Аналоги зарубежного и российского опыта




Проблема пешехода и транспорта возникла уже в условиях древнего города. Всадники, телеги, кареты постоянно теснили пешехода, создавая ему трудности. Появившийся автомобиль стал полновластным хозяином города, диктуя свои требования, претендуя на огромные территории не только для передвижения, но и для стоянок. К середине XX в. были нарушены складывавшиеся веками пешеходные связи. Автомобиль поделил городскую территорию на изолированные участки, принес шум, вибрацию, сократил площадь зеленых насаждений, ухудшил состояние воздуха, почвы и воды, изменил гидрологический режим. Все это сразу же сказалось на самочувствии людей, на состоянии растительности в городе и ближайшем его окружении.

Только в некоторых странах, в тех небольших городах, в планировке которых была заложена идея создания пешеходных зон, в исторических центрах, в которых осуществлялась реконструкция, дальновидные специалисты создавали новые и сохраняли сложившиеся схемы пешеходных путей движения. Например, скандинавские градостроители считают своим важнейшим достижением организацию в городах пешеходных систем и сопутствующих им трасс — велосипедных летом и лыжных зимой. По ним жители непосредственно от подъезда своего дома могут попасть к местам приложения труда, к обслуживающим учреждениям, к местам отдыха и спорта, в пригородные леса, к водоемам. В конце 60-х — начале 70-х годов увеличилась заинтересованность в организации, а нередко и восстановлении систем пешеходных путей. Во многих городах мира стали возникать пешеходные зоны. В 1966 г. подверглась реконструкции центральная часть Мюнхена, где через пять лет была создана пешеходная зона площадью 20 га (вся территория центральной части города составляет 140 га). Девятисотметровая улица связывает две самые оживленные городские площади. Вместе с боковыми улицами протяженность системы пешеходных путей достигла 2,6 км. В настоящее время в Германии около 400 пешеходных зон.

В 1972 г. была открыта первая пешеходная улица во Франции (в Руане), в 1982 г. они были в 266 городах. Сегодня пешеходные зоны созданы во всех французских городах с населением свыше 100 тыс. человек. Их протяженность меняется от 120 м в Гавре до 5376 м в Руане. Наибольшее распространение получили зоны, состоящие из одной или нескольких торговых, или туристских улиц в центральной части города длиной 500— 700 м.

Много пешеходных улиц в других странах. Решается эта проблема и у нас. Возникают улицы, свободные от транспорта, в Москве, Киеве, Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде и некоторых других городах.

 

Центральная часть исторически сложившихся городов не приспособлена к автомобильному движению, поэтому именно там прежде всего организуются пешеходные улицы и целые зоны. На них сосредоточиваются торговые учреждения, представительства фирм и объединений, антикварные магазины, художественные салоны, выставочные залы, кинотеатры, рестораны, но должны отсутствовать гаражи, склады и предприятия.

Москва. Поперечный профиль пешеходного Арбата


Схемы пешеходных зон: а — в Столешниковом переулке (Москва); б — на улице Абовяна (Ереван)

Архитектурно-ландшафтная среда пешеходной улицы резко отличается от обычной. Возможность спокойно пройтись, осмотреть витрины магазинов, отдохнуть придает улице определенный колорит и предъявляет особые требования к ее благоустройству и оборудованию. «Неспешное» восприятие предусматривает последовательность зрительных впечатлений, чему способствуют элементы, как бы соразмерные человеку, - своего рода переходные звенья к «большой» архитектуре. Речь идет об уличной мебели, светильниках, киосках, скульптуре, декоративных водоемах, деревьях, газонах, уголках отдыха и т. д. Особое значение приобретает геопластика, микрорельеф, а также фактура, рисунок и цвет мощения, включение горизонтальных и наклонных участков газона, пандусов, подпорных стенок, естественного камня.

Особенность пешеходных улиц и площадей — использование специального декоративного покрытия. Материал таких покрытий весьма разнообразен: кирпич, цветной и фактурный бетон, природный камень, брусчатка, плитки. То же можно сказать и о рисунке мощения: прямоугольные решетки, круги, полосы, волны, «пчелиные соты» и т. д. Между элементами покрытия, как правило, остаются зазоры-швы для того, чтобы обеспечить нормальную фильтрацию влаги и увлажнение почвы, необходимые насаждениям.

Кроме того, с помощью того или иного рисунка покрытия можно указывать пешеходам направления движения, предупреждать их об опасности (на перекрестках, при перепаде уровня), подчеркивать особое значение здания, фонтана, скульптуры, разграничивать зоны разного назначения (места кратковременного отдыха и полосы транзитного движения). Наконец, мощение играет роль оптического фона для определенного элемента оформления улицы и даже может стать главной частью такого оформления. Уклон для удобства передвижения принимается не свыше 6—7 %, ступени только в сочетании с пандусом.

Пешеходные зоны рассчитаны на круглогодичную эксплуатацию, причем режим их работы различен в будни и праздники, в дневные и вечерние часы. Архитектурно-ландшафтный облик также должен обладать гибкостью — способностью меняться в зависимости от поставленной цели, погоды, сезона, времени дня. При этом большое значение приобретают передвижные элементы озеленения, легкие навесы и раздвигающиеся перегородки.

Многое зависит и от назначения самой улицы. Она может, например, связывать по кратчайшему пути метро, вокзалы, универмаги и т. п. В этом случае включение ландшафтных элементов сводится к минимуму — вертикальное озеленение, переносные вазы с цветами, иногда ряд деревьев и т. д.


Берлин. Проект реконструкции улицы с превращением ее в пешеходную

г. Ленсинг (США). Декоративное мощение и группа растений, расчленяющих пространство пешеходной улицы

Протяженность пешеходной зоны зависит от величины города и ее использования. Расстояния 150—400 м характерны для торговых улиц. Они тесно связаны с входами в магазины и разнообразными объектами обслуживания, могут иметь сложную конфигурацию в плане, многочисленные перепады по вертикали (пандусы, лестницы) и включать ряд ландшафтных и декоративных элементов, особенно в местах отдыха пешеходов.

Иначе будут выглядеть улицы-бульвары, предназначенные в основном для кратковременного отдыха. Здесь деревья, газоны, цветы, декоративные водоемы и скульптура сами становятся главными компонентами среды. На бульварах, скверах, небольших зеленых уголках отдыха на площадях и вблизи объектов массового посещения люди ищут возможность на время «выключиться» из напряженного темпа городской деятельности, шума и суеты деловых улиц. Одним из требований здесь становится изоляция мест отдыха от транзитного пешеходного потока.

В тех случаях, когда пешеходная зона используется для пеших прогулок, ее целесообразно удлинить до 600—1000м (что предполагает 10—15-минутную прогулку). Вместе с прилегающими участками общая длина зоны тогда составит 2,5—4 км.

В жилых комплексах пешеходные пространства, располагаясь вблизи жилых домов, призваны обеспечить прежде всего покой и безопасность. Прогулочные и туристские пешеходные пространства проектируют с учетом существующего ландшафта, образуя зеленые коридоры, связывая территории городских зеленых насаждений и пригородные лесные массивы, создавая условия для оздоровления городской среды.

Характер использования растительности на обычных (с транспортом) и пешеходных улицах совершенно различен. В первом случае преобладают длинные компактные и однородные зеленые полосы. На пешеходных улицах такое недопустимо. Чтобы обеспечить смену впечатлений, здесь через каждые 100—150 м ряды деревьев чередуются с открытыми пространствами газонов, большими и малыми древесно-кустарниковыми группами. Важную роль играют формы листьев, цветов, плодов, кроны и т. д. Поэтому для пешеходных зон выбирают наиболее декоративные и ценные породы деревьев с выразительной текстурой коры и кустарники, которые меняют свой цвет в течение вегетационного периода.

Растения помогают усилить, подчеркнуть одни элементы оформления и скрыть другие, создать иллюзию расширения или сокращения пространства. С их помощью можно направить взгляд пешехода на отдаленный предмет и акцентировать широкую панораму. Единая форма использования растительности на всем протяжении улицы (скажем, платановая аллея) может объединить разнохарактерную или случайную застройку, и, наоборот, с помощью растительности единое пространство можно разделить на части.

Сейчас при озеленении пешеходных зон все чаще сокращают общее количество насаждений, но при этом придают каждому отдельному дереву значимость «живой скульптуры», «визуального события». Освещение при этом устраивается таким образом, чтобы останавливать внимание на том или ином живом компоненте уличного ансамбля — цветнике, группе деревьев, зеленом ковре газона, водных растениях декоративного бассейна. Интенсивность этого освещения, его цветовая тональность, даже направленность (например, вместо заливающего верхнего света — подсвет снизу) меняются по времени суток или по сезону.

Характер размещения зеленых насаждений на пешеходной улице зависит в основном от местных климатических особенностей. В южных городах, например, деревья становятся естественными теневыми навесами, под которыми обычно размещают скамьи. В иных условиях решающую роль может играть необходимость аэрации (минимум плотных посадок, широкие разрывы, открытые газоны) или, наоборот, ветрозащиты (плотные древесно-кустарниковые полосы-укрытия).

В Сочи при реконструкции центрального проспекта асфальт тротуаров был заменен высококачественными плитками разнообразного цвета, фактуры, рисунка. В образцовом состоянии поддерживаются газоны. Дорожки проложены не по жесткой прямоугольной сетке, а по основным направлениям пешеходного движения с использованием живых изгородей и низких подпорных стенок. Чтобы защитить корни старых платанов, часть тротуаров подвешена на консолях, нависающих над землей на 0,5 м. В них вмонтированы светильники, которые незаметны для прохожих, но эффективно подсвечивают деревья снизу. Мелкие технические сооружения декорируются рваным камнем, мхом, вьющимися растениями. Торговые блоки перекрыты общим навесом и включают декоративные стенки для телефонов, скамьи, автоматы с газированной водой. Открытые веранды, террасы, наружные лестницы, подпорные стенки, фонтаны, теневые навесы и решетки составляют единый ансамбль, гармонично сочетающийся с живописным южным ландшафтом. Такое взаимопроникновение разрушает привычную грань между искусственным и естественным, создавая органический синтез, обеспечивающий новое качество городской среды.

Примером удачного решения стала и широко известная Лайсвес-аллея в Каунасе. Здесь транспорт вынесен на две параллельные улицы с односторонним движением. По центру — липовая аллея, бывшие проезжие части замощены плиткой, на ней живописно размещены бетонные чаши с грунтом, цветочницы, декоративные бассейны, удобные скамьи, открытые кафе. Все это создает уют и удобства для посетителей магазинов, ресторанов, кафе, выставок, театров, деловых учреждений. Современное оборудование подчеркивает исторически сложившийся архитектурный облик застройки.

В Киеве Владимирская горка и архитектурно-исторический Софийский музей связаны пешеходной аллеей, объединяющей пять скверов. В каждом из них имеются площадки, где выставлены копии и оригиналы древних скульптур, созданы также видовые площадки для обзора панорамы Днепра и различных памятников архитектуры. Проложен специальный экспозиционно-прогулочный маршрут с обособленными местами отдыха, выделением «зон покоя», изолированных не только от транспорта, но и от транзитного пешеходного потока. Когда наряду с парадной аллеей создается сеть тропинок и малых аллей, где деревья, цветы, водоемы становятся главными компонентами, рассчитанными на то, чтобы их воспринимали внимательно, не торопясь, то в этих условиях броские уличные знаки, яркая торговая реклама, асфальтовые покрытия совершенно неуместны.

Формирование пешеходных улиц — новая и перспективная для российского градостроительства задача. Она требует анализа уже имеющегося опыта и внедрения наиболее прогрессивных решений в жизнь

Вывод. На основании рассмотренного теоретического материала по разработке дизайн-проекта были изучены основы ландшафтного дизайна, оборудования и малые архитектурные формы, аналоги проектов территорий других пешеходных улиц в России и другой страны, обзор реальных прототипов, выявление его положительных и отрицательных качеств и были определены соответствующие требования архитектурно-планировочного решения.


 

Глава 2. Проектирование и планировка пешеходной улицы имени А. С. Пушкина в городе Якутск

2.1 Общая характеристика и ситуационный план местности

Пешеходная зона - на таких улицах отсутствует движение транспорта, они благоустроены, предназначены для прогулок. В ряде случаев на таких улицах располагаются скульптуры, фонтаны, иные декоративные объекты, проводятся празднества, народные гуляния.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: