ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ
В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1–7 апреля 2019 года
Я, прежде всего, учитель музыки
Г. Г. Нейгауз
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ
Цели конкурса:
- способствовать повышению статуса педагога-музыканта в современном социокультурном пространстве, обобщению и распространению инновационного педагогического опыта;
- инициировать осмысление педагогическим сообществом путей обновления содержания, форм и методов общего и дополнительного музыкального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего и дополнительного образования;
- содействовать совершенствованию профессиональной подготовки педагога-музыканта;
- стимулировать социальную активность педагога-музыканта.
Задачи конкурса:
- выявление педагогов-музыкантов, достигших высокого уровня профессиональной компетентности;
- выявление студентов, мотивированных на педагогическое творчество и освоение профессиональных образовательных программ в области педагогики музыкального образования;
- распространение эффективных технологий и методов работы с учащимися в разных видах музыкальной деятельности;
- привлечение студентов, учителей музыки, музыкальных руководителей и педагогов дополнительного музыкального образования детей к научно-исследовательской деятельности.
Автор идеи проведения конкурса — заслуженный учитель РФ, почетный работник высшего профессионального образования, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, профессор кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена Белла Соломоновна Рачина.
|
Участники конкурса
Конкурс проводится по пяти категориям (без ограничения возраста):
I категория: студенты музыкально-педагогических и педагогических ССУЗов;
II категория: студенты бакалавриата, специалитета, магистратуры музыкально-педагогических факультетов вузов;
III категория: учителя музыки общеобразовательных школ;
IV категория: преподаватели системы дополнительного образования;
V категория: музыкальные руководители детских дошкольных учреждений.
Конкурсант имеет право выступить одновременно в разных номинациях.
Порядок проведения конкурса
Конкурсные испытания состоят из двух туров.
Первый тур проводится заочно в период с 1 по 15 марта 2019 года. Участники конкурса до 1 марта 2019 года предоставляют в оргкомитет конкурсные материалы и документы по соответствующей номинации.
Второй тур проводится в период с 1 по 7 апреля 2019 года в институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена. На второй тур приглашаются участники конкурса, наиболее убедительно и ярко продемонстрировавшие владение педагогическими компетенциями в первом туре соответствующей номинации (реализация художественно-педагогической идеи урока и/или внеклассного мероприятия; методическая разработка урока и/или внеклассного мероприятия).
Порядок выступления участников во втором туре определяется жеребьевкой.
Номинации и регламент конкурса
Номинация I
Открытый урок музыки в общеобразовательной школе
I, II, III категории
Первый тур
- видеозапись урока музыки (продолжительность 35–40 минут);
|
- сценарий урока, содержащий:
ü тему, цель, планируемые результаты урока;
ü подробный конспект;
ü музыкальный материал урока с указанием авторов и названий музыкальных произведений;
ü дидактические материалы в электронном виде: презентации, иллюстративный материал, таблицы, квесты и т. д.;
ü рефлексивный анализ урока.
Возраст учащихся: 8–14 лет (2–9 класс).
Второй тур
- проведение открытого урока музыки c учащимися (не менее 15 человек, продолжительность 40 минут) петербургских школ. Конкурсанты II категории имеют право проводить урок музыки со своими учениками по согласованию с Оргкомитетом конкурса. Конкурсанты II категории, выступающие с собственными учащимися должны продемонстрировать качество музыкальной подготовки класса в разных видах музыкальной деятельности.
- защита и рефлексивный анализ открытого урока музыки (продолжительность 5–10 минут).
Номинация II
Индивидуальное занятие с учащимися
В системе учреждений дополнительного образования детей
I, II, IV категории
Первый тур
- видеозапись фрагмента индивидуального занятия с учеником (продолжительность 10–12 минут) по одной из дисциплин: фортепиано, струнно-смычковые, ударные, духовые, народные инструменты, сольное пение, ансамблевое исполнительство, хореография;
- рефлексивный анализ индивидуального занятия (письменно);
- перечень используемых музыкальных произведений с указанием авторов и названий.
Возраст учащихся: без ограничений.
Второй тур
– проведение индивидуального занятия с учащимся (ансамблем или группой) одного из учреждений дополнительного образования детей, предоставленным оргкомитетом конкурса, по выбранной дисциплине: фортепиано, струнно-смычковые, ударные, духовые, народные инструменты, сольное пение, ансамблевое исполнительство (продолжительность занятия 30 минут). Конкурсант должен продемонстрировать высокий уровень педагогического общения, умение работать над произведениями разного стиля, жанра, формы и характера. По дисциплине хореография: ритмика (азбука хореографии), танцевальные формы хореографического искусства (основы классического, народного, современного танца), общедоступные формы бальной хореографии (продолжительность занятия 30 минут). Конкурсант должен продемонстрировать высокий уровень педагогического общения, умение выстроить урок в соответствии с годом обучения и возрастом детей.
|
- защита и рефлексивный анализ индивидуального занятия с учащимся, ансамблем или хореографическим коллективом (продолжительность 5–10 минут).
Номинация III
Видеозапись внеклассного мероприятия
I, II и III категории
Первый тур
- видеозапись внеклассного мероприятия (продолжительность 45 минут);
- аннотация, содержащая:
ü сценарий внеклассного мероприятия;
ü тему, цель, планируемые результаты мероприятия;
ü условия реализации проекта (вид общеобразовательного учреждения, возраст учащихся, год обучения, необходимое оборудование);
ü ожидаемые результаты;
ü описание, формат проведения (тематический праздник, театрализованное представление, литературно-музыкальная композиция, музыкальный спектакль, музыкально-драматическое представление, музыкально-театральная гостиная, концерт школьного художественного коллектива — хора, оркестра и др.);
ü использованный в видеозаписи музыкальный и литературный материал с указанием авторов и названий.
Возраст учащихся: 7–18 лет.
Второй тур
Презентация, защита и рефлексивный анализ проекта внеклассного мероприятия, представленного в материалах первого тура (продолжительность 15 минут).
Номинация IV
Педагогические проекты
I, II категория
Первый тур
- сценарий урока (продолжительность 45 минут), содержащий:
ü тему, цель, планируемые результаты урока;
ü подробное изложение методики работы в каждом виде музыкальной деятельности;
ü музыкальный материал урока с указанием авторов и названий музыкальных произведений;
ü условия реализации проекта (вид общеобразовательного учреждения, возраст учащихся, год обучения, необходимое оборудование, технические средства);
ü дидактические материалы в электронном виде: презентации, иллюстративный материал, таблицы, квесты и т. д.;
ü сведения о реализации проекта.
Возраст учащихся: 6–15 лет (1–9 класс).
Второй тур
Презентация, защита и рефлексивный анализпроекта методической разработки, представленной в материалах первого тура (продолжительность 15 минут). Приветствуется включение в презентацию фрагментов видеозаписей проведенных ранее уроков музыки.
III категория
Первый тур
Методическая разработка цикла уроков по выбранной теме любой федеральной программы по предмету «Музыка» или авторской. Тема должна быть раскрыта в нескольких (не менее 3-х) планах-сценариях уроков, содержащих:
ü тему, цель, планируемые результаты урока;
ü подробное изложение методики работы в каждом виде музыкальной деятельности;
ü музыкальный материал урока с указанием авторов и названий музыкальных произведений;
ü условия реализации проекта (вид общеобразовательного учреждения, возраст учащихся, год обучения, необходимое оборудование, технические средства);
ü дидактические материалы в электронном виде: презентации, иллюстративный материал, таблицы, квесты и т. д.;
ü сведения о реализации проекта.
Второй тур
Презентация, защита и рефлексивный анализпроекта методической разработки темы, представленной в материалах первого тура (продолжительность 15 минут). Приветствуется включение в презентацию фрагментов видеозаписей уроков, проведенных по заявленной теме.
Номинация V