Комплект документов
Для проведения промежуточной аттестации
По дисциплине
О.06 ХИМИЯ
Для обучающихся по профессиям
ПОВАР, КОНДИТЕР
ПАРИКМАХЕР
Санкт-Петербург
Форма итоговой аттестации: экзамен
Группы: 21ПК, 22ПК, 21ПС
Разработчик:
Евстафьева Е.И., преподаватель химии СПб ГБПОУ «Колледж «Красносельский»
______________ Е.И. Евстафьева
(Подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Стр. | |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ | |
3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ | |
4. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ | |
5. ПРИМЕРЫЗАДАЧ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по МР:
«___» __________ 2017г.
_______________ Л.А. Иванова
(Подпись)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения:
Комплект документов для проведения итоговой аттестации предназначен
для итоговой оценки результатов освоения учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы по профессиям:
19.01.17 Повар, кондитер. Укрупнённая группа профессий 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии;
43.01.02 Парикмахер. Укрупнённая группа профессий 43.00.00 Сервис и туризм.
Оценка курса учебной дисциплины «Химия» осуществляется с использованием экзамена.
Условия проведения промежуточной аттестации
Примерное время, рекомендуемое на подготовку выпускника к ответу, составляет 20–30 минут.
1.3 Материально-техническое обеспечение экзамена:
- оборудование учебного кабинета химии;
- сборники задач со справочными материалами;
- плакаты.
Дополнительные материалы и оборудование
В процессе подготовки к ответу и при ответе учащийся имеет право использовать следующие материалы:
|
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
электрохимический ряд напряжений металлов.
В процессе решения расчетной задачи разрешается использовать непрограммируемый калькулятор, справочные материалы.
1.4. Допуск к экзамену:
К экзамену по дисциплине «Химия» обучающиеся допускаются при выполнении следующих (минимальных) условий:
а) по итогам усвоения материала 1, 2 курса получена оценка не ниже «удовлетворительно»;
б) посещаемость занятий не меньше 40%;
в) отчетность по практическим работам (занятиям) 100%;
г) отчетность по внеаудиторным (самостоятельным) работам 100%.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Комплект экзаменационных материалов по химии в устной форме состоит
из 20 билетов.
Экзаменационные билеты проверяют усвоение содержания ключевых разделов (тем) курса химии, которые составляют инвариантное ядро основных образовательных программ по химии, рекомендованных для СПО.
К числу таких разделов (тем) относятся: Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; строение атома, химическая связь; классы неорганических веществ; химические свойства представителей основных классов; строение и свойства органических соединений различных классов; химическая реакция; классификация реакций; поведение веществ в растворах; электролитическая диссоциация; методы познания веществ и химических превращений; применение веществ.
|
Каждый экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса (один вопрос – по неорганической или общей химии; другой – по органической химии), расчетную задачу (вычисления по уравнению химической реакции) или ряд превращений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Ответ на каждый вопрос оценивается отдельно по пятибалльной шкале.
Отметка «5 » за каждый из двух теоретических вопросов ставится, если в ответе экзаменуемого присутствуют важнейшие понятия, раскрывающие содержание данной темы (основные законы и теории химии, закономерности протекания химических реакций и др.), а степень их раскрытия соответствует тому уровню, который предусмотрен государственным образовательным стандартом. Ответ демонстрирует овладение экзаменуемым ключевыми умениями, отвечающими требованиям стандарта к уровню подготовки выпускников (грамотное владение химическим языком; использование химической номенклатуры – «тривиальной» или международной; умение классифицировать вещества и реакции, терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс, объяснять обусловленность свойств и применения веществ их строением и составом, сущность и закономерность протекания изученных видов реакций).
Отметка «4» ставится, если в ответе экзаменуемого присутствуют важнейшие понятия, раскрывающие содержание данной темы, но при их раскрытии допущены неточности, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными ключевыми умениями (ошибки при определении классификационных признаков веществ, использовании номенклатуры, написании уравнений химических реакций и т.п.).
|
Отметка «3 » ставится, если в ответе отсутствуют некоторые понятия, необходимые для раскрытия основного содержания темы, проявляется недостаточная системность знаний или недостаточный уровень владения соответствующими ключевыми умениями.
При оценивании решения задачи:
отметка «5» ставится, если экзаменуемый показал владение умениями логически выстраивать последовательность действий при решении задачи, использовать полученные знания, необходимые для проведения расчетов по химическим формулам или уравнениям;
отметка «4 » ставится, если экзаменуемый, используя правильный алгоритм действий при решении задачи, допустил ошибку в вычислениях, которая привела к неверному ответу;
отметка «3» ставится, если экзаменуемый при решении задачи допустил одну ошибку в определении физических величин, которая привела к неверному ответу.
Оценка рядов превращений
отметка «5» ставится, если экзаменуемый полностью решил ряд превращений, расставил стехиометрические коэффициенты, назвал промежуточные и конечные продукты реакции.
отметка «4 » ставится, если экзаменуемый решил ряд превращений, допустил ошибку в определении стехиометрических коэффициентов.
отметка «3» ставится, если экзаменуемый решил ряд превращений, допустил ошибку в определении стехиометрических коэффициентов и ошибся в названии промежуточных продуктов реакции.
Общая отметка за ответ по билету выводится как средняя арифметическая отметок за ответ на каждый вопрос
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
Билет №1
1. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов на основе представлений о строении атомов. Значение периодического закона для развития науки.
2. Предельные углеводороды: общая формула гомологов данного ряда, строение, химические свойства на примере метана. Практическое применение алканов.
3. Задача.
Билет №2
1. Состояние электронов в атоме. Строение атомов элементов больших и малых периодов.
2. Непредельные углеводороды ряда этилена: общая формула, строение, химические свойства на примере этилена. Применение продуктов синтеза на основе алкенов в вашей профессии.
3. Ряд превращений.
Билет №3
1. Виды химической связи: ионная, металлическая, ковалентная (полярная, неполярная), водородная; простые и кратные связи в органических соединениях.
2. Аминокислоты: строение, химические свойства: взаимодействие с соляной кислотой, щелочами, друг с другом, биологическая роль.
3. Задача.
Билет №4
1. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
2. Крахмал и целлюлоза – представители полисахаридов: сравнительная характеристика строения, физических и химических свойств и их возможное применение в вашей профессии.
3. Ряд превращений.
Билет №5
1. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и условия его смещения, практическое применение.
2. Непредельные углеводороды ряда ацетилена: общая формула, строение. Химические свойства и применение ацетилена в органическом синтезе.
3. Задача.
Билет №6
1. Скорость химических реакций. Зависимость скорости от природы, концентрации реагирующих веществ, температуры, катализатора, площади поверхности реагирующих веществ.
2. Ароматические углеводороды на примере бензола: строение, химические свойства. Применение бензола и его гомологов.
3. Ряд превращений.
Билет №7
1. Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.
2. Окислительно-восстановительные реакции (на примере взаимодействия алюминия с оксидами некоторых металлов, концентрированной серной кислоты с медью)
3. Задача.
Билет №8
1. Изомерия органических соединений и ее виды.
2. Оксиды: классификация, характеристика химических свойств. Возможное применение оксидов в вашей профессии.
3. Задача.
Билет №9
1. Металлы: положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов, металлическая связь. Ххимические свойства, применение в вашей профессии.
2. Фенол: строение, химические свойства, применение.
3. Задача.
Билет №10
1. Неметаллы: положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Окислительно-восстановительные свойства неметаллов на примере подгруппы кислорода.
2. Предельные одноатомные спирты: строение, физические и химические свойства, применение на примере этилового спирта.
3. Ряд превращений.
Билет №11
1. Электрохимический ряд металлов. Практическое применение электрохимического ряда. Коррозия металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
2. Альдегиды: строение, химические свойства. Применение муравьиного и уксусного альдегидов.
3. Задача.
Билет №12
1. Водородные соединения неметаллов. Закономерности в изменении их свойств
в связи с положением элементов в периодической системе Д.И. Менделеева.
2. Предельные одноосновные карбоновые кислоты: строение, химические свойства, практическое применение на примере уксусной кислоты.
3. Ряд превращений.
Билет №13
1. Высшие оксиды и гидроксиды химических элементов третьего периода. Закономерности в изменении их свойств в связи с положением элементов
в периодической системе.
2. Жиры: состав, свойства. Мыло. Понятие о синтетических моющих средствах. Защита природы от загрязнения СМС.
3. Задача.
Билет №14
1. Кислоты: классификация, свойства на основе представлений теории электролитической диссоциации, практическое применение.
2. Общая характеристика высокомолекулярных соединений: состав, строение, реакции, лежащие в основе их получения (на примере полиэтилена или синтетического каучука)
3. Задача.
Билет №15
1. Основания: классификация, свойства на основе представлений теории электролитической диссоциации, практическое применение.
2. Глюкоза – представитель моносахаридов: строение, физические и химические свойства, практическое применение.
3. Ряд превращений.
Билет №16
1. Соли: классификация, свойства на основе представлений теории электролитической диссоциации, возможное применение в вашей профессии.
2. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.
3. Задача.
Билет №17
1. Катализ, катализаторы, практическое применение.
2. Анилин - представитель аминов. Строение, свойства, значение в развитии органического синтеза.
3. Ряд превращений.
Билет №18
1. Железо: положение элемента в периодической системе, строение атома, физические и химические свойства, его роль в современной технике.
2. Белки как биополимеры. Строение, свойства и биологические функции белков.
3. Ряд превращений.
Билет №19
1. Алюминий: положение элемента в периодической системе, строение атома, физические и химические свойства, его роль в современной технике.
2. Многоатомные спирты: строение, свойства, применение на примере глицерина.
3. Задача.
Билет №20
1. Вода. Ее потребление в быту и на производстве. Роль воды в химических реакциях.
2. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.
3. Задача.
ПРИМЕРЫЗАДАЧ И ПРЕВРАЩЕНИЙ
К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ
1. Выведите молекулярную формулу вещества в котором массовая доля углерода составляет 82,75%, водорода – 17,25%. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2.
2. Какая масса соли получится при взаимодействии 15%-ного раствора серной кислоты массой 400 г с гидроксидом натрия массой 80 г.
3. Какой объем хлора потребуется для реакции с натрием массой 34,5 г. Вычислите массу хлорида натрия.
4. При взаимодействии 7 л водорода с 2,5 л азота образовалось 2,5 л аммиака. Вычислите выход аммиака от теоретически возможного.
5. Вычислите массу соли, образовавшейся при взаимодействии 20%-ной соляной кислоты массой 100 г с оксидом магния массой 16 г.
6. При сгорании некоторого органического вещества массой 13,8 г получены оксид углерода (IV) массой 26,4 г и вода массой 16 г. Плотность паров вещества по воздуху равна 1,59. Выведите молекулярную формулу этого вещества.
7. В реакцию вступило 14,8 г гидроксида кальция и 2,24 л (н.у.) углекислого газа. Какова масса образовавшегося осадка?
8. К 20%-ному раствору уксусной кислоты массой 200 г добавили избыток раствора карбоната кальция. Рассчитайте объем выделившегося оксида углерода (IV) (н.у.).
9. Вычислите массу эфира, который образуется при взаимодействии этилового спирта массой 18,4 г с уксусной кислотой массой 150 г, если выход эфира составит 80%.
10. Какой объем ацетилена необходимо сжечь для получения 24 л оксида углерода (IV) (н.у.)?
11. Определите массу уксусной кислоты, которая потребуется для синтеза этилацетата массой 140,8 г. Выход эфира составляет 80% от теоретически возможного.
12. Какой объем ацетилена (н.у.) можно получить из технического карбида кальция массой 100 кг, если массовая доля примесей в нем составляет 8%?
13. Вычислите массу соли, образовавшейся при взаимодействии уксусной кислоты массой 120 г с гидроксидом натрия массой 60 г.
14. Какой объем ацетилена (н.у.) можно получить из карбида кальция массой 38,4 кг?
15. Какая масса раствора с массовой долей гидроксида натрия 4% расходуется на нейтрализацию соляно кислоты массой 73 г?
16. Выведите молекулярную формулу вещества содержащего 80% углерода и 20% водорода. Плотность этого вещества по водороду равна 15.
17. Оксид кальция, полученный при прокаливании 20 г карбоната кальция, обработали водой. Вычислите массу полученного продукта.
Ряды превращений
Неорганическая химия
1. Натрий – гидроксид натрия – карбонат натрия – хлорид натрия – нитрат натрия
2. Магний – хлорид магния – гидроксид магния – оксид магния – сульфат магния
3. Кальций – гидроксид кальция – карбонат кальция – гидрокарбонат кальция – карбонат кальция
4. Карбонат кальция – оксид углерода (IV) – оксид углерода (II) – оксид углерода (IV) – карбонат кальция
5. Карбонат кальция – оксид кальция – гидроксид кальция – хлорид кальция – карбонат кальция
6. Медь – хлорид меди (II) - гидроксид меди (II) – оксид меди (II) – нитрат меди (II)
7. Гидроксид меди (II) – сульфат меди (II) – медь – оксид меди (II) - нитрат меди (II)
8. Цинк – хлорид цинка – гидроксид цинка – сульфат цинка – хлорид цинка
9. Железо – хлорид железа (II) – гидроксид железа (II) – сульфат железа (II) – хлорид железа (II)
10. Гидроксид железа (III) – оксид железа (III) – железо – хлорид железа (III) – гидроксид железа (III)
Органическая химия
1. Метан – хлормеан – этан – этилен – этанол
2. Этен – этан – хлорэтан – этанол – этен
3. Карбид алюминия – метан – хлорметан – метанол – метаналь
4. Карбид кальция – ацетилен – уксусный альдегид – уксусная кислота – ацетат магния
5. Метан – ацетилен – бензол – нитробензол – анилин
6. Этанол – этаналь – этановая кислота – этиловый эфир уксусной кислоты – этанол
7. Этан – этилен – ацетилен – бензол – хлорбензол
8. Этиловый спирт – уксусный альдегид – уксусная кислота – хлоруксусная кислота – аминоуксусная кислота
9. Этиловый спирт – уксусный альдегид – уксусная кислота – хлоруксусная кислота – аминоуксусная кислота
10. Оксид кальция – карбид кальция – ацетилен – этилен - полиэтилен