1. Альтшуллер Г.С. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. - 1956. - № 6
. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества (М.: Просвещение) - 1993
3. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе - Москва: Знание, 1989
4. Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Педагогика, 1985
. Занкова Л.В. Избранные педагогические труды. - 3-е изд., дополн. - М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.
. Запорожец А.В. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста т. VI, 1941
. Клименко В.В. «Как воспитать вундеркинда» (СПб., 1997)
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - Москва - Воронеж, 1997.
. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. - С.31.
. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988.
. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1991.
. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста - Волгоград,1994
. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 2000.
. Рензулли Дж. Концепция одаренности
17. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.
18. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2001.
. Торрентс Э.П. Tests of Creative Thinking. - Scholastic Testing Service, Inc., 1974
20. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., 1966
21. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.
. Эльконина Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962..
Приложение 1
Тематические серии групп творческих заданий
Тематические серии | Содержание творческих заданий | Типы заданий | Возможности учебных предметов |
“Театральная” | Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки | Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве | Художественный труд Литературное чтение |
“Бионика” | Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники | Создание Преобразование | Окружающий мир |
“Винни-Пух решает вслух” | Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Родари, Л. Кэррола, А.А. Милна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй | Создание Преобразование Использование в новом качестве | Обучение грамоте Литературное чтение |
“Технический мир” | Изучение и создание различных технических объектов | Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве | Обучение грамоте Художественный труд ОБЖ |
“Природный мир” | Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений | Познание Преобразование | Обучение грамоте Окружающий мир ОБЖ Литературное чтение Русский язык |
“Организм человека” | Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями | Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве | Окружающий мир ОБЖ |
“Головоломки” | Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов | Создание Преобразование | Математика Окружающий мир Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык |
“Признаки” | Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений | Познание Создание Преобразование Использование в новом качестве | Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык |
“Космос” | Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости | Создание Преобразование Использование в новом качестве | Обучение грамоте Художественный труд Окружающий мир |
“Страна несделанных дел” | Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний | Преобразование Использование в новом качестве | Окружающий мир ОБЖ |
“Бесприродный технический мир” | Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными | Преобразование Использование в новом качестве | Художественный труд |
“Фантастические сюжеты” | Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов | Познание Создание Преобразование | Обучение грамоте Литературное чтение |
“Да-Нетки” | Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов | Познание | Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд |
“Безопасность” | Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) | Создание Преобразование Использование в новом качестве | Окружающий мир ОБЖ Художественный труд |
“Проблемы третьего тысячелетия” | Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство) | Создание Преобразование Использование в новом качестве | Окружающий мир ОБЖ |
“Гениальные” задачи” | Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом | Создание Преобразование Использование в новом качестве | Дополнительная учебная программа |
“Достойный ответ” | Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения | Познание Использование в новом качестве | Обучение грамоте Литературное чтение Окружающий мир |
“Что такое хорошо?” | Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия) | Познание | Математика Окружающий мир ОБЖ Обучение грамоте Литературное чтение Русский язык Художественный труд |