ПРОЕКТ
«От правовых знаний – к гражданской позиции»
(по правовому просвещению нсовершеннолетних)
Составитель: Корзун Виталий
учащийся 10 «А» класса
ГУО «Гродненская городская гимназия»
Педагоги - организаторы:
Швед Э.В.,
Кляцкина А.С.
Проект «От правовых знаний – к гражданской позиции»
по правовому просвещению несовершеннолетних
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, подробно затрагивающей и раскрывающей вопросы правового положения несовершеннолетних. Несовершеннолетний - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Они в большинстве случаев становятся жертвами преступлений против жизни и здоровья. Нужно защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. Основными причинами преступности среди несовершеннолетних становятся: социальная напряженность в семьях, слабый контроль родителей за развитием ребенка и формированием его мировоззрения и ценностей либо его полное отсутствие, высокий уровень конфликтности, снижение оптимизма, патриотизма, мотивации к учебной и трудовой деятельности. Наряду с этим наблюдается низкий уровень правовой грамотности. Эти факты еще раз подтверждают необходимость получения, как детьми, так и родителями знаний в области прав ребенка. В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и конечно обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними.
В основном подростками совершаются менее тяжкие и не представляющие большой опасности преступления (за пять месяцев 2016 года по стране — 791 преступление, в основном это кражи и хулиганство). Доля тяжких преступлений снижается.
За пять месяцев нынешнего года подростки совершили три убийства (за весь 2015 год — шесть убийств, за 2014-й — восемь), восемь преступлений с тяжкими телесными повреждениями (столько же в 2015 году).
Отмечено значительное снижение преступлений, связанных как с оборотом наркотиков в целом, — с 228 до 147 за аналогичный период 2015-го, так и со сбытом их (с 88 до 72). Однако сбыт наркотиков все еще составляет около половины всех тяжких преступлений.
Всего несовершеннолетними было совершено 1.106 преступлений, это 3,3% в общей преступности по стране (в 2015 году — 4%). Согласно общемировой практике, подростковая преступность не должна превышать 5% от общего количества преступлений. В целом, по данным отдела организации работы инспекций по делам несовершеннолетних главного управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности МВД Республики Беларусь, подростковая преступность в стране за пять месяцев снизилась почти на 18% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.
И все бы хорошо, если бы не рецидивы. Более 40% отбывавших наказание в детских исправительных учреждениях подростков, став взрослыми, попадают в места лишения свободы.
Всего в единственной в Беларуси воспитательной колонии для несовершеннолетних сейчас находится 272 ребенка.
По данным ЮНИСЕФ за 2014 год Беларусь находится на втором месте среди стран Центральной и Восточной Европы и СНГ по количеству детей на 100 тысяч детского населения, находящихся в местах лишения и ограничения свободы, включая колонию, специальные учебно-воспитательные учреждения и следственные изоляторы. Этот показатель для Беларуси — 25 детей на 100 тысяч детского населения. Хуже только в Албании — 112*.
Цель данного проекта: повышение правовой грамотности несовершеннолетних, профилактика правонарушений, выявление их причин и условий, способствующих их совершению, приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Задачи проекта:
- сформировать навыки самодисциплины учащихся, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством;
- научить учащихся соблюдать общечеловеческие нормы морали и нравственности;
- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности, уважительного отношение к законности и правопорядку;
- разработать и организовать комплекс мероприятий профилактического характера по предупреждению преступлений и правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних, а также по защите прав и законных интересов учащихся.
Целевая аудитория: учащиеся начального, среднего и старшего звена гимназии, а также учащиеся гимназий и школ г. Гродно (в рамках реализации подхода «Равный обучает равного»), родители учащихся.
Сроки реализации проекта: октябрь 2016г. – декабрь 2017г.
* https://naviny.by/rubrics/society/2016/06/30/ic_articles_116_192005
Этапы реализации проекта: