Социально-культурная деятельность. Культурно-просветительская деятельность.




( Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. – М., 2004.)

Социально-культурная деятельность: морфология термина

…единую социально-культурную систему, характерную для любой страны и любой цивилизации, образуют две её составные части - «общество» и «культура»…. С точки зрения сторонников системного подхода, общество как целостная система состоит из целого ряда подсистем: экономической, политической, социальной и культурной, соединенных причинно-следственными связями.

…общество предстает как исторически сложившаяся, относительно устойчивая совокупность связей, взаимодействий и отношений между людьми, которая основывается на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных (культурных) ценностей и благ и опирается на поддержку со стороны множества социальных и социально-культурных институтов и организаций.

С самого начала термин «культура» ассоциировался с созданием человеком «второй природы» начиная с первого акта окультуривания им предметов природы и создания на этой основе орудий труда. Многофункциональность таких орудий труда или каких-либо других предметов, жизненно необходимых для человека, дала возможность обобщить их под понятием «культура». Культура соединяет в себе как элементы материальной, трудовой деятельности людей, так и элементы их духовной деятельности. Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере его материальной и духовной жизни, это высшее проявление творческих сил и способностей человека.

Главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Суть и смысл деятельности миллионов людей, представляющих духовную элиту общества - деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников - состоит в том, чтобы помочь каждому новому поколению в овладении материальной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека, всегда составляли одну из главных особенностей русского национального характера.

Мерой культуры и воспитанности всегда считалась интеллигентность. И Шекспира и Пушкина объединяет неординарный вывод, сделанный этими двумя величайшими гениями: причина всех человеческих бед в невежестве. Интеллигентность во все времена выступала в качестве антипода хамству и невежеству. Это положение особенно актуально для нынешнего времени практицизма, мощных процессов коммерциализации духовной сферы, в частности искусства.

Таким образом, общество предстает как социально-культурная система, которая олицетворяет единство материального и духовного производства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только физические потребности людей, но и духовные - в общении, коммуникации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д. Эти функции современного общества логично подводят нас к необходимости четкого понимания предмета социально-культурной деятельности. В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии; … деятельность социальных общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освоению, обогащению и использованию социально-культурных технологий.

Социум как явление, предмет и объект анализа можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов «социальной механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.

Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.

Культура «заполняет и насыщает все социальное пространство, образуемое кооперативной человеческой деятельностью, оказывается как бы размытой по всему телу социального организма и проникающей во все его поры»2. Можно с полным правом утверждать, что все социальные секторы и институты оказываются субъектами культурной деятельности, занимаются созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей.

В любом социуме существует множество культур, так называемых мультикультур, отличающихся рядом характеристик их носителей - отдельных лиц и групп населения. Каждую из этих групп, а соответственно, и их культур, отличает один, а то и сразу несколько признаков людей - их социальная, экономическая и гражданская принадлежность, этническое происхождение, их род, пол и половая ориентация, их мировоззрение и образование, профессия, язык, традиции, обычаи, возраст, физическое и умственное развитие, религия и др. Очень часто о культурной идентичности человека или группы можно судить и по внешним, невербальным признакам.

Каждый человек или группа людей по природе своей обладают многокультурностью, или мультикультурностью. Другими словами, в них мы обнаруживаем пересечение многих культур или, говоря иначе, культурных идентичностей. При этом одна из этих культур (культурных идентичностей) является преобладающей, доминирующей. Например, постоянной доминирующей чертой у человека может служить его национальность или пол.

В то же время многие из культурных идентичностей человека или группы представляют собой категорию крайне переменчивую, подвижную. Ученые говорят о своеобразном постоянном «дрейфе идентичности», связанном с изменением возраста, профессии, гражданства, переходом в иное вероисповедание…

…Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира». Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.

Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.

Если социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно-ориентированная, проникнутая и продиктованная определенным содержательным смыслом….

…Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшней культурной жизни.

Термины «социальная группа» и «культурная группа» в контексте нашего курса являются синонимами. Любая социальная группа, обладающая определенными отличительными чертами, одновременно может называться культурной группой. Одна и та же личность может относиться одновременно к нескольким культурным группам: социальной, возрастной, половой, профессиональной, спортивной, по интересам и т.д. Поэтому на личность как бы проецируются характерные культурные черты (привычки, интересы, стиль одежды и стиль общения, досуговые предпочтения, духовные ценности и др.), воспринятые ею от близких для нее групп. В определенной мере отнесение человека к той или иной культурной группе связано и с его местожительством (житель крупного города и провинциал), землячеством, принадлежностью к различного рода меньшинствам (этническим, конфессиональным, сексуальным и т.д.). Из сказанного следует, что социальные и культурные характеристики переплетаются не только на уровне какого-либо народа, но и на уровне отдельно взятого индивидуума.

Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».

Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости…. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.

Обратим внимание на соотношение социального и культурного: социальное - форма взаимодействия, культурное - результат взаимодействия. Главный продукт социально-культурной деятельности - люди, социальные общности и группы, социумы, освоившие культуру.

«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Социальная роль в данном контексте рассматривается как совокупность нормативно одобренных, ожидаемых окружающими людьми поведения и действий человека в определенных обстоятельствах. Человек выступает в роли первичного «атома» социальных структур, отношений и процессов….

…Взаимодействие людей служит главным признаком любого социального явления. Под социально-культурным взаимодействием подразумевается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится возможной совместная социально-культурная деятельность отдельных индивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «культурная» деятельность предполагает значимое взаимодействие, обмен в сфере культуры.

Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодействие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей….

Педагогически организованное социально-культурное взаимодействие представляет собой не только межсубъектное сотрудничество, но и взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социально-культурной деятельности. Оно имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта, между его элементами (внутреннее). Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов….

…Следует особо подчеркнуть весьма важный аспект культурной деятельности как социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. Такое взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место уделяется созданию в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных, этнических, конфессиональных и иных групп населения.

В этой связи неслучаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации…

Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», мы тем самым подчеркиваем, что, во-первых, социум, конкретная социальная общность является носителем культуры, а, во-вторых, культура по своей природе всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное….

…Глоссарий, охватывающий терминологию, используемую в общественной социально-культурной практике, включает в себя и целый рад принципиально важных терминов и понятий.

К ключевым понятиям относится понятие культурных ценностей. Как видно из сформулированного выше определения понятия «социально-культурная деятельность», одно из главных мест в нём принадлежит термину «культурные ценности». Культурные ценности - это источник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использования и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески развивающих, реабилитационных и других программ.

Сравнение ценностей, принятых в разных культурах, дает основание утверждать, что любые ценности относительны и субъективны, потому что их оценку производит человек, который не может быть беспристрастным. В результате под ценностью подразумевается относительное качество материальных или идеальных объектов - вещей, идей, представляющее собой способность удовлетворять потребности различных субъектов - отдельного человека, социума, человечества в целом. В широком смысле ценности - это то, что создается, понимается и признается необходимым культурными людьми в зависимости от уровня их культурного развития. Источниками ценностей являются либо природа, либо культурная деятельность.

Объективна и закономерна необходимость и неизбежность существования различных схем классификации культурных ценностей.

Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.

Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распространены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой); 2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).

Многие культурные ценности и организации культуры входят в состав культурного достояния народов Российской Федерации и имеют эталонное, уникальное значение в истории, культуре и искусстве Российской Федерации. Они отнесены к числу особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, пользующихся особыми формами государственной поддержки. Порядок отнесения к особо ценным объектам культурного наследия, особые формы государственной поддержки, особенности владения, использования и распоряжения особо ценными объектами культурного наследия определяются законодательством Российской Федерации.

В типологию культурных ценностей в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (1992) входят нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; здания, сооружения, предметы и технологии, имеющие историческую значимость; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Непреходящей социально-культурной ценностью каждого народа является его родной язык. Россия, как известно, обладает огромным языковым богатством. Трудно переоценить несомненную значимость языков больших и малых народов России для её объединения как единого многонационального государства. Особенно это необходимо в наши дни, когда мы постоянно сталкиваемся с нарушениями баланса языковых интересов в сторону западноевропейских языков.

В этом отношении опыт социально-культурной деятельности населения различных субъектов Российской Федерации существенно обогащается за счет бытующего во многих регионах билингвизма (двуязычия) и многоязычия. Именно по этому уже начиная с семьи, дошкольного учреждения, школы, у детей стимулируется развитие языковых навыков, в любой из групп утверждается языковый и речевой плюрализм, который используется для мультикультурного образования и воспитания каждого ребенка. Специалисты всех категорий - менеджеры, педагоги, технологи, тренеры, активно задействованнные в социально-культурных процессах, прекрасно понимают, что в современном взаимозависимом мире изучение языков становится объективной необходимостью. Для русского, проживающего в Татарстане или Калмыкии, знание татарского или калмык-ского языков может стать инструментом не только познания культуры народа, но и более успешного ведения социально-культурного бизнеса, средством создания благоприятной образовательной, творческой, рекреативной среды для себя и для других русских в ином культурном окружении. Работая в кружках, студиях, секциях, эти люди и у своих подопечных стремятся воспитывать уважительное отношение ко всем языкам, наречиям, говорам, диалектам, акцентам.

Существует ряд других версий типологизации духовных ценностей. Например, Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию: витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда и др.); социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное равенство, равенство полов и т.д.); политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.); моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, бескорыстие, уважение к старшим); религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д.); эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная самобытность и пр.); научные (истина, достоверность, объективность и т.д.); военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.

А.В. Соколов среди многообразия духовных ценностей выделяет ценности: общечеловеческие (универсальные); национальные (отечественные); групповые (сословные, профессиональные, территориальные, молодежные, женские и т.д.); индивидуальные (личностные)".

К понятию ценностей органично примыкают понятия культурного продукта, благ и услуг. Поскольку в создание каждой культурной ценности вкладывается труд конкретного человека или сообщества людей, постольку термин «ценность» может иметь и более узкую трактовку - как конечный продукт (или результат) социально-культурной деятельности, благодаря которому удовлетворяются культурные потребности людей.

Среди множества продуктов социально-культурной деятельности выделяются продукты материальные и нематериальные. К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся: 1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инструменты, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и информационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) средства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей; 2) предметы культуры, являющиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и другие произведения искусства).

Нематериальные продукты - это социально-культурные услуги, которые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравнительно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.).

В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельности, как материальные, так и нематериальные, естественным путем приобретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономистов, культурными благами.

Другими словами, культурные блага - это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Культурные блага являются результатом труда огромного числа людей, профессионально и непрофессионально занятых в процессе социальной (коллективной) и индивидуальной социально-культурной деятельности.

Жанровое и экономическое разнообразие продуктов социально-культурной деятельности зависит от разнообразия видов и форм этой деятельности в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъект культурной деятельности - физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации, - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию; в локальном, семейно-бытовом контексте - культурные ценности города, региона, социальной общности, включая семью и её переходящие го поколения в поколение семейные реликвии, традиции, обычаи, обряды, праздники….

…Культурное достояние народов Российской Федерации - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение. Объекты, относящиеся к культурному достоянию, являясь предметом общенациональной гордости, обладают государственным статусом и не подлежат продаже, обмену или дарению.

…К важнейшим сферам культурной деятельности относятся: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст. 8)….

…По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность.

Педагогический статус социально-культурной деятельности закономерно требует рассмотрения её ведущих функций и основополагающих принципов.

К основным постоянным функциям социально-культурной деятельности относятся: коммуникативная, информационно-просветительная, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

Совершенно естественно, что в зависимости от профессионального и непрофессионального, индивидуального и коллективного характера деятельности, от специфики её содержания и наличия возрастных, этносоциальных, профессиональных и прочих условий основные функции в каждом конкретном случае дополняются отдельным рядом специально востребованных вспомогательных функций, благодаря которым в конечном счете обеспечивается достижение конечного результата.

Одной из характерных для социально-культурной деятельности является её коммуникативная функция. Она предполагает реализацию потребности человека в общении (клубно-кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т.п.), в непрерывном информационном межсубъектном взаимодействии в различных сферах общественной социально-культурной практики.

Содержание коммуникативной функции применительно к социально-культурной сфере составляют производство, обмен, кодирование и декодирование, потребление и использование огромных объемов информации из мира науки, искусства, религии и других областей. Различны и уровни, масштабы реализации этой функции: межличностный, групповой, организационный (учрежденческий) и массовый.

Если, например, на групповом уровне эту функцию осуществляют, как правило, малые группы, то на организационном (учрежденческом) уровне в качестве субъектов коммуникативной функции выступают крупные интегрированные сети, охватывающие информационное взаимодействие множества людей и групп в учреждениях и организациях социально-культурной сферы (театрах и концертных залах, музеях и кино, учебных заведениях, библиотеках, парках и т.д.). На массовом уровне эта функция предполагает распространение культурной информации с помощью СМИ и средств современного аудиовизуального технологического комплекса: радио, телевидения, Интернета, кабельных и компьютерных сетей и т.д.

Наиболее полно развивающее начало воплощает в себе и информационно-просветительная функция социально-культурной деятельности.

Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Отметим характерные особенности этой функции, отличающие деятельность учреждений досуга и творчества от деятельности институтов народного образования (школ, вузов, техникумов). Информационно-просветительная функция не связана с определенным регламентом, установленным и обязательным в учебных заведениях, а основана на добровольности, инициативе, самостоятельности самих людей. Эта функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий. Она опирается на более широкий, чем в учебных заведениях, арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, навыков, умений, продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников.

С этой функцией тесно взаимодействует и культуро-творческая функция социокультурной деятельности. Она связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная), целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т. п.).

Следует помнить, что в сфере социально-культурной деятельности иерархия интересов людей, особенно детей и молодежи, на шкале ценностей постоянно меняется. Изменяется и целевая направленность интересов. От этого зависит выбор времени, места и вида педагогически организованной творческой деятельности детей и взрослых. На выбор содержания и форм досуга активно влияют кино и телевидение.

Культуротворческая деятельность людей решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого человека. Такой дефицит весьма распространен среди работающих на предприятиях.

Специфической является рекреативно-оздоровительная функция социально-культурной деятельности. По существу, она состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, причем с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, снятия производственного напряжения и одновременно развивающего воздействия. Именно поэтому при разработке программ организаторы учитывают и характер труда, его объем и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности.

Рекреативно-оздоровительная функция по содержанию и характеру ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллективный (в том числе семейный) и индивидуальный. По существу, эта функция способствует физическому и духовному восстановлению ребенка и взрослого человека (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.), а во многих случаях она направлена на социально-культурную реабилитацию людей с ограниченными возможностями, как физическими, так и психическими.

В любом случае организаторы стремятся к созданию рациональных, активных видов рекреации, основанных на добровольном, но управляемом общении. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного, неформального общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня, включающих экскурсии, соревнования и т.д.

Осуществление рекреативно-оздоровительной функции требует установления тесных контактов и взаимодействия с творческими, экскурсионно-туристскими, медицинскими учреждениями, умения учитывать самые неожиданные житейские ситуации….

…Одной из приоритетных является экономическая функция – участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуга и творчества жителей социума. Именно эта функция является достаточно востребованной для специалистов социально-культурной сферы. Выпускники высшей школы призваны квалифицированно и компетентно решать проблемы, связанные с социально-культурным менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ. Они должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

Одной из важных является функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга. Различные формы социальных инициатив и самодеятельности населения должны стать для каждого человека условием свободной реализации его конституционных гарантий, школой политической культуры и демократии. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией в области правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентироваться в социальной структуре региона и т. д.

Функция финансово-экономического обеспечения учреждений досуга связана не столько со способностью ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую деятельность, сколько с владением механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности.

Содержание функции обеспечения досуговых форм самодеятельности населения заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни. Однако на местах социально-культурные инициативы населения нередко блокируются. Поэтому социальный педагог берет на себя в каком-то смысле охранительные функции по отношению к социально значимым инициативам населения, не находящим пока поддержки муниципальных органов, государственных институтов, учреждений, защищая их от некомпетентного, порой сугубо административного вмешательства.

Анализ уровня профессиональной подготовки специалистов досуговой сферы свидетельствует о том, что существующая система их обучения недостаточно соответствует требованиям времени, нуждается в совершенствовании.

Особую ролевую функцию специалиста социально-культурной сферы можно определить как организацию групповой, семейной или личностной службы досуга в социуме. Она основана на традиционном гуманизме, уважении достоинства человека независимо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: