Основные исторические этапы




Сумерки над Европой: костры инквизиции и потери культуры


Введение

Говоря об истории инквизиции, нельзя не поразиться массовым истреблениям людей и очень низкой оценкой человеческой жизни и личности. Люди в невероятных количествах гибли, задыхаясь в дыме и пламени инквизиционных костров, погибали в мучениях в тёмницах и на поле боя. По Европе текли ручьи, реки и едва ли не моря человеческой крови. В свое время Инквизиция была тем, чего боялись: одно слово или жест, и тебя могли схватить и упечь туда, откуда уже не возвращаются. Но что ужаснее всего, так это то, что все изощренные жестокости и кровавую резню нередко устраивали во имя Создателя и во славу Божию.

Религия в то время имела огромную власть над людьми. Люди обращаются к религии с целью обрести душевный покой, найти себя и свое счастье. Верующий человек должен отвергнуть все разновидности безбожия. Вера во что-то неотделима от человека. Но, иногда эта вера переходит все границы. Пронизанные злобой и нетерпимостью к другим, люди наполнены безбожием. Что хорошего в религии, заставляющей людей ненавидеть себя и других? Разве может она принести какое-либо благо своим последователям? В чем тогда ее ценность? Человек, причиняя под влиянием ненависти боль себе и окружающим, навлекает гнев и становится безбожником.

Так давайте же посмотрим, к чему может привести массовая истерия народа, его безграмотность и сочетание фанатичной веры с «умелыми» правителями.


Создание инквизиции

 

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Латинское слово inquisitio означает «розыск». Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси. Отныне инквизиторы обязаны были сами со всем возможным рвением выискивать еретиков.

Цели и средства

инквизиция ведьма социальный жертва

Папа издал чрезвычайно жестокие указы. Согласно им все верующие обязаны были доносить инквизиции о любом подозрительном человеке. Имена свидетелей сохранялись в тайне. До судебного разбирательства защитники не допускались. Сам судебный процесс проходил в условиях строгой секретности. Вел его инквизитор, бывший одновременно и судьей, и обвинителем. Приговор нельзя было опротестовать. Обвиняемых, которые сознались и раскаялись в содеянном, приговаривали к пожизненному заключению; те же, кто упорствовал в своем «преступлении», кончали жизнь на костре. В 1252 году папа Иннокентий IV дополнил правила проведения инквизиционных процессов разрешением использовать во время дознания пытки. Террор инквизиции отрицательно повлиял на отношение Церкви к колдовству, обвиняемые под пытками все чаще вынуждены были признаваться, что действительно были связаны с демонами, отреклись от христианского учения и с помощью Дьявола причинили немало вреда. Инквизиторы собирали эти признания и использовали их как доказательство того, что Дьявол не только подстрекал свои жертвы к отходу от христианской веры, но и вознаграждал их за это сверхъестественными способностями. Так в глазах инквизиторов ересь и колдовство соединялись в единое целое. Самыми распространенными приговорами инквизиционного трибунала были изгнание и конфискация имущества. Смертная казнь применялась только в крайних случаях, обычно к проповедникам ересей, которые упорствовали в своих заблуждениях.

Основные исторические этапы

 

Хронологически историю инквизиции можно разделить на три этапа:

1. Додоминиканский этап (преследования еретиков до XII века), суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер. Зародыши Инквизиции можно найти ещё в первые века христианства - в обязанности диаконов входило разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви. Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. Угроза смертной казнью впервые была произнесена Феодосием Великим в 382 году по отношению к манихеям. В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI веке, в Италии, их деятельность отличается большой энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков. Наиболее строгим наказанием еретиков уже в ту пору было сожжение на костре.

2. Доминиканский период. Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198-1216), Григория IX (1227-1241) и Иннокентия IV (1243-1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух монахов, объездить окрестности Франции и Испании, для искоренения ереси. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. Установленные в 1233 г. Инквизиционные суды вызывали народные восстания, но всё же продолжали действовать. Тем же Григорием IX инквизиция введена была в других европейских странам, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Но не везде инквизиция отличаясь одинаковою силой и характером. Наибольшего развития и ее сила достигла в Риме. Пик итальянской инквизиции приходится на XVI век, при папах Пии V и Сиксте V.

. Испанская инквизиция. В Испании средневековая инквизиция отличалась исключительной свирепостью по отношению к еретикам-христианам, мусульманам и евреям. Испанская инквизиция была учреждена доминиканцем Томасом де Торквемада (1420-1498), назначенным правителями страны великим инквизитором и утвержденным в этой должности папой. Первоначально испанские правители использовали инквизицию против мусульман и евреев, однако позднее она превратилась в орудие борьбы с политическими противниками. Но, каковы бы ни были ее задачи, испанская инквизиция оставила кровавый след в истории своей страны. По своим методам и процедуре судопроизводства она не слишком сильно отличалась от средневековой инквизиции, однако ее жертвы исчислялись тысячами. Испанский король Филипп II (правил в 1556-1598) укрепил испанскую инквизицию с намерением искоренить малейшие признаки ереси и протестантизма в своей стране. В октябре 1559 он принял решение лично наблюдать за сожжением 12 еретиков. Инквизиция Филиппа с особой жестокостью преследовала. Процессы по делам еретиков происходили тайно, так что те, кто был ложно обвинен и подвергнут пыткам, не могли обратиться даже к местному духовенству. Как и прежде, жертвами этих процессов становились также и известные люди.

. Римская инквизиция. Папа Павел III в 1542 учредил римскую инквизицию. Действие римской инквизиции ограничивалось пределами Италии. Тридентский собор (1545-1563) призвал инквизицию к большей активности, однако даже ревностные католики из числа европейских государей отказывались развернуть религиозную войну против своих собственных подданных. На практике католические государи казнили лишь самое малое число протестантов и только в тех случаях, когда их протестантизм заключал в себе политическую угрозу. Однако в Италии инквизиция под давлением папы Павла IV (правил 1555-1559) немало способствовала искоренению протестантизма. В еще большей степени она помогла искоренить распущенность нравов, приобретенную итальянцами в эпоху Возрождения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: