 441,6 грамма. Кто правильно решил первую задачу?

Задача 2: Правильный ответ: 54,4килограмма. Кто правильно решил вторую задачу?

Задача 3: Правильный ответ: 2128 долларов. Кто правильно решил третью задачу?

Теперь откройте чистый лист бумаги (или соответствующую страницу в вашей брошюре), так чтобы вы не видели своих прежних записей. Запишите по памяти условие задачи 1, потом задачи 2 и 5.(На воспроизведение условий дается 5 минут.)

Проверьте, насколько точно вы смогли воспроизвести условия задач. (Тренер повторяет условия.)

Задание можно упростить: например, давать только одну задачу из трех или вместо математических задач предложить участникам решать анаграммы. В последнем случае анаграммы должны быть составлены таким образом, чтобы они представлялись бессмысленным набором букв. Скажем, анаграмму ТЯРПИЛЬЕ не стоит давать именно в таком виде, так как это бессмысленное слово легко запомнить. Лучше дать просто набор букв, например: ЯТИЬЕРПЛ. (В этой анаграмме зашифровано слово «приятель».)

Сначала для разминки можно дать анаграмму КРУА, чтобы участники поняли, как нужно решать анаграммы. КРУА — это зашифрованное слово «рука». Затем можно предложить участникам для решения следующие анаграммы:

ИААЛНТКСП

АЕСРТС

ЯАЕИТТГРС

Правильные ответы: пластинка, сестра, стратегия. Можно придумать и другие анаграммы. Чем больше в слове согласных букв, тем труднее решить анаграмму.

Результаты опроса тренер записывает на доске в следующей форме:

 

Задача 1

 

В приведенных выше таблицах дан почти «идеальный» вариант демонстрации эффекта Зейгарник: те, кто правильно решил задачу, тут же забывают ее условия. Те же, кто не решил задачу, лучше помнят ее условия.

 

Таблица 4.6 Суммарная таблица по эффекту Зейгарник

Задачи Условия запомнились (+) Условия не запомнились (-) Всего
Завершенные (+) А2 В4  
Незавершенные (—) С4 Д2  

Можно вместе с группой подсчитать, каково соотношение воспроизведения завершенных и незавершенных заданий. В опытах Блюмы Зейгарник оно составляло, как известно, 1:1,9. В данном случае оно идеально — 2:4 (сопоставляем числа в ячейках А и С: два раза были правильно воспроизведены завершенные задания и 4 раза — незавершенные).

Эффект Зейгарник подтверждается и тем фактом, что завершенные задачи забываются чаше, и тоже в 2 раза (см. соотношение чисел в ячейках А и В).

Если группу слишком утомляют расчеты, можно просто развести в разные части комнаты участников с разными соотношениями. Но в таком случае используются результаты только одной задачи.

Инструкция при подведении итогов в группах, боящихся математических расчетов: Те, кто правильно решил задачу, пусть встанут справа от меня; те, кто не решил ее, — слева. Теперь те, кто правильно вспомнил ее условия, — отойдите, пожалуйста, к окну. Те, кто не смог правильно вспомнить ее условия, останутся возле меня.

 

Не решили и помнят условия — 4 человека Решили и помнят условия — 2 человека
Не решили и не помнят условий — 2 человека Решили и не помнят условий — 4 человека

 

Мы видим, что слева у окна — 4 человека. Они не решили задачу, но помнят условия.

Справа у окна оказались 2 человека. Они и решили задачу, но и условия ее помнят. Однако их ровно в два раза меньше, чем тех, кто не решил задачу, но помнят ее условия.

Мы можем сделать вывод, что эффект Зейгарник подтверждается: если задача не решена, она лучше запоминается.

Далее, возле меня справа — 4 человека. Это те, кто решил задачу и тут же забыл ее условия. Как у А.С. Грибоедова: «Подписано — и с плеч долой!». Обратите внимание, что их в два раза больше, чем тех, кто решил задачу и все-таки не забыл ее условий (это те участники, что стоят справа у окна). Это соотношение тоже косвенно подтверждает эффект Зейгарник.

Слева возле меня — 2 человека. Они не решили задачу и забыли ее условия. Эта группа «нетрадиционна» для эффекта Зейгарник. Если они не решили задачу, то, в соответствии с эффектом Зейгарник, должны были бы помнить ее условия.

Тренеру важно подойти вместе с группой к выводу о том, что нерешенная задача оставляет напряжение, превращается в «квазипотребность» (см. раздел 3.9.3).

Упражнение 4: Алгоритм картины будущего!

Цель — создание стратегического плана жизни на ближайшие 5 лет и мотивирующего девиза на ближайшие 2 месяца.

Инструкция

Давайте попробуем регулировать собственную мотивацию путем построения картины будущего.

Тренер раздает участникам Алгоритм картины будущего (см. Приложение).

Сейчас каждый должен определить свою цель на 5 лет вперед. Запишите эту цель у себя в тетрадях.

«Лучшее средство укрепить в себе какое бы то ни было чувство — это подолгу и как можно чаще поддерживать в нашем сознании идеи, с которыми оно находится в связи; стараться, чтобы эти идеи выступили перед нами выпукло, ярко, отчетливо. А чтобы этого достигнуть, необходимо представлять себе каждую вещь конкретно, со всеми ее живыми, характерными подробностями» (Пэйо Ж., 1903, с. 60).

«Для того чтобы эмоция, желание могло приобрести полную живость, нужно только, чтобы предмет желания сделался вполне ясен уму, так чтобы все его приятные, соблазнительные или просто полезные стороны выступили в сознании выпукло и ярко» (Пэйо Ж., 1903, с. 45).

Вопросы алгоритма могут помочь вам нарисовать картину будущего выпукло и отчетливо. Кем вы будете через 5 лет? Какое вы получите к этому времени дополнительное образование? Каков будет ваш ежемесячный доход? Как вы будете себя чувствовать? Какими будут ваши перспективы на будущее?

Если эти вопросы не вполне совпадают с вашими представлениями о собственном будущем, задайте себе другие. Это могут быть вопросы о ваших достижениях в бизнесе, о перспективах семейной жизни, о научных свершениях и т. п. Главное, чтобы вы смогли нарисовать действительно желанную для вас картину будущего через 5 лет. Запишите это в тетради.-

На эту работу может потребоваться от 5 до 10 минут. Заранее оговаривать время не стоит. Эта работа требует достаточно глубокого погружения в себя, самоанализа. Она должна протекать органично и занимать столько времени, сколько необходимо.

Теперь определите, что вы должны сделать в течение каждого из этих 5-ти лет, чтобы добиться этой цели. Напишите, что должно быть сделано в 2010году? В 2011? В 2012? В 2013? В 2014? (На эту работу может потребоваться 6—7 минут.)

Теперь решите, что должно быть сделано в течение ближайших 3-х месяцев для того, чтобы вы могли продвинуться к цели.

Я раздам вам эти чудесные карточки для того, чтобы вы написали на них свой девиз. (На формулирование девизов группе может потребоваться около 4—5 минут.)

Теперь те, кто может показать свой девиз всем остальным, вставят его в свой бейдж. Если девиз очень личный, его, конечно, можно никому не показывать. Давайте встанем, походим по комнате, вчитаемся в девизы других...

Надеюсь, эти девизы помогут нам мотивировать себя в течение ближайших 3 месяцев. Карточку лучше всего носить с собой в кармане. Доставайте ее всякий раз, когда будете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потерявшим цель.

Через 3 месяца нужно будет сформулировать новый девиз, и затем повторять это через каждые 3 месяца.

В конце года сопоставьте полученный результат с вашей целью на год. Если цель будет достигнута, поощрите себя. Подарите себе что-то, что вы цените, в чем давно отказываете себе, то, что вы любите. Затем уточните цель на следующий год и действуйте и далее по пп. 4— 10а.

Если цель не достигнута, все равно поощрите себя. Дайте самому себе небольшой отпуск, купите себе нужную для работы или для осуществления вашей цели вещь, пройдите какой-нибудь интересный и важный тренинг. Вы боролись, но пока у вас не получилось.

После этого уточните свою цель на следующий год и примите на себя определенные обязательства, предусматривающие некоторые лишения в том случае, если цель не будет достигнута и в следующем году.

Первое, что вы можете сделать, — это сообщить как можно большему количеству людей о своем намерении добиться поставленной цели. На карту будет поставлено ваше имя. Если самолюбие не является одной из ваших главных черт, вы можете выбрать другой путь.

Составьте контракт, который предусматривал бы определенные материальные лишения в случае, если поставленная цель не будет вами достигнута. В бихевиоральной терапии такие контракты практикуются достаточно часто. Хочешь похудеть на 10кг, а силы воли не хватает? Ты можешь заключить договор о том, что на период в 6месяцев или в 1 год ты передаешь терапевту в клинику определенные ценности, которые будут тебе возвращены, если ты похудеешь на 10 кг, и останутся в клинике навсегда, если ты этого не сделаешь. Таким образом, мотив похудеть получает серьезное подкрепление в форме опасения потерять материальные ценности.

В моей практике работы с участниками тренингов было заключено множество контрактов на разные суммы и по разным поводам. Например, речь могла идти о смене места работы, о подготовке и защите проекта, сдаче кандидатского экзамена, овладении разговорным английским языком и даже соблюдении Великого поста.

Максимальная сумма контракта из тех, которые были заключены со мной, составляла 300 долларов.

Как правило, контракты выполняются. Один слушатель заключил контракт о том, что за 5 месяцев он похудеет на 6 кг. Когда его спросили, действительно ли контракт помогает похудеть, он ответил мрачно, что помогает, но что он никому такого не посоветует. Однако контракт был им выполнен. Лишь примерно 7% заключенных со мною контрактов не были выполнены.

Если через год окажется, что вы достигли своей цели, вы сообщаете об этом доверенному лицу и возвращаете себе свой залог. Если вы не достигли цели, залог остается у него навсегда. На следующий год вы заключаете с этим же или другим доверенным лицом новый контракт, но сумма его должна быть увеличена по крайней мере вдвое.

Идея такого контракта обычно нравится большинству участников. Однако воплотят ли они эту идею — неизвестно.

Главная цель этого индивидуального упражнения — формирование убежденности в том, что мы во многом властны над тем, что произойдет с нами, если мы систематически планируем свою деятельность и сами регулируем уровень своей активации.

Приложение отдельно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: