Усвоение некоторых грамматических навыков




Грамматические формы языка ребёнок осваивает прежде всего в об­щении с окружающими, в процессе обогащения и активизации словаря, формирования связной речи.

Основной формой обучения являются речевые занятия с детьми. Посредством дидактических игр и упражнений внимание ребёнка об­ращается на те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у него определённые трудности. К ним относятся ошибки на изменение существительных по падежам: вместо сочетания нет сапог, карандашей — «нет сапогов, карандашов»; котята, цыплята — «котёнки, цыплёнки»; нет телят, гусят — «нет телёнков, гусёнков». Отмечаются грубые ошиб­ки на согласование: «моя платье», «два лисёнков», «на зелёной дереве» и многие другие.

Овладение всеми этими грамматическими формами начинается уже в младших группах детского сада, т. е. детьми трёхлетнего возраста. А спустя год, в средней группе, ребёнок учится употреблять повели­тельное наклонение таких глаголов, как ехать, бежать, лежать: езжай, беги, ляг, а также все формы глагола хотеть: хочешь, но хотим, хотите, хотят.

В этом же возрасте дети начинают использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. (Апельсин боль­шой, а мандарин маленький.)

В беседах о явлениях природы или по сюжетной картинке, а также по прочтении сказки или рассказа необходимо предусматривать вопросы, побуждающие ребёнка использовать предложения различной структуры (Какие птички? Где сидят? Почему улетают?). Хорошо, когда ребёнок по­вторяет свой рассказ Незнайке или кукле Кате, которые тоже учатся рас­сказывать, но нуждаются в помощи.

В старшей группе, в возрасте пяти лет, дети учатся пользоваться не­склоняемыми именами существительными: пальто, кофе; подбирают одно коренные слова с разными аффиксами: кот - котик - ко тище. сахар - сахар- ница. строит - стр оитель: участвуют в инсценировках сказок.

К семи годам ребёнок овладевает всеми грамматическими формами разных частей речи, в том числе наречиями, характеризующими приз­наки действия: пространственными (пошёл вперёд, назад), временными (пришёл поздно), образа действия (бежал быстро); правильно употребля­ет предлоги; причастия образует первое время с помощью взрослых (журчит ручей — журчащий ручей); в детской речи появляются сложные слова (самолёт, вездеход), сложноподчинённые предложения с союзами потому что, если. В результате речь можно считать полностью сформи­рованной.

Дидактические игры на образование грамматических форм слов

Имя существительное

Словоизменение

1.«Один — много». (Образование именительного падежа множественного числа.)

Взрослый называет один предмет, а ребёнок — много: рукаруки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло.

2.«Кто вышел?» (Единственное и множественное число, именительный падеж.)

Из берлоги вышел... медведь; из норы вылезла... лиса, выбежали... мышки; из дупла выглянула... белка и др.

3.«Почтальон». (Винительный падеж, единственное и множественное число.)

Что он приносит? — Письмо, письма; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки.

4. «Что спрятали?» (Винительный падеж.) Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. — Что спрятали?

5. «Что покажу? (Винительный падеж.) Вы показали цветы, лампу, дерево.

6. «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи.) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи.

— Корова возьмёт траву, медведь — мёд, белка — орехи.

7. «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.)

— Я надеваю брюки, рубашку, свитер.

(Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? зимой? весной? осенью?»)

8. «Комучто?» (Дательный падеж.) Косточку — собаке, зерно — курице, овёс — лошадям.

9. «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи.) Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше - конфета, Тане - печенье.

10. «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.)

Ножницы — портнихе, кисть и краски — художнику, градусник — медсестре, больному...

11. «У кого детёныши?» (Родительный падеж.)

Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади...

12. «Кого нет?» (Родительный падеж, единственное и множествен­ное число.)

Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка.

13. «Много — чего?» (Родительный падеж, множественное число.) яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев,

стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер...

14. «Чем это делают?» (Творительный падеж.)

Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом...

15. «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.) Львица с львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком...

16. «Кто чем питается? (Творительный падеж.) Корова — травой, телята — молоком, курица — зерном...

17. «Кто чем защищается?» (Творительный падеж.)

Корова — рогами, лось — передними ногами, заяц — быстрым бегом...

18. «На чём?» (Предложный падеж.)

Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках...

19. «В чём, на чём?» (Предложный падеж.)

Определение места по демонстрации действия с предметом: пла­точек — в руке, в кармане, на столе...

20. «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род.) разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (рисункам), добавляя: моя, мой, моё.

21. «Синее пальто». (Несклоняемые слова.)

У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто.

22. «Музыкант». (Несклоняемые слова.)

Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться...

23. «Что обозначает?» (Многозначность слова.)

Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка...)

 

Словообразование

Назови ласково».

Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул, окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро...



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: