Пастушенко Ю. Г., Хуршудова Т. А.




УДК 82-1(075.8)

ББК 83.011.8я73

П 196

 

 

Рецензент: Сухих С. А., проф., докт. филол. наук

 

 

Пастушенко Ю. Г., Хуршудова Т. А.

П 196 Литературное творчество. Часть 1. Учебно-методическое пособие. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. – С. 36

 

Учебно-методическое пособие содержит методические материалы и задания по курсам «Креативное письмо» и «Литературное творчество». В части 1 представлены материалы по теме «Стихи». Адресуется студентам бакалавриата филологического факультета КубГУ.

 

 

© Ю. Г. Пастушенко, Хуршудова Т. А., 2015

© Кубанский государственный университет, 2015

 

 

Данное пособие адресуется студентам, изучающим курсы «Литературное творчество» и «Креативное письмо». В нем собраны задания, которые помогут студенту овладеть техникой написания стихов. Это упражнения на версификацию – искусство выражения мысли в стихотворной форме. Они призваны вырабатывать чувство словесного ритма, умение строить речь в соответствии со стихотворным размером, подбирать рифмы, организовывать стихи в строфы и цельные произведения. Основное внимание, при этом, уделяется технике стиха, а вопросы эвфонии, художественной выразительности, образного строя произведения здесь не рассматриваются. Как и вопросы экспрессии и, тем более, творческого вдохновения.

Основная цель данного курса – развить у студента чувство владения русским языком, путем приобщения к художественной его форме, поэтому создание самостоятельного стихотворного текста является, все же, только задачей.

Задания располагаются, в основном, от простых к сложным, выполнения заданий более низких уровней поможет выполнить задания следующих уровней. В основе большинства заданий лежит некая комбинаторная схема: они решаются путем подбора слов. В других, более сложных заданиях, основу составляет художественная семантика – их невозможно решить без учета смысла слов и выражений.

Ко всем зданиям приводятся ответы в конце книги.

 

 

Тема 1. Ритм.

Ритм может быть представлен как периодическое повторение наборов сходных элементов. Ритм существует в музыке, изобразительных искусствах, поэзии. В стихах ритм создается на основе равномерного чередования групп из сильных и слабых слогов (силлабо-тонический стих). При этом надо помнить, что ритм возникает не в отдельном стихе, а в сочетании их.

 

Задание 1

Восстановить ритм, разбив текст на стихотворные строки. В заданиях 1.1–1.9 в стихах есть рифма, в заданиях 1.10–1.17 рифмы нет.

 

1.1. Пусть ко мне слетит во сне утешитель мой ничтожный, призрак быстрый, призрак ложный, легкий призрак милых мне!

1.2. Так снова год, как тень, мелькнул, сокрылся в сумрачную вечность и быстрым бегом упрекнул мою ленивую беспечность.

 

1.3. Тебя ль изобразить и ты ль изобразима? Вчера задумчива, я помню, ты была, сегодня ветрена, забавна, весела, понятна сердцу ты, уму непостижима.

 

1.4. В ночном кафе, где электрический свет обличает и томит, он речью, дьявольски-логической, вскрывает в жизни нашей стыд.

 

1.5. Мы живем в старинной келье у разлива вод. Здесь весной кипит веселье, и река поeт.

1.6. Смычок запел. И облак душный над нами встал. И соловьи приснились нам. И стан послушный скользнул в объятия мои...

 

1.7. Со стекол балконных, как с бедер и спин озябших купальщиц, - ручьями испарина. Сверкает клубники мороженый клин, и градинки стелются солью поваренной.

 

1.8. И сосны, повстав и храня иерархию мохнатых монархов, вступали на устланный наста оранжевым бархатом покров из камки и сусали.

 

1.9. Постой! здесь хорошо! зубчатой и широкой каймою тень легла от сосен в лунный свет... Какая тишина! Из-за горы высокой сюда и доступа мятежным звукам нет.

 

1.10. Протекает по улицам пышным оживленье ночных похорон; льются мрачно-веселые толпы из каких-то божественных недр.

1.11. Так бросил мне кавказские ты песни, в которых бьется и кипит та кровь, что мы зовем поэзией. - Спасибо, полакомил ты старого ловца!

 

1.12. Вот редкие и тайные минуты, когда светло и тихо на душе, и милые, желанные виденья из сумраков вечерних восстают. 1.13. Так к старым солдатам своим на смотр генеральный из гроба в двенадцать часов по ночам встает император усопший.

1.14. Я и себе не хочу докучной прислуги: ни в воску видеть себя вылита дурнее, ни выхваленным в стихах глупых быть желаю, чтоб не краснеть мне с такой почести обильной;

 

1.15. Вчера в степи я слышал отдаленный крик журавлей. И дико и легко он прозвенел над тихими полями...Путь добрый! Им не жаль нас покидать 1.16. Так мы сидим над мраморным квадратом, над пивом и над раками - и каждый пунцовый рак, как рыцарь в красных латах, как Дон-Кихот, бессилен и усат.

 

1.17. Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей, вот распахнулась она; сквозь этот бархат живой сладостно светится ряд васильково-лазоревых зерен вдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.

 

Задание 2

1.18. Попробуйте разбить на стихи отрывок из романа «Петербург» А. Белого. Прочитайте получившиеся стихи.

 

Аполлон Аполлонович был сегодня особенно четок: на доклад не кивнула ни разу его голая голова; Аполлон Аполлонович боялся выказать слабость: при исправлении служебных обязанностей!.. Возвыситься до логической ясности было ему сегодня особенно трудно: бог весть почему, Аполлон Аполлонович пришел к заключению, что собственный его сын, Николай Аполлонович, – отъявленный негодяй.

 

Задание 3

В каждый стих добавлены 1-2 лишних слова. Уберите их, чтобы восстановить ритм.

 

1.19. Вдруг явилось зрелище прекрасно моим блуждающим очам.

 

1.20. Ах, безысходность и печаль вечно сопровождают все земное

 

1.21. Еще, быть может, каждый атом – это вселенная, где сто планет.

 

1.22. В полях осенью сухие стебли кукурузы, повсюду следы колес и блеклая ботва.

1.23. Распахни же мне объятья твои, густолистый, развесистый, темный лес!

 

 

Тема 2. Метр и ритм

 

«Чередование сильных и слабых мест называется метром (гр. “мера”); повторяющееся сочетание сильного и слабого мест – стопой. Основных метров в силлабо-тонике пять: ямб (стопа сС), хорей (Сс), дактиль (Ссс), амфибрахий (сСс) и анапест (ссС). В зависимости от числа стоп в стихотворной строке каждый метр имеет несколько размеров. Эти стихотворные размеры различаются непосредственно на слух», – писал выдающийся филолог М. Л. Гаспаров[1].

 

Задание 1

Заменить выделенные слова, чтобы восстановился стихотворный метр. (Дайте несколько вариантов решения).

 

2.1. Но грозные татар полки, неистовой отваги полны, уже вдоль быстрыя реки как шумные бегут волны.

 

2.2. Наконец так легко мне, так радушно, так беспредельно, так воздушно; весь чудесный мир здесь вижу я. И славит бога песнь моя!

 

2.3. Сны играют на просторе под белой луной – и баюкает их море тихоструйною волной.

 

2.4. И знать, что все потеряно, что жизнь – проклятый ад! О, я была уверена, что ты вернешься назад

 

2.5. Ко всем человеческим страстям бесстрастный, таким останется навек —

небеса презревший, самовластный, богоподобный человек.

 

2.6. Куй, кузнец, рази ударом, пусть с лица капает пот. Зажигай сердца пожаром, прочь от горя и невзгод!

2.7. А мы шли по дороге среди кустарников и трав, как древнегреческие боги, трезубцы в облако подняв.

 

Задание 2

В один из стихов двустишия добавлены 1 лишнее слово. Уберите его, чтобы восстановить ритм.

2.8

Туманно это утро красное, туманно,

Да все светлей, белее на восходе.

 

2.9

На палубе разбойничьего брига

Лежал я, больной, истомленный лихорадкой.

 

2.10

О, ты, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной.

 

2.11

А сегодня на коврах полей зеленых

Лежит рассыпан белый пух

 

Задание 3

Каждый из примеров изначально представлял собой двустишие. В нем изменен порядок слов и убрано разделение на стихи (стихораздел). Надо восстановить исходное двустишие.

 

2.12. Благою надеждою она озаряла дни печали.

 

2.13. Не гляди на ее запястья и с ее плечей льющийся шелк. 2.14. Из-за бесформенной и зыбкой толпы мелькает луч, - и опять вдруг исчез 2.15. Мне холодно. Прозрачная весна одевает Петрополь в зеленый пух 2.16. Вас прекрасной боги создали — за то богам честь и хвала 2.17. А к утру нам кто-то, молча сны развеяв, шепотом напомнил, что мы осуждены. 2.18. Все то, что я в те времена писал, неизбежно сводилось к многоточью. 2.19. Бегу сквозь пыльные, желтые клубы, распустивши свой зонт. 2.20. Я любил белое твое платье, разлюбив мечты утонченность 2.21. Друзья мои, на народном торжестве помянем тех, кто в холодном краю пал!

Задание 4

Каждый из примеров изначально представлял собой двустишие. В нем было пропущено одно слово и убрано разделение на стихи. Надо добавить одно слово и восстановить стихораздел, чтобы вернуть двустишию ритм, не нарушая смысла.

 

2.15. Ты, как листок, плывешь без воли по теченью. 2.16. И в чудных грезах гордостью царицы детский лик сиял передо мной. 2.17. Ты для мрака открыта душою, и во тьме ты, как свет. 2.18. Тяжело и прискорбно мне видеть, как мой брат погибает.

 

2.19. Пока шумят вверху волны, безмолвствует морская глубина.

 

 

Тема 3. Метр и строфа

В стихах был изменен порядок слов. Восстановите его, чтобы вернуть стихам ритм.

3.1Когда неутолимой тоской гоним,Войдешь во храм и в тиши там станешь,Потерянный в необозримой толпе,Как часть одной страдающей души.

 

3.2Мечты моей весенней любви,Мечты на утре моих дней Толпились - как оленей стада У речных заповедных вод. 3.3Вдохновенье, восторг и жарИсполнили мою грудь -Я тебя пою, кофе;Промчится вдаль мое пенье,И целый свет узнает,Как тебя поэт любил. 3.4От века белою чалмоюУвит твой лоб наморщенный,И человека гордый ропот Не возмутит гордый твой мир. 3.5Мы кричим в шуме волн ему навстречу,Он с ног валит и голос заглушает,А нам, как птицам, легко и весело...Теперь все это мне кажется сном. 3.6Буря во тьме ночной ярилась;
На небе сверкал грозный луч;
В черных тучах гремели громы,
И шумел сильный дождь в лесу.

Тема 4. Рифма

 

Рифмой называют одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк. Рифма отмечает границы стихов и связывает их между собой.

Рифмы бывают:

-точная (белый - смелый, Евгений - гений);

-приблизительная (белый - мелом; ветер - светел);

-неточная (я - меня, пламя - память, неведомо - следом);

-богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному (ограда - винограда; труды - руды);

-бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил);

-грамматическая: используются слова одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме (горе - море, играли – страдали);

-корневая: совпадает только корень рифмы (плавный - лавка, верно - первый);

-простая: рифмуются между собой два слова (радость - младость);

-составная: одно слово рифмуется с двумя (в вой ему - по-своему, где вы - девы);

-мужская: ударение стоит на последнем слоге рифмующихся слов (день - тень);

-женская: ударение стоит на предпоследнем слоге рифмующихся слов (ничтожно - невозможно);

-дактилическая: ударение стоит на третьем от конца слоге рифмующихся слов (странники - изгнанники).

 

 

Задание 1

1. Подставьте на нужное место пропущенные слова из скобок, чтобы восстановить рифму и смысл стихов

 

4.1

Я с детства понимать …
Твоё молчание …
И твой таинственный …
Как что-то близкое…

(родное; немое; язык; привык)

 

4.2

Не разлучайся, пока …
Храни ревниво заветный …
В разлуке вольной таится...
Любовь не любит земных …

(круг; разлук; живешь; ложь)

 

4.3

Я не знаю, как …
но я чувствую …
не по прошлому …
ностальгию по …

(настоящему; остальные; жесточайшую; ностальгию)

 

4.4

Над миром вечерних …
Мы, дети, сегодня …
Спускаются длинные …
Горят за окном …
Темнеет высокая …
Уходят в себя...
Не медлим! Минута …
Уж кто-то идёт...

(настала; из угла; фонари; тени; видений; зала; цари; зеркала)

 

 

4.5

Есть пустота от смерти …
и от потери …
когда глядишь на горе …
и сонно радостям …
Но есть иная …
Нет ничего её …
В ней столько звуков и …
В ней глубина и …

(высота; свечений; сонно; ты чужд; горизонта; священней; чувств; пустота)

 

 

4.6

Я вновь перечитал забытые …

Я воскресил угасшее …
И предо мной опять предстала …
Младенчества прекрасное...
В былые дни, как нежная …
Являлась ты под кров счастливый …
Делить часы священного ….

(досуга; ты; виденье; листы; мой; подруга; волненье)

 

Задание 2

Как и в предыдущем задании, здесь надо подставить на нужное место пропущенные слова из скобок, а также самому подобрать отсутствующее слово, чтобы восстановить рифму и смысл стихов.

4.7

Поутру вчера …
В стёкла окон …
Над землёю …
Облаками...

(туман; вставал; стучал; …)

 

4.8

Взгляни, как солнце …
Пересыхающий …
Полдневной прелестью …
А он рокочет и …
И на бегу …
Средь обнажившихся …

(своей; камней; …; обольщает; ручей; оскудевает)

 

4.9

В тумане облачных …
Встречая утренний …
Он был почти …
И в формы жизни…

(не одет; нематериален; рассвет; …)

 

 

4.10

Осенний дождь - вторые сутки …
И, заключённый в правильный …
То мечется и рвётся за …
То молчаливо облетает …

(квадрат; сад; ограду;...)

 

Задание 3

 

Восстановите пропущенные слова и допишите недостающие строки, чтобы восстановить рифму и смысл стихов.

4.11

Море воет, море …,
И во мраке …
Поглощён волною, тонет
…………………………...

 

4.12

Спала ночь с померкшей вышины.
В небе сумрак, над землёю тени,
……….. ……….. тёмной тишины

……………………………………..

4.13

В час этот ранний иль поздний …
Ветви без шума роняют листы,
Сердце … хоронит мечты
………………………… и мутный.

 

4.14

Дорога ведёт под обрыв,
Где стала трава на колени
И призраки диких олив,
…………………………..
Застыли, как стадо оленей.
Мне странно, что я ещё жив
Средь стольких могил и видений.

 

В качестве итогового описания вновь приведем слова М. Гаспарова: «Чем отличается стих одного стихотворения от стиха другого? Во-первых, стало быть, метром (ямб, хорей...); во-вторых, размером (З-ст.ямб, 4-ст.ямб...); в-третьих, рифмой (или, если стихи нерифмованные, длиной нерифмующего окончания строки). В-четвертых, ритмом ударений: мы знаем, что на сильных местах внутри стиха ударение может пропускаться, и в зависимости от того, на какой стопе оно пропускается, стих звучит по-разному: в XVIII в. предпочиталось одно звучание, в XIX в. – другое. В-пятых, ритмом словоразделов, который может или подчеркивать, или стушевывать четкость членения стиха на стопы. В-шестых, один из этих словоразделов, срединный, может быть постоянным (цезурой) и придавать стиху особый ритм. В-седьмых, членение стиха на строки может совпадать или не совпадать с синтаксическим, от этого ритм стиха становится то более спокойным, то более напряженным. <…> Наконец, не следует забывать, что стих существует не изолированно, а только во взаимодействии с соседними стихами. Поэтому стихотворение, где стихи объединены в однородные (т.е. опять-таки имеющие предсказуемое строение) группы – строфы, будет восприниматься иначе, чем стихотворение без такой организации. <…> Предсказуемые группировки строк могут быть настолько пространны, что охватят целое стихотворение. Такие стихотворения называются твердыми формами » [2].

 

 

Тема 5. «Твердые формы» стиха.

 

Триолет (фр. «тройной») – это восьмистишие на две рифмы, в котором четвертая и седьмая повторяют первую строку, а восьмая – вторую. Схема рифмовки триолета:

АВаА abAB (A и B повторяются как рефрены)

Триолет появился во французской поэзии XV века. В эпохи барокко и символизма триолет пользовался недолгой популярностью, и лишь в качестве салонной и эстетской забавы. В России одни из первых опытов в этой форме принадлежали Н. Карамзину. Затем традиция русского триолета была надолго забыта и возродилась в модернистскую эпоху у таких авторов, как К. Фофанов, К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Северянин. Целые сборники триолетов были написаны Ф. Сологубом, И. Каллиниковым, И. Рукавишниковым.

 

A «Лизета чудо в белом свете, —
B Вздохнув, я сам себе сказал, —
a Красой подобных нет Лизете;
A Лизета чудо в белом свете;
a Умом зрела в весеннем цвете».
b Когда же злость ее узнал...
A «Лизета чудо в белом свете!» —
B Вздохнув, я сам себе сказал.

(Н. Карамзин)

Задание 1

Найдите ошибки в структуре триолета и восстановите правильный порядок строк

5.1

К тебе, мой нежный триолет,
В годину грусти возвращаюсь.
К Луне тобою приобщаюсь -
В твоих законах лунный свет.
К тебе, мой нежный триолет,
В моей душе проложен след.
К тебе, мой нежный триолет,
В годину грусти возвращаюсь.

 

5.2

Тебе желаю, милый князь,

Звездами, почестьми гордясь,

Чтобы отныне жил счастливо.

Тебе желаю, милый князь,

Видать любовь от черных глаз:

Тебе желаю, милый князь, -

То для тебя, ей-ей, не диво, -

Чтобы отныне жил счастливо!

 

Задание 2

Допишите строки триолета.

 

5.3

Какая сладкая отрава

……………………….

Его изящная оправа,

Какая сладкая отрава

И вечно детская забава,

Когда владеет ей поэт.

Какая сладкая отрава

……………………….

 

 

5.4

…………………………..

Грешно, но хочется порой.

…………………………….

Ловить Судьбу, седую птицу.

Задумай строчку и страницу

И триолет Судьбы открой.

……………………………

…………………………….

 

 

Одной из наиболее известных твердых форм является сонет.

Сонет – стихотворение из 14 строк с определенной схемой рифмовки. Первая часть сонета состоит из двух четверостиший (катренов), вторая – из двух трехстиший (терцетов). Катрены пишутся всего на две рифмы, в терцетах добавляются еще две или три новые рифмы. Таки образом формируется схема:

abab abab cdc dcd (или cde cde) – итальянский сонет

или:

abba abba ccd eed (или ccd ede) – французский сонет.

Сонет впервые появился в Италии в XIII в. В эпоху Возрождения он стал популярен у многих европейских поэтов. Появились его новые варианты, например:

abab cdcd efef gg – английский сонет.

Первый русский сонет был написан В. К. Тредиаковским в 1735 г. К сонету не раз обращался А. С. Пушкин, его любили многие поэты Серебряного века. В русской традиции сонеты пишутся чаще всего пяти- или шестистопным ямбом.

Задание 3

5.5. Прочитайте «Сонет» Пушкина, определите его размер, схему рифмовки, назовите всех поэтов, которых упоминает или имеет в виду Пушкин, дайте комментарий к содержанию стихотворения:

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.

У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.

 

5.6. Восстановите порядок строк английского сонета.

Лгут зеркала, - какой же я старик!

Но если дни избороздят твой лик,

Я буду знать, что побежден судьбою.

Я молодость твою делю с тобою.

Одна судьба у наших двух сердец:

Замрет мое - и твоему конец!

Я самому себе кажусь моложе,

Как в зеркало, глядясь в твои черты,

Мне молодое сердце даришь ты,

И я тебе свое вручаю тоже.

Старайся же себя оберегать -

Не для себя: хранишь ты сердце друга.

А я готов, как любящая мать,

Беречь твое от горя и недуга.

 

 

5.7. Восстановите порядок строк французского сонета.

 

Жестокий лев зубов не изострит.

Спокойна лань среди дубрав Немей,

И гидра травы кровью не багрит.

Из топких блат уже не свищут змеи.

Но золотом в тени ветвей горит

Душистый плод. Прохладные аллеи

Уводят в тайный мрак, где – как лилеи –

Серебряные груди Гесперид.

Сверкает жемчуг, блещут хризолиты

Сколь сладок яд елея устных роз!

Назад!.. но плащ к моим костям прирос,

И пламя жжет, и слепнет взор от света

На поясе пурпурном Ипполиты.

И рвется плоть, и вторит воплям Эта.

 

ОТВЕТЫ

1.1Пусть ко мне слетит во сне Утешитель мой ничтожный,Призрак быстрый, призрак ложный, Легкий призрак милых мне!(В.К. Кюхельбекер)

 

1.2Так снова год, как тень, мелькнул,Сокрылся в сумрачную вечность И быстрым бегом упрекнул Мою ленивую беспечность.(Д.В.Веневитинов)

 

1.3Тебя ль изобразить и ты ль изобразима?Вчера задумчива, я помню, ты была,Сегодня ветрена, забавна, весела,Понятна сердцу ты, уму непостижима.(Е.А. Баратынский)

 

1.4

В ночном кафе, где электрическийСвет обличает и томитОн речью, дьявольски-логической,Вскрывает в жизни нашей стыд.(В.Брюсов)

 

1.5

Мы живeм в старинной келье У разлива вод.Здесь весной кипит веселье, И река поeт.(А. Блок)

 

1.6

Смычок запел. И облак душныйНад нами встал. И соловьиПриснились нам. И стан послушныйСкользнул в объятия мои...(А. Блок)

1.7

Со стекол балконных, как с бедер и спин
Озябших купальщиц, - ручьями испарина.
Сверкает клубники мороженый клин,
И градинки стелются солью поваренной.

(Б.Л. Пастернак)

 

1.8

И сосны, повстав и храня иерархию
Мохнатых монархов, вступали
На устланный наста оранжевым бархатом
Покров из камки и сусали.

(Б.Л. Пастернак)

1.9

Постой! здесь хорошо! зубчатой и широкой
Каймою тень легла от сосен в лунный свет...
Какая тишина! Из-за горы высокой
Сюда и доступа мятежным звукам нет.

(А. Фет)

1.10Протекает по улицам пышнымОживленье ночных похорон;Льются мрачно-веселые толпыИз каких-то божественных недр.(О. Мандельштам)

 

1.11

Так бросил мне кавказские ты песни,
В которых бьется и кипит та кровь,
Что мы зовем поэзией. - Спасибо,
Полакомил ты старого ловца!

(А.А. Фет)

1.12Вот редкие и тайные минуты,Когда светло и тихо на душе,И милые, желанные виденьяИз сумраков вечерних восстают(П.А. Вяземский)

 

1.13.Так к старым солдатам своимНа смотр генеральный из гробаВ двенадцать часов по ночамВстает император усопший.(В.А. Жуковский)

1.14

Я и себе не хочу докучной прислуги:
Ни в воску видеть себя вылита дурнее,
Ни выхваленным в стихах глупых быть желаю,
Чтоб не краснеть мне с такой почести обильной

(А.Д. Кантемир)

 

1.15Вчера в степи я слышал отдаленныйКрик журавлей. И дико и легкоОн прозвенел над тихими полями...

Путь добрый! Им не жаль нас покидать.

(И.А. Бунин)

1.16

Так мы сидим над мраморным квадратом,Над пивом и над раками - и каждыйПунцовый рак, как рыцарь в красных латах,Как Дон-Кихот, бессилен и усат.(Э.Г. Багрицкий)

 

1.17Бархатно-черная, с теплым отливом сливы созревшей,вот распахнулась она; сквозь этот бархат живойсладостно светится ряд васильково-лазоревых зеренвдоль круговой бахромы, желтой, как зыбкая рожь.(В.В. Набоков)

 

1.19. Явилось зрелище прекрасно моим блуждающим очам.

(В.А. Жуковский)

 

1.20. Ах, безысходность и печаль сопровождают все земное.

(М. Волошин)

 

1.21. Еще, быть может, каждый атом – вселенная, где сто планет

(В. Брюсов)

 

1.22. В полях сухие стебли кукурузы, следы колес и блеклая ботва. (И.Бунин) 1.23. Распахни мне объятья твои, густолистый, развесистый лес!

(А. Фет)

 

2.1. Но грозные татар полки, неистовой отваги полны, уже вдоль быстрыя реки как шумные несутся волны.

(Д. Веневитинов)

 

2.2. Здесь так легко мне, так радушно, так беспредельно, так воздушно; весь божий мир здесь вижу я. И славит бога песнь моя!

(В. Жуковский)

 

2.3. Сны играют на просторе под магической луной — и баюкает их море тихоструйною волной.

(Ф. Тютчев)

 

2.4. И знать, что все потеряно, что жизнь - проклятый ад! О, я была уверена, что ты придешь назадю

(А. Ахматова)

 

2.5. Ко всем земным страстям бесстрастный, таким останется навек — богов презревший, самовластный, богоподобный человек.

(Д.С. Мережковский)

 

2.6. Куй, кузнец, рази ударом, пусть с лица струится пот. Зажигай сердца пожаром, прочь от горя и невзгод!

(C. Есенин)

 

2.7. А мы шагали по дороге среди кустарников и трав, как древнегреческие боги, трезубцы в облако подняв.

(Н. Заболоцкий)

 

2.8

Туманно утро красное, туманно

Да все светлей, белее на восходе

(И. Бунин)

 

2.9

На палубе разбойничьего брига

Лежал я, истомленный лихорадкой

(Вс. Рождественский)

 

2.10

О, память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной.

(К.Н. Батюшков)

 

2.11

А на коврах полей зеленых

Лежит рассыпан белый пух

(Г. Р. Державин)

 

2.12

Она надеждою благою

Печали озаряла дни.

(Д.В. Веневитинов)

 

2.13Не гляди на ее запястьяИ с плечей ее льющийся шелк (С.А. Есенин)

 

2.14Из-за толпы бесформенной и зыбкойМелькает луч,— и вдруг опять исчез.(В. Соловьев) 2.15Мне холодно. Прозрачная веснаВ зеленый пух Петрополь одевает,(О.Э. Мандельштам) 2.16Вас боги создали прекрасной —Хвала и честь за то богам.(А. Дельвиг)2.17А к утру кто-то нам, развеяв молча сны,Напомнил шепотом, что мы осуждены. (И. Анненский)

 

2.18Все то, что я писал в те времена,сводилось неизбежно к многоточью. (И.Бродский)

 

2.19Сквозь пыльные, желтые клубыБегу, распустивши свой зонт.(А. Белый)

 

2.20Я любил твое белое платье,Утонченность мечты разлюбив. (А. Блок) 2.21Друзья мои, на торжестве народномПомянем тех, кто пал в краю холодном!

(Н. Заболоцкий)

 

2.22Ты, как оторванный листок,Плывешь без воли по теченью (А. Толстой) 2.23И в чудных грезах гордостью царицы Твой детский лик сиял передо мной.(А.А. Григорьев)

 

2.24Ты для мрака открыта душою,И во тьме ты мерцаешь, как свет.(К.Д. Бальмонт) 2.25Тяжело и прискорбно мне видеть,Как мой брат погибает родной. (С.А. Есенин) 2.26Пока шумят вверху сверкающие волны,Безмолвствует морская глубина.(Д.С. Мережковский) 3.1Когда гоним тоской неутолимой,Войдешь во храм и станешь там в тиши,Потерянный в толпе необозримой,Как часть одной страдающей души. (А.Н. Майков) 3.2Мечты любви моей весенней,Мечты на утре дней моихТолпились - как стада оленейУ заповедных вод речных.(И.А. Бунин) 3.3Жар, восторг и вдохновеньеГрудь исполнили мою -Кофе, я тебя пою;Вдаль мое промчится пенье,И узнает целый свет,Как любил тебя поэт.

(В.Г. Кюхельбекер)

3.4Чалмою белою от векаТвой лоб наморщенный увит,И гордый ропот человекаТвой гордый мир не возмутит.(М.Ю. Лермонтов) 3.5Мы в шуме волн кричим ему навстречу,Он валит с ног и заглушает голос,А нам легко и весело, как птицам...Все это сном мне кажется теперь. (И.А. Бунин)

 

3.6Во тьме ночной ярилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в черных тучах,
И сильный дождь в лесу шумел. (Н.М. Карамзин)

4.1

Я с детства понимать привык
Твоё молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.

(И. Никитин)

 

4.2

Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь.
Любовь не любит земных разлук,

(З. Гиппиус)

 

4.3

Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему

(А. Вознесенский)

 

 

4.4

Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идёт из угла.

(М. Цветаева)

 

4.5

Есть пустота от смерти чувств
и от потери горизонта,
когда глядишь на горе сонно
и сонно радостям ты чужд.
Но есть иная пустота.
Нет ничего её священней.
В ней столько звуков и свечений.
В ней глубина и высота.

(Е. Евтушенко)

 

4.6

Я вновь перечитал забытые листы,
Я воскресил угасшее волненье,
И предо мной опять предстала ты,
Младенчества прекрасное виденье.
В былые дни, как нежная подруга,
Являлась ты под кров счастливый мой
Делить часы священного досуга.

(В. Ходасевич)

 

4.7

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

(И. Никитин)

4.8

Взгляни, как солнце обольщает
Пересыхающий ручей
Полдневной прелестью своей,-
А он рокочет и вздыхает
И на бегу оскудевает
Средь обнажившихся камней.

(В. Ходасевич)

 

4.9

В тумане облачных развалин,
Встречая утренний рассвет,
Он был почти нематериален
И в формы жизни не одет.

(Н. Заболоцкий)

 

4.10

Осенний дождь - вторые сутки кряду,
И, заключённый в правильный квадрат,
То мечется и рвётся за ограду,
То молчаливо облетает сад.

(В. Шефнер)

 

4.11

Море воет, море стонет,
И во мраке, одинок,
Поглощён волною, тонет
Мой заносчивый челнок.

(Д. Давыдов)

 

4.12

Спала ночь с померкшей вышины.
В небе сумрак, над землёю тени,
И под кровом тёмной тишины
Ходит сонм обманчивых видений.

(А. Хомяков)

 

 

4.13

В час этот ранний иль поздний и смутный
Ветви без шума роняют листы,
Сердце без боли хоронит мечты
В час этот бледный и нежный и мутный.

(Н. Минский)

 

4.14

Дорога ведёт под обрыв,
Где стала трава на колени
И призраки диких олив,
На камни рога положив,
Застыли, как стадо оленей.
Мне странно, что я ещё жив
Средь стольких могил и видений.

(А. Тарковский)

5.1

К тебе, мой нежный триолет,
В годину грусти возвращаюсь.
В твоих законах лунный свет.
К тебе, мой нежный триолет,
В моей душе проложен след.
К Луне тобою приобщаюсь.
К тебе, мой нежный триолет,
В годину грусти возвращаюсь.

(И. Рукавишников)

 

5.2

Тебе желаю, милый князь,
Чтобы отныне жил счастливо,
Звездами, почестьми гордясь!
Тебе желаю, милый князь,
Видать любовь от черных глаз:
То для тебя, ей-ей, не диво.
Тебе желаю, милый князь,
Чтобы отныне жил счастливо!

(А. Дельвиг.)

 

5.3

Какая сладкая отрава

Легко звенящий триолет!

Его изящная оправа,

Какая сладкая отрава

И вечно детская забава,

Когда владеет ей поэт.

Какая сладкая отрава

Легко звенящий триолет.

(И. Каллиников)

 

5.4

Ловить Судьбу, седую птицу

Грешно, но хочется порой.

Зови. Я перейду границу

Ловить Судьбу, седую птицу.

Задумай строчку и страницу

И триолет Судьбы открой.

Ловить Судьбу, седую птицу

Грешно, но хочется порой.

(И. Рукавишников)

 

5.6.

Лгут зеркала, - какой же я старик!

Я молодость твою делю с тобою.

Но если дни избороздят твои лик,

Я буду знать, что побежден судьбою.

 

Как в зеркало, глядясь в твои черты,

Я самому себе кажусь моложе.

Мне молодое сердце даришь ты,

И я тебе свое вручаю тоже.

 

Старайся же себя оберегать -

Не для себя: хранишь ты сердце друга.

А я готов, как любящая мать,

Беречь твое от горя и недуга.

 

Одна судьба у наших двух сердец:

Замрет мое - и твоему конец!

(У. Шекспир в переводе С.Маршака)

 

5.7.

Жестокий лев зубов не изострит.

Спокойна лань среди дубрав Немей,

Из топких блат уже не свищут змеи,

И гидра травы кровью не багрит.

 

Но золотом в тени ветвей горит

Душистый плод. Прохладные аллеи

Уводят в тайный мрак, где – как лилеи –

Серебряные груди Гесперид.

 

Сверкает жемчуг, блещут хризолиты

На поясе пурпурном Ипполиты.

Сколь сладок яд елея устных роз!

 

И пламя жжет, и слепнет взор от света.

Назад!.. но плащ к моим костям прирос,

И рвется плоть, и вторит воплям Эта.

(С. Соловьев)

 

 


[1] Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х–1925-го годов в комментариях. М., 1993. С.7.

 

[2] Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х–1925-го годов в комментариях. М., 1993. С.9.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: