Становление и Развитие национальной дизайнерской школы в беларуси




Историю дизайнерской школы в Беларуси можно начинать с 1920 года, когда в Витебске по инициативе К. Малевича и В. Ермолаевой в рамках Художественно-практического института создается объединение УНОВИС, в которое, кроме его основателей, входят преподаватели и учащиеся института Л. Лисицкий, Н. Суетин, И. Чашник, Л. Юдин и др. Именно в творчестве членов УНОВИСа и проявились ростки того, что мы сегодня называем промышленным дизайном. И потому историю белорусского дизайна и белорусской дизайнерской школы можно начинать именно с 1920 года, с создания в Витебске объединения УНОВИС. Это УНОВИС первым выдвинул требование «производства проектов новых форм утилитарных потребностей и реализации их в жизни». проектов мебели, всевозможных интерьеров, архитектурны

Их планы были широки. Они включали разработку х объектов, в том числе утилитарных зданий, предметов быта, оформление книг. Работа в Художественно-практическом институте велась новаторскими методами. Здесь практиковалось разноуровневое преподавание от «азов» изобразительного искусства и до научного отделения (нечто вроде аспирантуры). По окончании научного курса студент был обязан, кроме выполнения экзаменационных практических заданий, живописных или проектных, написать теоретическую работу.

В 1922 году, Малевич покидает Витебск, за ним Беларусь покидают другие преподаватели Витебского художественно-практического института. Причиной тому слали сила инерции мышления, приверженность к существующим, привычным эстетическим представлениям и вкусам, как в обществе в целом, так и у политических деятелей, руководителей Витебской области. После проверки в 1923 году деятельности Художественно-практического института и выявления, по мнению проверяющих, несоответствия учебного заведения своему назначению, институт лишается своего статуса высшего учебного заведения и реорганизуется в художественный техникум. И не смотря на то, что витебский художественный техникум потом подготовил немало талантливых белорусских художников, но среди них мы уже не встретим ни одного дизайнера. Колыбель УНОВИСа и молодого белорусского дизайна была практически уничтожена.

Да, первые ростки дизайна в советской стране были выкорчеваны, лишь только они успели взойти. Но эти первые всходы цвели не зря. Действительно, в 1920-е годы искусство дизайна во многом оказалось преждевременным, оно не могло в тех условиях внедриться в жизнь. Однако оно было направлено в будущее, и сегодня современный дизайн принял его эстафету, поставив своей целью, как и советские дизайнеры 1920-х годов, единение производства с искусством.

После эпохи УНОВИСа дальнейшие развитие дизайна началось только после второй мировой войны. Так в 1948 в Минске быд создан Дом моделей Министерства легкой промышленности БССР в качестве главной организации по созданию новых образцов женской, мужской и детской одежды для предприятий республики (https://news.tut.by/society/254983.html). В начале 60-х постановлением СМ СССР открылось Минское отделение Всесоюзной торговой палаты. В числе задач которого - организация и художественное оформление выставок, рекламное выполнение плакатов, товарных знаков, этикеток, упаковок и др.

В 1957 в управлении стекольной промышленности СНХ БССР вводят должность главного художника. И уже в следующем году на стеклозаводе “Неман” была создана экспериментально-художественная лаборатория. На всемирной брюссельской выставке “Экспо-58” стеклозавод “Неман” за туалетный набор “Аметист” и автомобиль МАЗ 630 были награждены Гран-при. В последующие года художественная лаборатория и бюро художественного конструирования открываются на стеклозаводе им.Дзержинского (г.Борисов) и Минском Автозаводе.

В 1961 в минском Доме моделей была создана группа моделирования обуви и трикотажных изделий. Творчество белорусских художников стекла, керамики, мебели, текстиля, модельеров одежды и обуви представлено на всесоюзной концептуальной выставке “Искусство в быт” (г.Москва). А в 1962 уже СМ БССР принимает постановление “Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования” Распоряжением Совнархоза БССР на предприятиях республики введена должность художника-конструктора, образован “Штаб промышленной эстетики”. Так в последующие пятилетки на заводах и предприятиях открываются лаборатории, отделы, секторы технической эстетики и художественного конструирования на ПО “Горизонт”, в СКБ станкостроительного завода, на заводе холодильников, на Гомельском ПО “Измеритель”, на Минском комбинате строительных материалов, на часовом заводе "Луч", на Минском тракторном (с подотделом эргономики)

В 1966г в Минске открылся филиал созданного в 1962 году в Москве научно-исследовательского и проектно-экспериментального института (ВНИИТЭ), учебно-методический и информационный центр в области дизайна. Занимался вопросами технической эстетики тракторной и сельскохозяйственной отрасли. ВНИИТЭ также прославилось по методической подготовке и переквалификации специалистов дизайна. Часто устраивались семинары и конференции. Здесь было интереснее учиться чем в институте. С начала 90-х годов сворачивает свою деятельность до минимальных объёмов. Закрываются все 16 филиалов. Прекращается учебная работа. Однако, ВНИИТЭ в глазах международной общественности по прежнему является центральным институтом по изучению дизайна.

В 1967 белорусское художественное стекло, фарфор, коллекции моделей одежды, мебель и другая продукция, создаваемая с участием дизайнеров, представлена на всемирной выставке в Монреале. На “Экспо-70” показана совместная коллекция моделей минских и вильнюсских дизайнеров одежды, с использованием в современной моде национальных мотивов. Автомобиль МАЗ 516 награжден Золотой медалью Лейпцигской ярмарки.

В Беларуси дизайнерское образование было возрождено в 1967 году в результате организации в Белорусском государственном театрально-художественном институте кафедры промышленного искусства (ныне кафедра дизайна) Первым ее заведующим стал Игорь Яковлевич Герасименко (род. в 1939 г.). Он заложил основы методики преподавания дизайна, которую потом развивали его преемники. В основу этой методики было положено взаимодействие принципов научного, художественного и технического творчества. В отличие, например, от московской школы дизайна, которая была представлена МВХПУ (б. Строгановское) и имела целью создание конкретных промышленных образцов, школа дизайна БГТХИ предусматривала более универсальный, концептуально-обобщенный подход к художественному конструированию, когда студентов учат мыслить творчески, оригинально. Однако это не значило, что белорусская методика была оторвана от реальной промышленности.

Сегодня Белорусская государственная академия искусств, как теперь называется бывший театрально-художественный институт, в нашей республике является одним из ведущих вузов в области дизайнерского образования. Специалисты, которых выпускает кафедра дизайна, предназначены непосредственно для работы в промышленности, для создания красивых, удобных и в то же время технологичных, годных для массового производства изделий. Большое внимание в последние годы при обучении дизайнеров уделяется экономическим аспектам дизайна, связи дизайна с маркетингом, что требуют новые рыночные отношения, которые понемногу складываются в экономике нашей страны.

В 1971 году БФВНИИТЭ организована выставка “Художественное конструирование в СССР” и проведен международный проектный семинар “Интер-дизайн-71” под эгидой ИКСИДа. С участием белорусских дизайнеров прошли выставки “Интерторгмаш-71” и “Стройматериалы-71” в Москве. Выставка “Белорусское стекло и ткани” показана в Будапеште и Дебрецене. Стеклозавод "Неман" отмечен гран-при международной выставки стекла и фарфора в Яблонце-на-Нисе за набор посуды "Сельский". Приказом МЛП БССР Минский Дом Моделей переименован в Белорусский Республиканский Дом Моделей. При ДМ создан отдел пропаганды и рекламы, приступивший к изданию каталога "Мода", проспектов, плакатов.

Продукты дизайна БССР принимали участие во множестве выставок, которые проходили не только в СССР но и за рубежом, белорусские предприятия привозили на родину награды и получали гран-при, а также и само БФВНИИТЭ организовывало и проводило выставки. В 1978 образовано объединение "Белторгреклама". На всесоюзной выставке "Техническая эстетика на службе качества" работы БФВНИИТЭ награждены 11-ю медалями. В их числе: набор конторской мебели, эстетизация производственной среды предприятий Белглавэнерго, токарно-копировальный станок, изделия культбыта для освоения на Минском заводе пластмассовых изделий.

В 1981 на БелАЗЕ создано бюро технической эстетики и группа организации производственной среды. В 1985 при институте Белбыт техпроект открывается Минский театр мод. Создан отдел ориентированный на прогнозтическое дизайн-проектирование. На международной ярмарке в Пловдиве автомобиль МАЗ 54 награжден золотой медалью.

Беларусь начинает принимать участие в международных биеннале, так в 1986 на Международном бьеннале плаката в Варшаве плакаты белорусских дизайнеров награждены Гран-при и поощрительной премией. В этом же году открываются Художественно-конструкторские бюро в РЭУ "Минскэнерго", на Брестском заводе "Цветоторон",в СКБ "Техноприбор", на заводе "Красный Октябрь" (Орша). На трикотажной фабрике "Прогресс" создан Белорусский Республиканский дом моделей трикотажных изделий.

В 1987 в Москве состоялся учредительный съезд Союза дизайнеров СССР, 25 белорусских дизайнеров приняты в члены Союза, четверо из них избраны в правление СД СССР. 14 декабря состоялся учредительный съезд Союза Дизайнеров БССР. Участвовало 70 членов Союза, избран председатель правления, секретариат. По настоящее время ОО Белорусский союз дизайнеров (ОО БСД), проводит работы по созданию благоприятных условий работы для ее членов, а также для популяризации белорусского дизайна во всем мире организуя выставки, семинары, конференции и иные мероприятия как в нашей стране, так и за руежом.

В Республиканском Доме Моделей создана группа оперативного реагирования на изменения покупательского спроса и коррекции моделируемых и выпускаемых промышленных изделий. Создана творческая дизайн-студия "ТакМо". На выставке "Дизайн в СССР" в Штутгарте (ФРГ) представлены и премированы разработки. БФВНИИТЭ - набор швейных ножниц и ножницы из проволоки, проект зерноуборочного комбайна "Дон-1500". Белорусский Республиканский Дом Моделей Реорганизован в ОАО Белорусский Центр Моды. МАЗ-2000 "Перестройка" представлен на международной автомобильной выставке в Париже. Серия плакатов по экономии объединения "Белторгреклама" награждена дипломом Первой степени на Первом Всесоюзном конкурсе рекламы в Москве. В 97-м работы белорусских рекламистов награждены второй премией на международном фестивале рекламы EPIKA (Франция). В Минске состоялся Первый международный фестиваль рекламы "Золотой Волк", в котором было представлено 210 участников из Беларуси и России.

В 1999 году Состоялся 4-й съезд Белорусского союза дизайнеров, где Владимир Цеслер и Сергей Войченко презентовали «Проект века. 12 из ХХ», в котором двенадцать самых значимых художников XX века были представлены в виде яиц. Проект белорусских дизайнеров экспонировался в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве, в Музее Людвига при Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, на Венецианской биеннале и на других престижных площадках. Владимир Цеслер и Сергей Войченко познакомились в 1970-е, когда вместе учились в сегодняшней БГАИ на отделении дизайна. Работы, особенно плакаты, сделанные их арт-студией, гремели не только на весь СССР, но и далеко за пределами. А проект «Двенадцать из ХХ», в котором 12 самых значимых художников XX века представлены в виде яиц, и сегодня вспоминают как одну из самых гениальных скульптурных инсталляций в мире.

В 2000 Белорусским союзом дизайнеров издан каталог "Знак-логотип". Состоялся XL Республиканский конкурс "Искусство книги". Белорусским союзом дизайнеров издан справочник "Белорусский союз дизайнеров" (признано лучшим изданием 2000 года на конкурсе "Искусство книги"). На Национальном фестивале "Архитектура-2000" гран-при за лучшую постройку года было присуждено АП "Белпроект" за Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов. В 2001 выпущено три номера первого в Беларуси производственно-практического издания — альманаха "PROдизайн”. Впервые на Moskow Fashion Week была представлена коллекция белорусского дизайнера — Татьяны Котес.

2004 и 2006 Олег Чернышев выпускает книги «Концептуальный дизайн: опыт разработки базовой модели и учебно-методического обеспечения профессиональной подготовки дизайнеров в Республике Беларусь» и «Дизайн-образование: новая модель профессиональной подготовки дизайнеров».

В 2013 коллекция авторских стульев «poSTOOLat» показана на «Неделе дизайна» в Вильнюсе; В рамках Design Night Festival в Таллинне организованы выставки «AlbaRuthenia. BelarusianDesignNow! » (современный предметный дизайн из Беларуси), «Democracy Poster Guidelines» (выставка плакатов эпохи «Перестройки» (1985-1991 гг.), включившая работы белорусских, литовских, российских и эстонских плакатистов), «poSTOOLat» (коллекция авторских стульев); Коллекция белорусских авторских стульев с проекта «Постулат» представлена в галерее Soho Factory в Варшаве в рамках проекта «WAWA Design Festival. Лучшие работы трёх биеннале «Постулат» (2012, 2014, 2016), которые проводит Белорусский союз дизайнеров, экспонировались во Дворце искусства, 09.11.2017-11.11.2017 в рамках ХІІ Национального фестиваля архитектуры.

С 2014 года под вдохновением “Постулата” БСД создает еще один интереснейшый проект - биенале «Лихтарт», который отражает всю многогранность света. На ней представлены дизайнерские светильники, арт-инсталляции, скульптура, фотография и другие художественные формы осмысления понятия света (музыка, театр, перфоманс). Кроме того в рамках выставок проходили круглые столы и публичные лекции, посвященные феномену света. Первый «Лихтарт» демонстрировался в галереи «Институт культуры», второй и треттйй – в галереи Белорусского союза дизайнеров.

В 2016 году был завершен начатый в 2013 году проект «Тутэйшы дызайн. Асобы і Рэчы» - результат командной работы Белорусского союза дизайнеров, который не имеет аналогов на территории Беларуси. В проекте развиты два направления: современный дизайн во всех его проявлениях и история белорусской материальной культуры последних столетий (https://designtut.by/about).

В 2017 году БСД ведётся работа над проектом «Беларускі плакат», который ставит целью собрать все плакаты, созданные в разное время на территории Беларуси. Сформирован цифровой архив плаката, создан и действует сайт (plakat.unid.by), на котором представлено более 2500 отечественных плакатов, планируется выпуск книги. Плакатом члена ОО БСД Михаила Анемподистова «Каралеўства Беларусь» наша страна была представлена на всеевропейской выставке плаката What is Europe? в Орхусе (Дания). Белорусский союз дизайнеров выступил со-организатором пленера «Organic party» cовместно с БОО “Отдых в деревне” (создание скульптур из соломы с последующей установкой их или их аналогов вдоль дорог для привлечения туристов и продвижения культурного наследия).

Компания Wargaming совершила прорыв в игровых технологиях, тем самым заявила о белорусской школе дизайна на мировом уровне.

При этом мы имеем выдающихся мастеров: Игорь Юхневич, Лёша Лиманов, Антон Баранов, Юрий Тареев и другие.

В последнее время, как можно заметить, много где стал появляться орнамент: он есть на эмблеме МИД, его «кладут» на дома, лестницы, одежду, постельное белье, такси… Те, кто не хочет копировать идеи российских дизайнеров, пребывают «в поисках национальной идентичности».

Во времена СССР товары были оформлены бедно: тогда отставание уровня производства не позволяло выпускать качественные цветные этикетки. Что и говорить, если даже сами товары были в дефиците. Лишь в 1980-х жанр упаковки начал активно развиваться благодаря Олимпийским играм. Парфюмерия, конфеты, алкоголь — все, что могло стать сувениром для иностранцев, предстало на полках магазинов в полной красе.

Упаковочный «бум» начался во второй половине 1990-х. Примечательно, что в то время преимущественно происходило копирование визуала дореволюционных времен. Нередко художники и дизайнеры прямо повторяли на упаковке театральные ретро-плакаты.

Сегодня в Беларуси работает более 400 предприятий, занимающихся производством и экспортом готовой упаковки, а также упаковочных материалов. Около производимых в стране 70% упаковок приходится на потребительские товары, в первую очередь — продукты и напитки.

Большинство белорусских предприятий ориентированы на выпуск картонной упаковки. Однако если проанализировать, какой материал у нас самый популярный, то пока это, к сожалению, полиэтилен: в него «одевают» около 80% товаров.

В БНТУ дизайнеров-упаковщиков начали готовить в 2008 году. Его студенты регулярно привозят дипломы с международного студенческого конкурса на лучший дизайн упаковки «Заводной апельсин» (Москва). К сожалению, в самой Беларуси специализированного конкурса для упаковщиков в настоящее время нет.

В 2017 году дизайн упаковок для электроламп, созданный белоруской Ангелиной Писчиковой, получил «Серебряного льва» на престижном Каннском фестивале рекламы. До этого ее упаковка, которая визуально превращала лампочки в насекомых, удостоилась золота и гран-при фестиваля «Белый квадрат», серебряного приза Киевского фестиваля рекламы, а также вошла в топ-10 лучших вариантов упаковки по версии журнала Wired.

Яркие и интересные вещи в Беларуси сегодня создают Лёша Лимонов и Константин Болимонд. Благодаря им белорусский дизайн продвигается вперед и о нем начинают узнавать во всем мире.

Далее, надо отметить, что в последние годы в Беларуси дизайнерское образование стало возможным получить не только в Академии искусств. В 1999 был первый выпуск отделения дизайна Европейского гуманитарного университета. После же закрытия ЕГУ, в

2004 году отделение дизайна этого учебного заведения было переведено на гуманитарный факультет Белорусского государственного университета. Здесь кафедра дизайна для подготовки студентов выбрала как направление коммуникативный дизайн. Она готовит специалистов для осуществления проектно-творческой, научно-исследовательской, экспертной, консультативной, организационнометодической, педагогической и управленческой дизайн-деятельности.

Сегодня в Минске дизайнерское образование можно получить и на кафедре искусств Государственного института управления и социальных технологий Белорусского государственного университета. Здесь осуществляется подготовка дизайнеров предметнопространственных комплексов (интерьер, городская среда, компьютерное моделирование среды).

В 2002 году была также открыта кафедра «Дизайн архитектурной среды» на архитектурном факультете Белорусского национального технического университета. Здесь ведется подготовка специалистов по направлениям архитектура внутреннего пространства и урбодизайн.

В настоящее время в Минске можно получить дизайнерское образование и в некоторых негосударственных вузах. Так, кафедра дизайна, работающая по направлениям «Дизайн одежды» и «Интерьер», существует в Институте современных знаний им А.М. Широкова. Создана кафедра дизайна и в Минском институте управления. Здесь ведется подготовка по специальностям «Дизайн интерьера» и «Дизайн виртуальной среды». Первый набор студентов был осуществлен в 2006 году. Учащиеся института получают знания и навыки по таким специальным предметам, как академический рисунок, академическая живопись, основы композиции, основы проектной графики, шрифты, цветоведение, макетирование, основы конструирования, история дизайна, материаловедение, перспектива, пластическая анатомия.

Кроме Минска, существует своя дизайнерская школа и в Витебске, где в Витебском государственном технологическом университете вот уже 25 лет действует кафедра дизайна. В ВГТУ осуществляется подготовка дизайнеров по четырем направлениям: «Дизайн объемный», «Дизайн предметно-пространственных комплексов», «Дизайн коммуникативный», «Дизайн костюма и тканей».

Таким образом, как видим, дизайнерское образование в последнее время в Беларуси постепенно набирает силы, расширяется количество учебных заведений, где можно получить профессию дизайнера, причем в достаточно разных областях этой деятельнсти. Конец)))

 

 

Е-мобіль

 

Объект: Самолёт «Белавиа» Boeing 737−300

Проект: Дизайн ливреи

Клиент: Wargaming

Год реализации: 2016

Дизайнеры: Виктор Шакун, Евгений Шум

 

Объект: самолёт «Белавиа» Embraer ERj - 195LR

Проект: дизайн ливреи, брендирование внутреннего интерьера

Клиент: Wargaming

Год реализации: 2018

Дизайнеры: Анна Бабицкая, Сергей Болсун, Андрей Хоров, Татьяна Путилова, Ксения Войтович

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: