Книга Очищения. Глава IX. «О тайаммуме»




Главная / Блог / Достижение желаемого из доводов на законоположения / Книга Очищения. Глава IX. «О тайаммуме»

Тайаммум совершается при отсутствии воды или невозможности ее использования. Он является обязательным (ваджиб) при совершении действий, для которых обязательно наличие состояния ат-тахара, например, при совершении намаза, и является желательным (мустахабб) тогда, когда наличие ритуальной чистоты желательно (мустахабб), например, при чтении Корана.

1. Тайаммум — одно из отличительных преимуществ общины пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, так как подобное предписание отсутствовало в Шариате предшествующих общин. Аллах предписал его нам для того, чтобы избавить нас от трудностей, тогда, когда мы не можем найти воду или пользоваться ею нелегко.

2. Тайаммум предотвращает возможный вред вследствие использования воды при определенных обстоятельствах, таких как болезнь, сильный холод и т.д.

3. Тайаммум позволяет соблюдать постоянство в поклонении и избежать его прерывания из-за отсутствия воды.

1. При отсутствии воды. В подобных ситуациях человек должен, если это не сопряжено с трудностями, поискать воду вокруг себя, то есть в близлежащих домах, на автозаправочных станциях и т.д. Ведь Аллах Всевышний сказал: «Если же вы не нашли воду, совершайте тайаммум». А выражение «не нашли» употребляется лишь по отношению к тому, кто искал.

2. Тогда, когда человек не в состоянии воспользоваться водой даже при ее наличии. В качестве примера можно привести ситуацию:

а) с больным или старым человеком, который не может самостоятельно передвигаться и рядом с которым нет никого, кто бы помог ему в совершении омовения водой;

б) с человеком, проживающим в отдаленном месте и неспособным добыть воду из скважины по причине отсутствия электричества.

3. При опасениях, что использование воды нанесет вред. Например:

а) опасения больного человека, недуг которого может усугубиться вследствие использования воды;

б) опасения человека со слабым здоровьем в условиях сильного холода и отсутствия возможности согреть воду для омовения, который предполагает, что если он омоется холодной водой, то заболеет;

в) человек, который находится в отдаленном месте и имеет лишь немного воды, которая нужна ему для питья или приготовления пищи, а раздобыть другую воду невозможно.

1. Наличие у человека намерения (ан-ния) совершить тайаммум, ибо Пророк, мир ему, сказал: «Поистине, деяния — согласно намерению…» (достоверный хадис, приведен в «Умдату-ль-Ахкам»);

2. Отсутствие возможности использования воды;

3. Наличие почвы или чего-либо другого, покрывающего поверхность земли. Мнение, согласно которому допустимо использование для тайаммума всего, что покрывает поверхность земли, является самым правильным. Оно подтверждается:

а) словами Аллаха Всевышнего «Совершайте тайаммум чистым са’идом». Са’ид — это все, что покрывает поверхность земли. Всевышний Аллах знает, что люди, находясь в пути, передвигаются по разным землям — песчаным, каменистым, глинистым, и Он не выделил для совершения тайаммума какой-то специальный вид земли, исключив остальные.

б) тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время военного похода на Табук проходил через большие пески, однако нигде не упоминается о том, что он носил с собой землю для тайаммума, равно как не упоминается и о том, что он совершал намаз без него.

4. Чистота того, чем совершается очищение, то есть почвы и чего-либо другого из того, что покрывает поверхность земли. Чистота средства очищения относится к условиям для действительности тайаммума, согласно наиболее достоверному мнению.


1. Вознамериться, то есть возыметь ан-ния, так как в хадисе сказано: «Поистине, деяния (оцениваются) по намерениям» (текст хадиса согласован).

2. Обтереть лицо, так как в хадисе ‘Аммара сказано: «Тайаммум — удар по лицу…» (хадис передан Ахмадом и приводится в «Ирва’у-ль-Галиль» (1/185)).

3. Обтереть обе руки до запястий, то есть до лучезапястного сустава, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Достаточно для тебя (обтереть) лицо и обе кисти» (хадис передал Аль-Бухари).

4. Соблюсти последовательность. Сначала обтирается лицо, а затем кисти рук. Хотя существует мнение, что при тайаммуме, совершаемом для выхода из состояния аль-джанаба, последовательность не является обязательной (фард). Об этом мнении упомянул Аль-Хафиз в «Аль-Фатхе», и оно опирается на хадис от ‘Аммара ибн Ясира (№ 110), с достоверностью которого согласились оба имама.

5. Соблюсти непрерывность, которая заключается в обтирании кистей рук непосредственно после обтирания лица или после временного промежутка, который принято считать коротким.

1. Прежде всего нужно возыметь намерение (ан-ния). Местопребывание намерения — сердце, а произносить намерение, облекая его в слова, относится к нововведениям в религии (бид’а).

2. Затем, согласно наиболее достоверному мнению, нужно ударить один раз ладонями по земле, не растопыривая пальцы при этом. Каких-либо достоверных сообщений, где говорилось бы о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая тайаммум, ударял по земле дважды, нет.

3. Затем, если к ладоням пристанет пыль, следует подуть на них, чтобы уменьшить ее количество, так как это присутствует в Сунне. Ряд ученых считает, что дутье на ладони является сунной даже тогда, когда пыль к ним не пристала.

4. Далее обеими руками однократно обтирается лицо.

5. Потом обтирается тыльная (внешняя) поверхность кистей обеих рук, точнее, сначала ладонью левой руки протирается тыльная поверхность правой кисти, после чего правой ладонью протирается тыльная поверхность правой руки. В достоверных хадисах ничего не говорится о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал руки до локтей. Имам Ахмад сказал: «Если кто-либо утверждает, что тайаммум делается до локтей, то, поистине, сие есть его собственное добавление».

1. Тайаммум нарушается тогда, когда человек нашел воду или получил возможность совершить омовение водой, которая у него была, но которой он был не в состоянии воспользоваться.

2. Все, что нарушает малое омовение (вуду’), нарушает также тайаммум (об этом рассказывалось ранее).

3. Тайаммум нарушается, если произошло нечто, обязывающее к совершению большого омовения (гусль). Об этом также сообщалось прежде.

Мусульманин, находящийся в ясном сознании, не имеет права оставлять намаз ни при каких обстоятельствах. Он обязан выполнять намаз в любых условиях, в которых оказался, даже при отсутствии возможности совершить ритуальное очищение, ведь Аллах Всевышний сказал: «Бойтесь Аллаха по мере возможности» (16:64). В «Ас-Сахихе» имама Аль-Бухари этому вопросу посвящена отдельная глава под названием «Если человек не нашел ни воду, ни землю». В этой главе приводится сообщение о том, что сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у которых не было воды (а дело происходило до ниспослания аята о тайаммуме), когда пришло время намаза, помолились, не совершив малого омовения. Они поведали об этом Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после чего Аллахом был ниспослан аят о тайаммуме. Смысл указания, содержащегося в данном хадисе, состоит в том, что сподвижники, будучи убежденными в обязательности намаза, совершили его даже тогда, когда у них не было воды для очищения, а аят о тайаммуме еще не был ниспослан, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал им совершить намаз заново. К тому же, если бы подобное было запрещено, он выразил бы им свое порицание. Это доказывает обязательность совершения намаза даже при отсутствии возможности для обоих видов очищения (вуду’ и тайаммум). От Джабира, да будет им доволен Всевышний Аллах, который передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне дано пять вещей, которые не были даны никому до меня: мне была дарована победа с помощью страха, (который Аллах вселил в души моих врагов, находящихся от меня) на расстоянии месяца (пути); вся земля сделана для меня мечетью [1] и сделана чистой [2], поэтому, где бы ни застало человека время намаза, пусть совершает его…» (Джабир упомянул весь хадис, текст хадиса согласован). А в хадисе от Хузейфы, да будет им доволен Всевышний Аллах, который передал Муслим, сказано: «и прах земной сделан для нас средством очищения тогда, когда мы не можем найти воду«. А в версии имама Ахмада, переданной от Али, да будет им доволен Всевышний Аллах: «…и земля была сделана для меня очищающей».

Выводы из хадиса:

1. Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, наделен преимуществами и целым рядом особенностей, отличающих его от других пророков. Аль-Хафиз ибн Хаджар насчитал в «Аль-Фатхе» более сорока таких особенностей, среди которых те, что упоминаются в данном хадисе.

2. Вся земля была сделана для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его общины местом поклонения (мечетью), то есть мусульманин может совершать намаз в любом месте, где его застало предписанное время, в то время как другим пророкам и их общинам было дозволено молиться только в специальных местах. Это подтверждается словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приведенными в ряде других версий данного хадиса: «Жившие до меня молились только в своих церквях».

3. Аллах по Своей милости даровал облегчение для этой общины (уммы), сделав для нее чистым и очищающим все, что покрывает поверхность земли, не сделав исключения ни для песков, ни для солончаков, ни для каменистых земель, ни для влажных и ни для сухих.

4. Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «… и вся земля была сделана для меня чистой» являются доказательством того, что тайаммум, как и омовение водой, ликвидирует хадас, ибо в этих словах указывается на общность воды и земли в чистоте и способности очищать. Тайаммум заменяет очищение водой при ее отсутствии, и все законоположения, касающиеся очищения водой, распространяются также на очищение землей, о чем рассказывалось прежде. Что же касается мнения некоторых ученых, согласно которому условием ликвидации хадаса является использование для тайаммума именно почвы и которое основывается на том, что в ряде версий сказано « и прах земной сделан для нас средством очищения » (версия Муслима), то ответить им можно следующим образом: данное заключение неосновательно, так как в ряде дру гих версий говорится о земле вообще и не делается упора именно на почве. Кроме того, это заключение противоречит той версии хадиса, где сказано «вся земля сделана для меня чистой», то есть указывается на все части земной поверхности, а также версии «вся земля сделана для меня благой, сделана мечетью и сделана чистой». Почва же в некоторых версиях, в том числе в версии Муслима, называется просто в качестве примера, и ее упоминание является упоминанием части от целого, хотя Аллаху сие ведомо лучше.

5. В словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «…и где бы ни застало человека время намаза…» под человеком подразумевается любой мусульманин (мужчина или женщина).

 

[1] Местом для поклонения

[2] Или же «средством для очищения»

От Аммара ибн Ясира, да будет доволен Аллах им и его отцом, который рассказал: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил меня по делу, меняпостигло состояние аль-джанаба. Не найдя воды, я обвалялся в земле, как это делают животные. Затем, явившись к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, я рассказал ему об этом, он же сказал: „Тебе достаточно было сделать руками вот так“, — и он ударил своими руками о землю один раз, после чего обтер своей левой рукой правую, а также обтер тыльные поверхности обеих кистей и свое лицо» (текст хадиса согласован, данный вариант принадлежит Муслиму. В версии, переданной Аль-Бухари: «…и ударил своими ладонями о землю и подул на них, после чего протер ими свое лицо и обе кисти»).

От ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, который сообщил, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тайаммум (включает в себя) два удара: один удар (для обтирания) лица и один для рук до локтей» (хадис передал Ад-Даркъутни. Ученые подтвердили его достоверность как хадиса маукъуф).

Степень достоверности хадиса:

Хадис ибн Умара слабый. Он является хадисом маукъуф, иснад которого доходит до ибн Умара. Аль-Хафиз в «Аль-Фатхе» пишет: «Среди хадисов, содержащих описание тайаммума, достоверными являются лишь хадис от ибн Джухейма и хадис от Аммара, всеже остальные являются слабыми». Он же пишет в своем «Ат-Тальхисе»: «…Абу Зур’а сказал, что хадис недействителен».

Выводы из двух вышеприведенных хадисов:

1. В хадисах разъясняется способ совершения тайаммума, который заключается в следующем: двумя ладонями совершается однократный удар о землю, после чего ими обтираются лицо и тыльная поверхность обеих кистей рук: ладонью одной руки протирается тыльная поверхность кисти другой. Так следует совершать ат-тайаммум при очищении и от малого и от большого хадаса. В любом случае существует лишь один способ совершения тайаммума. Другие же хадисы, которые описывают тайаммум с обтиранием рук до локтей, либо отменены (мансух), либо являются слабыми (да’иф), либо относятся к достоверным, но не содержат повеления Пророка, даблагословит его Аллах и приветствует, а доводом в пользу того или иного действия считаются те хадисы, в которых содержится повеление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на него.

2. Разрешается устранять пыль, которая пристает к ладоням во время ударов ими о землю, дуя на них, а уж потом обтирать этими ладонями лицо и кисти рук. При этом, как уже говорилось выше, не надо обтирать выше кисти, переходя на предплечье.

3. Данный пример доказывает великодушие Исламского Шариата и легкость его предписаний. Всевышний сказал: «И (Аллах) не сделал для вас в религии тягот». (22:78)

От Абу Хурейры, да будет им доволен Всевышний Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Земля — омовение мусульманина, даже если он не найдет воду в течение десяти лет. Когда же найдет ее, то пусть боится Аллаха и омывает ею свое тело» (хадис передал Аль-Баззар, ибн Аль-Къаттан назвал его достоверным, хотя Ад-Даркъутни считал его хадисом мурсаль; Ат-Тирмизи передал подобный хадис от Абу Зарра, подтвердив его достоверность).

Степень достоверности хадиса:

Хадис достоверный. В пользу достоверности данного хадиса говорит другой хадис, служащий подтверждением ему. На него указывает Аль-Хафиз, называя его достоверным. Хадисы, подтверждающие данный хадис, переданы целым рядом имамов.

От Абу Са’ида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который рассказал: «Два человека отправились в путь, а когда наступило время намаза, у них не оказалось воды. Поэтому они совершили тайаммум чистой землей и помолились. Затем они нашли воду, причем время данного намаза еще не истекло. Один из них совершил вуду’ и помолился заново, другой же не стал переделывать намаз. Потом они пришли к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказали ему об этом. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал тому, который не повторил намаз: «Ты поступил согласно Сунне и твой намаз зачтен». Другому же (который повторил намаз) он сказал: «Для тебя двойное вознаграждение» (хадис передали Абу Дауд и Ан-Насаи).

Степень достоверности хадиса:

Ряд ученых считает его хадисом маусуль (то есть считают его хадисом с непрерывным иснадом), другие же считают его мурсаль. Абу Дауд и Ан-Насаи передали его как хадис маусуль, о чем говорит автор в своем «Ат-Тальхисе». Этот хадис приводится в сборнике достоверных хадисов Абу Дауда (№ 327).

Выводы из двух вышеприведенных хадисов:

1. При отсутствии воды и невозможности найти ее дозволяется и предписывается совершение тайаммума.

2. Тайаммум является очищением и подобно воде освобождает от обоих хадасов, не очищая, однако, от наджасы. Таково наиболее достоверное мнение. Тайаммум заменяет омовение водой, каким бы длительным ни был срок ее отсутствия, ибо статус заменяющего в шариате подобен статусу того, что оно замещает.

3. Средство (песок, почва и т.д.), с помощью которого совершается тайаммум, должно быть чистым и свободным от наджасы. Это является одним из условий для того, чтобы он считался действительным. На это указывает хадис № 112.

От ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, который сказал по поводу слов Всевышнего Аллаха «…и если вы больны или в пути» следующее: «Если человек, имеющий раны и язвы, полученные на пути Аллаха, оказывается в состоянии аль-джанаба и опасается, что в случае совершения им полного омовения его постигнет смерть, то он должен совершить тайаммум» (Ад-Даркъутни передал хадис как маукъуф. Аль-Баззар назвал его хадисом марфу’. Ибн Хузейма и Аль-Хаким подтвердили достоверность хадиса).

Степень достоверности хадиса:

Данный хадис является маукъуф. Ас-Сан’ани сказал, что назвать этот хадис хадисом марфу’ в полном смысле этого термина нельзя.

Выводы из хадиса:

1. Ученые утверждают, что если человек опасается того, что использование воды причинит вред его здоровью, усугубит его болезнь, замедлит процесс выздоровления или приведет к тому, что останутся следы болезни, то он прекращает использование воды для ритуального очищения и совершает тайаммум вплоть до своего выздоровления.

2. Само по себе путешествие не делает дозволенным совершение ритуального очищения путем тайаммума. Следовательно, путнику, имеющему воду и не опасающемуся вреда от ее использования, нельзя совершать тайаммум. Он обязан совершать для намаза омовение водой, молиться же, совершив ритуальное очищение путем тайаммума, ему не дозволяется.

От Али, да будет им доволен Всевышний Аллах, который сказал: «Когда у меня сломалось предплечье, я обратился с вопросом к Посланнику Аллаха, он же повелел мне обтирать шины» (хадис передал ибн Маджа с крайне некрепким иснадом).

Степень достоверности хадиса:

Хадис слабый. Аль-Багауи и Ан-Науауи сказали: «Хранители хадисов сошлись во мнении, что он слабый». Аль-Байхакъи передал от ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, достоверный хадис, где сообщается, что он (Ибн Умар), совершая вуду’ в то время, когда одна из его кистей была перевязана, обтер повязку (сделал масх) и вымыл остальные участки.

От Джабира, да будет им доволен Всевышний Аллах, говоря о человеке, который, поранив голову [1], совершил полное омовение и впоследствии умер, сказал: «Ему достаточно было совершить тайаммум и перевязать рану тряпкой, а затем обтереть ее поверхность, вымыв остальные участки тела водой» (хадис передал Абу Дауд со слабым иснадом, слабость иснада заключается в наличии разногласий по поводу передатчика хадиса).

Степень достоверности хадиса:

Хадис слабый. Ас-Сана’и сказал: «Данный и предыдущий хадис (от Али), поддерживая друг друга и укрепляя, подтверждают обязательность обтирания шин и повязок мокрой рукой».

Вывод из двух вышеприведенных хадисов:

На шины и повязки необходимо (ваджиб) совершать обтирание (масх) мокрой рукой. Это доказывается двумя вышеприведенными хадисами, оба из которых, хотя и содержат слабость, однако вместе поддерживают и усиливают друг друга. Обоснованием необходимости обтирания шин и повязок является также то обстоятельство, что поверх той части тела, которую затруднительно мыть водой, совершается обтирание, как, например, оно совершается для волос головы при малом омовении. Кроме того, законоположение об обтирании шин и повязок обосновывается аналогией, которую можно провести между ним и обтиранием хуффейн и чалмы. Эта аналогия (къияс) подтверждает и укрепляет текст данных хадисов.

Речь об обтирании шин и повязок уже шла в главе «Об обтирании хуффейн и носков».

По поводу хадиса от Джабира, в тексте которого говорится сразу о необходимости совершения и тайаммума, и масха, и гусля [2], автор в своем «Ат-Тальхисе» сказал: «В версии данного хадиса, переданной ‘Ата от ибн Аббаса, не содержится упоминания о тайаммуме. Единственный, кто упоминает о тайаммуме, — Зубейр ибн Хурейкъ».

 

[1] в хадисе сказано, что этот человек «шуджджа», то есть получил ранение. Арабский глагол «шуджджа» применяется тогда, когда речь идет о ранах головы и в особенности о ранах на лице.

[2] Что может вызывать некоторые сомнения.

От ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, который сказал: «Согласно Сунне, человек, очистившийся путем тайаммума, может совершить только один намаз, для следующего же намаза он должен сделать тайаммум еще раз» (хадис передал Ад-Даркъутни, иснад хадиса очень слабый).

Степень достоверности хадиса:

Хадис слабый. Он приводится в сборнике слабых хадисов, составленном на основе «Аль-Сильсиля» (№ 423), Выдающийся ученый Мухаммад Хамид Аль-Факъи сказал: «Аллах сделал тайаммум полноценной заменой малого омовения без каких-либо ограничений. Посему истиной является то, что тайаммум нарушается только тем, чем нарушается малое омовение, которое совершается тогда, когда есть вода и ею можно воспользоваться».

1. Определение понятия тайаммум с точки зрения языка и Шариата? Какие доказательства существуют относительно данного вопроса?

2. Каковы условия действительности тайаммума?

3. Как следует мусульманину, которого время молитвы застало тогда, когда он не может совершать омовение ввиду отсутствия воды или невозможности ее использования, а также ввиду наличия у него опасений, что омовение водой причинит ему вред?

4. Какое из следующих утверждений является верным:

а) тайаммум позволяет совершать намаз, однако хадас не ликвидирует;

б) тайаммум устраняет хадас?

5. Каким образом совершается тайаммум?

6. Каким образом следует поступать тому, кто нашел воду, количества которой достаточно лишь для частичного омовения? Каково суждение Ислама по поводу ситуации, когда человек, совершивший намаз, имея тайаммум, после этого нашел воду, а время данного намаза еще не вышло?

7. Перечисли обстоятельства, нарушающие тайаммум. Приведи доказательства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: