МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕМА В СТАРШИХ КЛАССАХ
ПЗ
а) дайте определение монографической темы;
Монографическая тема – основной содержательно-структурный элемент историко-литературного курса в школе. Логика изучения литературы в старшем звене заключается в чередовании обзорных и монографических тем. После урока-обзора, на котором дается общая характеристика историко-культурного периода, проводится цикл уроков, посвященных изучению творчества виднейших представителей данного периода.
Б) перечислите основные особенности монографической темы.
- в центре каждой монографической темы – текстуальное изучение одного или нескольких программных произведений автора;
- различные «пути» анализа изучаемого текстуально произведения;
- выбор «тактики» монографического рассмотрения творчества конкретного автора зависит от жанровой специфики и художественных особенностей произведения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, воспитательных и частнометодических целей;
- работа над монографической темой предполагает установление связи между творчеством отдельных писателей, изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании произведений;
- особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя;
- работа над литературно-критическими статьями.
ЛЗ
Изучите программное содержание монографической темы 11 класса «А.А. Блок» и выполните приведенные ниже задания:
A. Дайте сравнительную характеристику монографической темы «А.А.Блок» в двух программах (список произведений, содержание темы, формируемые ТЛП).
ПРОГРАММА ПОД РЕД. В.Я.КОРОВИНОЙ | ПРОГРАММА Г.С. МЕРКИНА, С.А. ЗИНИНА, В.А. ЧАЛМАЕВА | |
Список произведений | «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «Русь», «О доблести, о подвигах, о славе..», «На железной дороге», «На поле Куликовом», цикл «Кармен», «Скифы» (другие стихотворения по выбору учителя и учащихся), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (обзор). | «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору, «Стихи о Прекрасной даме», поэма «Двенадцать». «Девушка пела в церковном хоре…», «Фабрика», «В ресторане», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад» (для самостоятельного чтения). |
Стихотворения даются к темам, ограничений в них нет (по выбору учителя и учащихся). По первой программе изучается отдельной темой поэма «Соловьиный сад», по второй – она дается для самостоятельного чтения. В программе Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева есть список произведений для самостоятельного чтения. | ||
Содержание темы | Литературные, философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии В. Соловьева. Тема России в поэзии Блока. «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта. Поэт и революция. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Влияние Блока на творчество русских поэтов 20 века. | Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати». |
«Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир (образ). Особенности образного языка, Блок и символизм. Отдельные темы для изучения поэмы «Двенадцать», тема Родины. | ||
Формируемые ТЛП | Развитие понятия «образ-символ». Лироэпическая поэма как жанр поэзии. | Циклизация лирики, реминисценция, аллюзия. |
B. Сформулируйте литературоведческую концепцию изучения данной темы в 11 классе (воспользуйтесь подсказками из статьи Н.А. Бражкиной (см. прикрепленный файл)).
1. Вначале сообщаем учащимся, что А.А. Блок о своем поэтическом пути писал так: «…я твёрдо уверен, что все мои стихи — трилогия вочеловечения. От мгновения слишком яркого света — через необходимый болотистый лес — к отчаянью, проклятию, «возмездию» — и к рождению человека «общественного», художника, мужественно глядящего в лицо миру».
2. Далее обращаем их к циклу «Стихи о Прекрасной Даме», проясняя его философскую и биографическую основу.
3. Потом предлагаем проанализировать стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы» и выявить на его примере важные особенности, присущие всем произведениям названного цикла. Выводы по ходу анализа фиксируем в виде опорной схемы.
4. После проведённого анализа объясняем учащимся, что во всех стихотворениях цикла так или иначе обнаруживают себя обозначенные черты. Предлагаем убедиться в этом, рассмотрев по выбору еще 2–3 стихотворения из цикла, а затем дополнить и уточнить схему другими примерами.
5. Обращая учащихся к блоковской «формуле», показываем, какие изменения она претерпевает, насколько меняется Прекрасная Дама и образ любви у поэта.
6. Приходим к выводу, что у Блока поруганные высокие отношения между мужчиной и женщиной – один из ликов «страшного» мира.