Тема: Роль художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»)




Предмет: МХК

Класс: 11-А

Дата: 07.05

Тема: Роль художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»)

Ход урока:

1.Записать в тетрадь число и тему урока.

2.Прочитать материал урока, выполнить конспект.

 

Реализм (от позднелатинского realis – вещественный, действительный) – тип художественного сознания, следуя которому художник изображает жизнь в образах, соответствующих самой жизни и создаваемых посредством типизации фактов действительности. Реализм стремится к глубинному постижению жизни, к широкому охвату действительности с присущими ей противоречиями, признает право художника освещать все сферы жизни.

Вопрос о времени возникновения и этапах становления остается спорным.

Непосредственным предшественником реализма в Европе явился романтизм конца 18 – 19 века. Ошибочно считается, что реализм приходит на смену романтизму, в 19 веке они развиваются параллельно, но сначала это был романтический реализм, основанный на культе сильной и самобытной личности. Затем возникает отказ от романтической индивидуальности и иррациональности.

Новый этап развития реализм отмечен принципиальным разрывом с романтической традицией, начиная с середины 19 века.

В 70-80-е гг. европейская культура переживает трансформацию. Реализм отказывается от гиперболизации и героизации образов, социальный конфликт переносится в психологическую, частную сферу, авторские комментарии сводятся до минимума. В конце 19 века складывается материалистическая философия и наука. Развиваются новые течения и направления в искусстве.

19 век выявил все основные эстетические принципы и типологические свойства реализма. Верность традиции становится ведущим критерием художественности. Развитым формам реализма присуще стремление к непосредственной достоверности изображения, к художественному воссозданию жизни в фактах самой жизни. Для реализма характерно чрезвычайное разнообразие художественных форм. Основная проблема реализма – соотношение правдоподобия и художественной правды. Главное достояние – изображение характеров, отражение строя чувств, свойственных разным типам личности, всего того, что составляет жизнь человеческого духа.

Выявляя воздействие среды на формирование характеров, реализм соприкасается с натурализмом как направлением в искусстве. Реализму глубоко свойственен дух художественной объективности. Нравственная сила реализма проявляется в том, что даже при трагическом разрешении конфликта он остается искусством жизнеутверждающим. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способности обнаружить и запечатлеть в образах возникновение новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов. Особенно отчетливо это проявилось в литературе 20 века, когда в творчество многих писателей входят революционно-героические мотивы, возникает новое направление социалистический реализм.

В живописи очень популярным жанром становится пейзаж, запечатлевший «уголки отчизны».

Джозеф Тернер – аристократ, учился в Королевской академии живописи. Его привлекала стихия.

«Невольничий корабль» - бурное море, кишащее хищными рыбами и телами сброшенных с корабля больных негров.

Джон Констебль – главным считал передать отношение к родной земле. Рисует коттеджи, домики, запруды. В его работах «много неба», он вводит термин пейзаж-скай.

Гюстав Курбе – французский живописец, мастер реалистического портрета («Раненый», автопортрет, «Портрет Бодлера»). «Академическая критика» объявила художника «апостолом безобразия» и вульгарности. Разочарование побудило его построить на собственные средства «Павильон реализма», не имевший большого успеха у посетителей, но сыграл значительную роль в утверждении реалистического искусства.

Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, объединенного с пейзажем («Убежище ланей», «Водопад в Кошне», «Хижина в горах»).

Прогрессивные реалистические тенденции, получившие убедительное развитие в творчестве Курбе тех лет, определяли роль живописца как главы нового направления во французской живописи середины XIX века. С его именем связывали создание новой эстетики, провозглашающей ценность будничного и повседневного в искусстве.

Жан-Франсуа Милле – французский художник. Основная тема творчества – тема труда. Особая духовность человека физического труда чувствуется в его картине «Сеятель» - фигура, господствующая над бескрайним простором полей, стала символом.

 

Д/З: Заполнить таблицу:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: