Почему в каватине Фигаро происходит смена размера?




Моцарт. Опера «Свадьба Фигаро» (1786год).

 

«Свадьба Фигаро» была написана Моцартом по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Содержание комедии: в доме графа Альмавивы готовится свадьба его слуг - Фигаро и Сюзанны. Но графу самому нравится хорошенькая Сюзанна, и он с помощью хитрых интриг пытается отсрочить свадьбу. Но остроумный, находчивый Фигаро ловко обходит все ловушки, расставленные Графом. Ему даже удаётся одурачить своего господина и поставить его в неловкое и смешное положение. День, полный тревог заканчивается весёлой свадьбой Фигаро и Сюзанны. Моцарта, который сам был не знатен и не богат, увлекла возможность показать превосходство простого человека над знатным вельможей.

Опера начинается с увертюры. [1] Увертюра по музыкальному характеру связана с оперой. Она передаёт настроение весёлой комедии, тревогу и суматоху «безумного дня».[2] Главная партия (Г.П.)(ре мажор) – это образ самого Фигаро: энергичного, непоседливого, весёлого. Побочная партия (П.П.)(ля мажор) звучит мягко и грациозно, а прихотливый ритм, придаёт этой теме игривость и лукавство. Это портрет Сюзанны.

Каватина Фигаро [3] из 1 действия – это его первый сольный номер. «Если захочет барин попрыгать» Только что Фигаро узнал, что Граф неравнодушен к Сюзанне. Фигаро неприятно удивлён и поражён. В 1 и 3 части каватины Фигаро мысленно обращается к своему господину. Иронично – учтивое обращение подчёркнуто жанром галантного менуэта. Фигаро нарочито копирует манеры аристократа. В оркестре струнные пиццикато[4] имитируют звучание старинной гитары. Но в средней части Фигаро сбрасывает маску наигранной галантности. Здесь он достойный соперник графа: решительный и энергичный. Это отражено в музыке: размер 34 сменяется размером 24, появляются энергичные скачки в мелодии, танцевальность уступает место маршевости.

Портрет героя ещё ярче очерчен в его арии, которая завершает 1 действие. Фигаро обращается к пажу[5] Керубино, который впал в немилость к графу - «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый». Граф подозревает его в ухаживании за своей собственной женой Розиной и повелевает ему немедленно отправится в полк. Фигаро с ироничной усмешкой рисует картины будущей офицерской жизни пажа. Маршевая музыка передаёт картину походных солдатских будней. Моцарт даже добавил в оркестр трубы, чтобы усилить военный, фанфарный характер звучания. Но всё это выглядит пародийно: юному пажу на время придётся забыть о причёске, модных манжетах, распрощаться с духами и привыкать к военному быту.

Паж Керубино [6]- его роль в опере значительна. Он всё время попадает в нелепые, комичные ситуации из которых с трудом выпутывается, и то, с помощью Фигаро и Сюзанны. Молоденький паж влюблён во всех женщин на свете и спешит излить переполняющие его чувства любой женщине, которую встретит. В арии из 1-го д. Керубино «Рассказать, объяснить не могу я» рассказывает Сюзанне о своих чувствах, в которых не может разобраться. В арии хорошо передано волнение юноши. Избыток чувств делает его речь прерывистой и беспокойной. Мелодия в быстром темпе передаёт юношескую нетерпеливость и возбуждённость. [7] Ариетта Керубино из 2-го действия обращена к графине Розине – «Сердце волнует жаркая кровь». Паж сочинил канцонетту, Сюзанна и Графиня уговаривают его спеть. Он поёт, посвящённый Розине музыкальный номер. Сюзанна на гитаре ему аккомпанирует.[8] Юношеская взволнованность в ариетте выражена более сдержано, так как, в присутствии своей госпожи паж испытывает робость.

Служанка графини Сюзанна [9] смышлёна и находчива не менее Фигаро. Отстаивая своё счастье, она проявляет много хитрости и выдумки. Ария Сюзанны из 4-го действия - «Приди, о милый друг в мои объятья» звучит в тот момент, когда Сюзанна остаётся одна. Действие происходит в саду. Уже стемнело, и сад залит лунным светом. Сюзанна, переодетая в платье графини, в беседке, предаётся своим мечтам.[10] Близится час её свадьбы. Нежные чувства, поэзия ночной природы составляют содержание музыки. Размер 38, плавный мелодический рисунок способствуют тому, что музыка становится мягкой, нежной, очаровательной, овеянной ароматом любви.

Опера заканчивается бурно. В результате интриг Сюзанны, Фигаро и графини, граф Альмавива, сам того не зная, начинает ухаживать за своей собственной женой, переодетой в платье Сюзанны. Разоблачённый, он вынужден не мешать счастью своих слуг Фигаро и Сюзанны. Опера заканчивается весёлым свадебным праздником.

Вопросы. (Ответы взять из предыдущего текста)

Какие темы звучат в увертюре? Какого они характера?

Почему в каватине Фигаро происходит смена размера?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: