Балкария с древнейших времен до XIV века




БАЛКАРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIV ВЕКА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАЛКАРЦЕВ
Кавказский элемент формирования балкарского народа
Тюрко - кочевнический пласт
Балкаро - карачаево - шумерские параллели
Вклад древнейших предков балкарцев в материальную культуру
Скифы - кимерийцы одни из предков балкарцев. О языке скифов
Из этнографии скифов
Гунно - булгарский компонент предков балкарцев
Болгарские племена – ранние предки балкарцев
Вклад гунно - балгарских племен в материальную культуру
Алано - асы – предки балкарцев
О кипчакской теории этногеза балкарцев
Связи предков балкарцев и русских
ЗАВОЕВАНИЯ ТИМУРА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Походы Тимура на Тохтамыша
Борьба Тимура с Асами у Эльбруса
ОБРАЗОВАНИЕ БАЛКАРИИ (конец XIV - начало XV в.)
Складывание балкарского народа
Балкарский орган управления – Тёре
Взаимоотношения кабарды и балкарии
БАЛКАРИЯ В СИСТЕМЕ РУССКО - КАВКАЗСКИХ ОТНОШЕНИЙ (XVI - ХVIII вв.)
Русско-балкарские связи в XVII
Русско-балкарские связи в XVIII
Балкаро-грузинские отношения
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БАЛКАРИИ В ХV - ХVIII ВЕКАХ
Поселения, жилища и погребения
Архтитектурные памятники. Башни и мавзолеи
Феодальные отношения в Балкарии
Социальные институты обычного права
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БАЛКАРИИ В ХV - ХVIII ВЕКАХ
Земледелие
Скотоводство в Балкарии
Охота как отрасль экономики
КУЛЬТУРА И БЫТ БАЛКАРЦЕВ (ХIV - ХVIII вв.)
Материальная культура
Одежда и укращения
Домашние промыслы и торговля
Традиционная пища и утварь
Духовная культура. Язычество, христианство, ислам
Об устном народном творчестве балкарцев
Балкаро - осетинские отношения

БАЛКАРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIV ВЕКА
ПРОИСХОЖДЕНИЕ БАЛКАРЦЕВ

Вопрос об этнической истории балкарцев и карачаевцев обсуждался в 1959 г. на специальной научной сессии в г. Нальчике. Ученые тогда пришли к выводу, что карачаевцы и балкарцы образовались в результате смешения северокавказских племен с ираноязычными и тюркоязычными племенами, из которых наиболее значительными были, видимо, "черные булгары" (иногда пишут "болгары") и в особенности одно из западно - кипчакских племен.

Подобный вывод был важным для своего времени и вписывался в политические проблемы восстановления автономии балкарского народа, отвечал тогдашнему уровню научных знаний. Однако накопленный с тех пор материал позволяет уточнить некоторые положения этого вывода, особенно в части определения места, роли и степени участия каждого из упомянутых племен в происхождении балкарцев и карачаевцев.

Для разрешения проблемы данного этногенеза необходимо рассмотреть два его основных компонента: кавказский и тюркский пласты.

Кавказский элемент формирования балкарского народа.

О процессе формирования балкарского народа говорят антропологи, утверждающие, что балкарцы - это "классические представители кавкасионского типа", который сохранился здесь и в средневековых памятниках XIV—XVII вв. О кавказских корнях традиционной культуры балкаро - карачаевцев, как правило, судят по так называемой кобанской археологической культуре конца II - начала I тысячелетия до н.э. На самом же деле кобанская культура не является автохтонной для Северного Кавказа. Она зародилась на южном склоне в верховьях р. Лиахви и оттуда распространялась на территорию Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Балкарии, Карачаево - Черкесии. На равнине Северного Кавказа - севернее Нальчика, Бермамыта, Владикавказа - она почти неизвестна и является горной культурой.

Тем не менее в формировании ранних предков балкарцев и карачаевцев эта культура, конечно, сыграла определенную роль, что прослеживается археологами в строительной технике, внутренней планировке жилищ, устройстве перекрытий, использовании строительного материала, отдельных элементах одежды, украшений, предметах прикладного искусства, бытовой утвари.

Однако когда речь идет об автохтонности историко - культурного наследия балкарского народа, необходимо начинать с более древней, чем кобанская культура, эпохи, а именно с энеолита (IV тысячелетие до н.э.), когда в археологических памятниках четко проявляются смешения кавказских и степных кочевнических традиций, с появлением на Северном Кавказе курганной (ямной) археологической культуры.

Тюрко - кочевнический пласт.

Предки балкарцев и родственных им карачаевцев являются одними из древних жителей Кавказа. Об этом свидетельствует топонимика Центрального Кавказа: Дых - тау (Отвесная гора), Коштан - тау (Соединенная гора), Минги - тау (Великая гора), Беш - тау (Пять гор), Тонгуз - орун (Стан кабанов), Азау (Перевал азов), Ит - кол (Собачье ущелье), Терс - кол (Неверное ущелье), Чатын - тау (Гора с седловиной), Терк (быстрая), Чегем (Пограничная река), Черек (река) и многие другие, имеющие тюркско - балкарские объяснения.

Формирование балкаро - карачаевцев связано с проникновением на Северный Кавказ степных кочевнических традиций, бытовавших в евразийских степях. Это проникновение стимулировало активное развитие горско - кавказских раннетюркских взаимоотношений. Захоронения кочевников - ямников, впервые освоивших подвижный характер скотоводческого, преимущественно овецеводческого хозяйства, характеризовались курганными насыпями над могилами своих усопших. Под курганом устраивали большую прямоугольную яму, а в ней строили срубный "дом" для мертвых. Курганы являются этнокультурным "паспортом" степей, возводились для того, чтобы при далеких перекочевках с пастбища на пастбище со стадами не потерялись могилы усопших.

Сверху яма покрывалась деревянными плахами и накатом, хворостом, камышом. Дно погребальной ямы устилалось войлочным ковром - кийизом, рядом с умершим клали жертвенное мясо овец, преимущественно части туши с головой, астрагалами - альчиками, лопаткой.

Прародиной тюркских племен и их культуры являются степи Волго - Уральского междуречья, где на рубеже IV—III тысячелетий до н.э. зародилась курганная (ямная) археологическая культура. В ней заложены все основные этнокультурные традиции тюркских народов, которые сохранились до XVI - ХVII вв.

Историко - культурные черты балкаро - карачаевцев неразрывно связаны с историей и культурой тюркских народов. В древности тюркские племена и народы были известны под различными названиями: скифы, сарматы, гунны, болгары (булгары), хазары, авары, уйгуры. Заметную роль на Северном Кавказе и в Европе сыграли средневековые тюрки Дунайской и Волжской Болгарии.

В новое время история балкарско - карачаевского народа тесно связана с родственными им по языку и культуре государствами Алтая, Якутии, Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Татарстана, Башкортостана, Азербайджана, Турции, коренное население которых близко друг другу по законам языка и словарному фонду более чем на 80%. Из Волго - Уральского очага зарождения древняя курганная (ямная) культура раннетюркского этноса веерообразно распространилась на огромные расстояния: на север в среду угро - финнов, на запад в древнеславянский мир, на юг и юго - запад в среду древних земледельцев Средней Азии, Ирана и Афганистана, на восток в мир саяно - алтайских племен, где входила в контакт с монгольскими племенами и приобретала монголоидные черты. Однако даже в VIII в. до н.э. среди алтайских тюрков попадались чистые европеоиды.

В своем движении на юго - запад древнейшие кочевники - овцеводы, носители курганного обряда погребения, вступали в тесные связи с древними кавказскими племенами. Четвертое тысячелетие до н.э. можно считать началом проникновения на Кавказ степных древнетюркских племен - участников процесса происхождения балкаро - карачаевцев, периодом зарождения контактов между горскими и степными племенами.

Этот контакт наглядно просматривается в археологических памятниках Северного Кавказа, в числе которых на первом месте стоит упомянутый Нальчикский могильник, в котором 10% захороненных были представителями ямной культуры. Таким образом, кавказско - степной, или горско - тюркский, пласт в истории балкарского народа охватывает не менее 5000 лет.

О первом столкновении и контактах степной и кавказской культур говорит сам факт появления курганных насыпей, прежде совершенно чуждых кавказской этнокультурной среде. Попав в кавказскую среду в IV тысячелетии до н.э., степняки - овцеводы испытывали влияние местных племен и их культуры, многое заимствовали, приспосабливались к новому ландшафту и этнокультурному региону, а многое привнесли сюда сами и внедрились в кавказскую культуру.

Раннее проникновение курганников - кочевников на Кавказ четко документируют археологические памятники конца IV - середины III тысячелетия до н.э. Наравне с Нальчикским могильником можно упомянуть курганы у станиц Кубанской, Тбилисской, Казанской, Усть - Лабинской, Мекенской, у хутора Зубовского в Краснодарском крае и Чечне, у селений Ак - баш, Кишпек, Шалушка, Былым в Кабардино - Балкарии и т. д.

Ранние курганы Северного Кавказа в буквальном смысле были тождественны и аналогичны древнеямным захоронениям. Истоки данной культуры уходят в степи Волго - Уралья, движение курганов с юга на север в науке не прослеживается, они двигались с севера на юг.

Проникнув на Кавказ, древние пратюркские племена, носители курганной культуры, впоследствии стали участниками создания так называемой майкопской культуры, о которой шла речь выше. На ранних этапах своего развития майкопская культура, как свидетельствуют археологи, оставалась чисто степной во всем своем этнокультурном многообразии. И лишь к середине III тысячелетия до н.э. в майкопских памятниках наблюдается активное взаимодействие кавказских и степных черт. Этот факт отражается и на хозяйственном облике: если на ранних этапах овцеводство у майкопцев занимало 18 %, то в эпоху развитой майкопской культуры оно занимало уже 50 % в скотоводстве горско - степных племен. На этом этапе в погребальном обряде наблюдается использование камня в виде достилки дна погребальной ямы, каменных выкладок различного типа над могильной ямой. Нередко под курганами теперь обнаруживаются такие чисто кавказские черты, как каменные ящики, склепы и даже огромные дольмены. Тот факт, что эти памятники "заходят" под курганную насыпь, говорит о силе воздействия степных традиций.

При рассмотрении майкопской культуры как этнокультурного определителя надо помнить, что эта культура является в основном курганной, вне каганов она почти неизвестна. А курганы, как отмечено, являются этнокультурным "паспортом" степей.

Курганная культура со своими специфическими чертами проникала в Закавказье, Малую и Переднюю Азию совершенно неожиданно, и ранее здесь она не была известна. В Турции (Анатолии) курганы в конце IV тысячелетия до н.э. появляются в долинах р. Амук на северо - западе Сирии, у подножий гор Аманус, в турецкой провинции Хатай, в местности Норсун - тепе, Тепесик, Коруку - тепе и других областях Турции и Сирии. "Курганники" проникали сюда со своими традициями, скотоводческо - кочевническим укладом, умением разводить лошадей. Свое движение на юг курганная (майкопского времени) культура осуществляла через Дагестан и по Краснодарскому краю, о чем говорят курганы Утамыш в Дагестане и у станицы Ново - Титарево в Краснодарском крае. В Азербайджане, Грузии, Армении курганы стали появляться в урочище Уч - тепе, Бедени, Лчашени. Отсюда они двигались до берегов озера Урмии в Передней Азии (северные окраины Шумерского государства). Проникнув в эти районы, носители курганного обряда - кочевники с Северного Кавказа - вступают впервые в контакты с ранними земледельцами Передней Азии. Смешение здесь культурных традиций дало толчок развитию цивилизации Месопотамии и шумеров.

Балкаро - карачаево - шумерские параллели.

В археологических памятниках Балкарии и Карачая обнаруживается уникальное шумерское сходство в предметах быта, оружия, украшениях. Можно предположить, что культурные контакты были регулярными между шумерскими городами Ур, Киши, Лагаш и майкопскими курганами Северного Кавказа, так как подобных предметов нет в курганах Закавказья.

В карачаево - балкарском и шумерском языках обнаруживается около 400 прямых лексических схождений, охватывающих такие важные элементы языка, как местоимения, числительные, термины кровного родства и целые фразы. Многие видные ученые прошлого и настоящего времени - Г. Винклер, Ф. Гоммель, Н. Трубецкой, Б. Грозный, Б. Юсифов, А. Мамедов, О. Сулейменов и др. - неоднократно писали и доказывали, что шумерский язык очень близок к языку тюркских народов. Сходство шумеро - тюркских языков подтверждается и генеалогическими преданиями самих шумеров о том, что они пришли в Переднюю Азию с севера, северо - востока, из - за гор, т. е. по пути проникновения сюда курганов. Из массы карачаево - балкарско - шумерских лексических схождений приведем для наглядности хотя бы некоторые:

Шумерские Тюркско - карачаево - балкарские

Аз - мало Аз - мало

Сан - число Сан - число

Эки - два Эки - два

Юч - три Юч - три

Алты - шесть Алты - шесть

Абаме - старейшина Аппа - дед, аба - бабушка

Баба - предок Баба - предок

Кан - кровь Къан - кровь

Ул - род Улу - род

Кыз - девушка Къыз – девушка

Ер - воин Эр - воин, мужчина

Ту - родить Туу - родиться

Туду - родился Тууду - родился

Не - что Не - что

Мен - я Мен - я

Бу - он Бу - он

Сен - ты Сен - ты

Ор - жать Ор - жать

Жюн - шерсть Жюн - шерсть

Уд - огонь От - огонь

Чибин - муха Чибин - муха

Денгир - бог Тенгри - бог

Даим - постоянно Дайым - постоянно

Гуду - воровать Гудучу - вор, гуду - воровать

Юз - рвать Юз - рвать

Буз - ломать Буз - ломать

Кюре - грести Кюре - грести.

Этот перечень можно продолжить, но и приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в сходстве шумерского и карачаево - балкарского языков. Рассмотренный период является первым этапом в формировании древнейших предков балкарско - карачаевского народа, в котором самое активное участие приняли древние шумеры.

Вклад древнейших предков балкарцев в материальную культуру

Древнейшие предки балкаро - карачаевцев, носители курганного обряда погребения, одними из первых стали внедрять подвижное скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство. В поисках новых пастбищ они перегоняли свои стада на зимовки и летовки. От слова "жай", или "яй", ("лето") вошло в хозяйственный уклад жизни многих понятие "яйлажное скотоводство", т. е. выгон скота на летние пастбища.

Для успешного передвижения они изобрели повозки, в которых перевозили людей и весь их домашний скарб. Они изобрели курганную насыпь, а слово "курган" (из тюрк.: сгребать) вошло в языки многих народов. В погребальных ямах курганники сооружали срубы, умерших хоронили в деревянных повозках и саркофагах.

Поскольку это были преимущественно овцеводы, они, очевидно, одними из первых стали обрабатывать шерсть, раскатывать войлочные ковры, покрывала для своих повозок, изобрели веретено для вытяжки нити (курганы Ново - Титарево, Бедени, Уч - тепе и др.). В огромные повозки они умели впрягать быков и использовать их силу. Бесценным достижением было одомашнивание лошади в III тысячелетии до н.э. Вместе с курганами лошадь попала и в Малую Азию.

Доказательством позднего знакомства индоевропейцев с лошадью является отсутствие в их языке единого корня у слов для обозначения лошади, как это наблюдается у тюркских народов. Слово "лошадь" происходит от тюркского слова "алаша" с прибавлением суффикса множественности "т". Как пишет осетинский языковед М. Исаев, нет и у ираноязычных кавказцев индоевропейского корня слов для обозначения лошади, кобылы, жеребца и жеребенка.

Скифы - кимерийцы одни из предков балкарцев. О языке скифов.

Генетическими потомками древних ямников - курганников были скифы и их предки киммерийцы. Обнаруженные типичные предметы быта, труда и оружия киммерийцев в Карачае у Карт - Джурта, Теберды, Учкулана, Сары - тюза и Индыша подчеркивают важное значение скифо - киммерийцев в процессе формирования предков балкаро - карачаевцев. Археологические находки подкрепляются данными языка. В тюркских языках слово "Кам - ер" (Киммер) означает "Речной человек", "Речные люди", наподобие этнонима "Сув - ар" (Суб - ер, Шум - ер) (Чередование звуков Ш и С - характерная черта тюркских языков).

Упомянутые ниже слова скифо - киммерийцев, отмечаемые древнегреческими и античными авторами - Гомером, Гесиодом, Геродотом, Гиппократом, Страбоном, Плинием, Птоломеем и др., до сих пор остаются спецификой исключительно тюркских племен, и ни одному из индоевропейских, кавказских, семитских народов не присущи. Весь комплекс этнических элементов культуры средневековых тюрков восходит к культуре скифов. Об этом свидетельствуют следующие факты:

1. Кочевой быт, разведение преимущественно мелкого скота и лошадей.

2. Употребление в пищу конины, кумыса, айрана и т. п.

3. Погребальный обряд: курганная насыпь, сопровождение умершего жертвенными трупами лошадей, погребальные деревянные срубы, повозки и колодцы.

4. Скифско - тюркские языковые, этнографические и иные схождения.

Древние и средневековые авторы сообщают о скифах очень многое: об их территории, обычаях, нравах, верованиях. Но они ничего не говорят о тождестве их языка с иранским. Однако бытует мнение об ираноязычии скифских племен. Геродот, на чьи сведения ссылаются иранисты, будучи родом из малоазийского города Галикарнаса - одного из сатрапий Персии, отметил бы сходство иранского (персидского) языка и языка скифов, если бы оно имело место. Ведь не преминул же он указать на иранский язык неких сигиннов, которых он видел в Подунавье. О том, что язык скифов не был иранским, однозначно подтверждают слова автора III в. до н.э. Юстина.

По утверждению некоторых иранистов, скифский язык известен исключительно по данным ономастики, которые они извлекают из надгробий торгового города Ольвии. Здесь, конечно, могли быть захоронены многие купцы различных национальностей, в т. ч. и иранцы.

В то же время между скифским и карачаево - балкарским языком немало параллелей. Приведем несколько из них:

Скифские Карачаево - балкарские
Балык - рыба Жюн - шерсть Эйр - мужчина Юшю - зябнуть Таты - нить Апи - мать Папай - верховный бог скифов Атей - скифский царь Таргытай Балык - рыба Жюн - шерсть Эр - мужчина Юшю - мерзнуть, зябнуть Таты - нить Ала - мать Бабай - старейший Ата - отец Таргытай
Кулаксай - Боковая река Арпаксай - "Ячменная река" Лыппаксай - Плоская река. Разливающаяся река.

Самоназвание скифских царей - потомков Таргытая "Сколоты" - это грецизированное наименование "Ысхылты", что означает: социальная верхушка, высший класс общества. В этом термине, как и в словах "Ыстамбул", "Ышканты", "Ысхауат", выпадает в иноязычной среде первый звук Ы.

Из этнографии скифов.

Известно, что археология - это этнография древних племен. Ученые давно изучают истоки того или иного элемента в традиционной культуре современных народов. Традиционные черты тюркской культуры восходят к скифским племенам, а через них к историко - культурному наследию древних ямников - курганников. Многие скифско - тюркские (балкарско - карачаевские) этнографические параллели отсутствуют среди этнокультурных элементов индоевропейских и иранских племен и народов. Перечислим хотя бы некоторые из них:

1. Скифский мудрец Анахарсис писал, что повседневной пищей скифов было кислое молоко и сыр. Этот факт сохранился в быту балкаро - карачаевцев и зафиксирован в выражении "айран бла бишлакъ", т. е. "айран и сыр".

2. Скифы гадали и предсказывали будущее с помощью ивовых прутьев. Такое же гадание описали в быту алтайцев, казахов, тувинцев, кыргызов, балкарцев, карачаевцев многие ученые прошлого и современности.

3. По словам Геродота, когда у скифов не оказывалось под руками котла и дров, они разделывали тушу животного, отделяли мясо от костей, мясо собирали в желудок жертвы и варили его на костях. Такой способ варки следует отметить, поскольку им отлично владеют монголы, балкарцы, карачаевцы и казахи.

4. У скифов бытовала легенда, что с неба на их землю упали золотые вещи: ярем с плугом, боевой топорик - секира и чаша изобилия. В память об этой чаше каждый скиф носил у себя на поясе чашу. Такие чаши изображены на множестве тюркских каменных изваяний, имели свои именные чаши Чингисхан и Аттила. Подобной чаше, по словам Низами, поклонялись многие тюркские народы.

5. Сюжет о сражении скифского царя Атея с неким Кобо отражен в нартских сказаниях балкаро - карачаевцев в сюжете сражения Ацея и Куба.

6. У индоиранских племен не наблюдается в их астрономических знаниях бытование на небесах праобразов, упавших с неба скифских святынь. У балкарцев все они отражены в названиях созвездий: "Чёмючле" - "чаши"; "Мырытла" - "лемех", "плуг"; "Гидала" - "секира", "топорик".

7. Скифский царь Ариант, желая узнать количество своих воинов, приказал каждому принести по одной стреле. Их оказалось так много, что из этих стрел они отлили огромный котел. Этот факт отражен в балкарском предании о легендарном котле "Тайпокъ кьазан", название которого происходит от тюркских слов "тайпа" - "племя", и "окъ" - "стрела", "къазан" - "котел", т. е. "котел из стрел племени".

Все изложенное говорит о тюркском языке, культуре скифов. С ними связан второй этап процесса происхождения балкарцев и карачаевцев.

Гунно - булгарский компонент предков балкарцев

Генетическими наследниками скифов были гунны, продолжившие почти все элементы их традиционной культуры: жили в войлочных шатрах - повозках, вели подвижный скотоводческий образ жизни и хозяйства, разводили коней, ели конину, пили кумыс, хоронили своих умерших в курганах, в деревянных колодах и срубах, поклонялись верховному божеству Тенгри (Тейри), обожествляли легендарный меч, будто бы упавший с неба.

Со скифами прямо или косвенно отождествляли гуннов многие античные авторы. Например, Приск в V в. в своем специальном трактате повсюду отождествляет эти племена. По его словам, даже римские дипломатические круги ставили знак равенства между гуннами и скифами.

Археологические памятники гуннов обнаружены во многих пунктах Кабардино - Балкарии, Карачаево - Черкесии: в урочище Гиляч, Байтал - чапхан, у сел. Кишпек. Они находят прямые аналоги среди гуннских памятников Дагестана, Крыма и других регионов.

С гуннами V в. грузинские источники отождествляли овсов (асов), живших в Северном Дагестане. Среди тех гуннов особый интерес привлекают гунны - мисака, имя которых отражено в балкарском патронимическом названии и генеалогическом предании происхождения балкарцев.

О присутствии на Центральном Кавказе, в Дарьяльском ущелье гуннов под предводительством Амбазука (Эмбазыка - "Самый толстый", "Самый мощный") пишет автор VI в. Прокопий Кесарийский. Амбазук умер между 507 - 508 гг., и персидский царь Кавад овладел этим ущельем и начал расселять здесь своих людей иранского происхождения. Вместе с патронимическим названием "Мисаковы" (Мисака - улу), происходящим от имени масаха - гуннов, их имена сохранились и в ряде топонимов Балкарии.

С IV по Х в. на Северном Кавказе господствовали государственные объединения и царства тюркских народов - в Приморском Дагестане Гуннское, от которого отгородились Дербентскими стенами Персия и шахский Иран. В Прикубанье - государство болгар, затем эти государства были подчинены Хазарскому каганату. И только после падения Хазарии аланы и другие народы Северного Кавказа стали играть заметную роль в истории.

Болгарские племена – ранние предки балкарцев.

Наиболее авторитетные средневековые авторы - современники гуннов и болгар - Иордан, Прокопий Кесарийский и другие однозначно отождествляли гуннов и булгар. Например, Прокопий Кесарийский (VI в.) писал, что булгары в древности именовались киммерийцами, и приводит гуннскую легенду о том, что у одного из гуннских царей были два сына: Утургу и Кутургу, от которых произошли булгары. Однако еще задолго до образования в Терско - Кумских степях и Северном Дагестане Гуннского государства имя булгар армянские источники упоминают в 127 г. до н.э. в горах Центрального Кавказа. В этих источниках сказано, что "произошли большие смуты в цепи кавказских гор, в земле булгар...".

Вероятно, здесь имелась в виду борьба булгар с Западным тюркским каганатом, который, объединив все северокавказские племена, воевал с Ираном, затем в Европе с Византией. Немалое место в истории возникновения указанных "смут" сыграла борьба булгар и хазар.

В 576 г. булгары освобождаются от ига тюркского каганата и в 582 - 584 г.г. объединяются в государство, получившее в письменных источниках название "Великая Булгария", или "Держава Кубрата" (от имени булгарского хана Кубрата - объединителя). Это государство просуществовало до 641 г., до смерти Кубрата.

Государство Кубрата распалось под давлением хазар. После смерти отца сыновья Кубрата разделили государство по разным областям. Один из сыновей Кубрата - Аспарух ушел на Дунай и, смешавшись здесь со славянами, образовал Дунайскую Болгарию. Другой сын поднялся вверх по Дону, а оттуда на Волгу и заложил основу Волжской Болгарии. Третий сын Батбай (Басиан) остался на родине предков, в Прикубанье. Вероятно, его орда и явилась ранними предками балкарского народа. Для такого утверждения имеется ряд факторов:

- мнения о булгарском происхождении балкарцев Н. Ходнева, В. Миллера, М. Ковалевского, П. Буткова, М. Артамонова, Л. Гумилева, В. Кузнецова, А. Гадло, В. Ковалевской;

- данные языка, проанализированные на сессии 1959 г., и древнебулгарские рунические надписи из Балкарии и Карачая, в которых запечатлен древнейший тюркский диалект ("Дз", "Дж", "3"), присущий карачаево - балкарскому народу;

- топогидронимы на Дунае, где впервые поселился Аспарух: Камчай, Мара, Курнаят, Бешик, Килиса и прямые их аналогии в топонимах Балкарии и Карачая;

- этнонимы родовых подразделений булгар - Кутургу, Балымар, Чал, Укуль и другие сохранены в названиях старинных балкаро - карачаевских селений: Гюдюргю, Былым, Учкулан, Чалмас.

- много одинаковых названий элементов одежды, украшений, строительной техники, орудий труда: "джаулукъ" - "платок", "сабан" - "плуг", "лемех" и т. д.

- В "Армянской географии" VII в. (или V) на Кубани и южнее значатся несколько булгарских племен, получивших название от рек: Купи - булгар, Дучи - булгар, Чдар - болкар, Огхондор - болгар. Отождествление "Купи" с названием реки "Кубань" неоправданно, так как до расселения здесь булгар, т.е. до VI в., река именовалась Валданис, Гиппанис, Вардан и вряд ли могла тут же переименоваться в название племени. Для такого эпитета булгары здесь должны были прожить века;

- "Чдар - болкар" - это несколько видоизмененное название "Стар - болкар" ("Стур - болкар"), что равнозначно дигорскому названию "Стур - Дигора" - "Большая Дигора", "Стур - Ассия - аг" - "Большая Асия" (Большой Карачай). Отсюда получается, что в "Армянской географии" "Стур - болкар" написан через "Ч" (диалект) и обозначал понятие "Большая Балкария" (Стур - Болкар), как сейчас именуют балкарцы Верхнюю Балкарию (Уллу Малкар).

Вклад гунно - балгарских племен в материальную культуру.

При царе Юстине (518—527 гг.) Византия разгромила крупнейший торговый город - государство - Боспор, что вызвало большое недовольство гунно - болгар, которые сбывали там кожу, шкуры, сало, меха и другие продукты животноводства, выменивая на них ткани, предметы роскоши, вина и другие товары. Поэтому гунно - болгары стали объединять под свою власть все разрозненные тюркские племена Приазовья, Северного Кавказа, что воспринималось в Византии как нависающая над ней угроза. Византия всячески старалась привлечь на свою сторону влиятельных людей из болгарской среды. Так, широко популярный князь Орган был при дворе византийского царя Ираклия регентом при своем малолетнем племяннике Кубрате, который рос, воспитывался и был крещен при Ираклии.

Вернувшись на родину, Кубрат создал упоминавшуюся Великую Болгарию, праматерь государства болгар на Дунае, Волге и Северном Кавказе. Крупнейшим городом - крепостью болгар была Хумара, расположенная на территории Карачая. Здесь имелось более 15 оборонительных башен, город был обнесен каменной стеной толщиной около 5 м. Строители обладали высоким уровнем обработки камня, строительная техника совпадает с мастерством строителей столицы Аспаруховских племен на Дунае близ города Абоба - Плиски. Тщательная обработка больших каменных блоков, укладка кирпичей группами в вертикальном и горизонтальном сочетании, а также предметы быта наблюдаются и на городище Джулат близ города Майского в КБР.

Древние гунно - болгары еще в 1 в. разработали свое уникальное руническое письмо, в котором лингвисты обнаруживают большое закономерное и лексическое схождение с карачаево - балкарским языком. По сведениям Захария Ритора (VI в.), у гуннов Дагестана уже существовал перевод Евангелия.

Гунны изобрели самобытный большой лук с костяной накладкой для натягивания тетивы, который вошел в систему вооружения эпохи средневековья. В рукопашном бою гунны впервые стали использовать аркан и набрасывать на врага петлю.

Болгары вели обширные торгово - экономические связи с Китаем, Ираном, Индией, Хорезмом, Византией. Ткани, предметы роскоши, вывозимые оттуда, часто обнаруживают археологи в наскальных и гротовых захоронениях кавказских болгар.

Выдающимся вкладом болгар в культуру многих народов Европы - украинцев, татар, русских, турков и балкаро - карачаевцев - является средневековый историко - эпический труд "Шан кызы", на основе которого в 882 г. болгарский поэт Аламуш Джафар создал поэтический труд "Сказание о дочери Шана" ("Шан кызы дастан"). Кроме освещения истории своего народа, распада державы Кубрата и прочих подробностей, этот эпос, по - видимому, оказал влияние на создание всемирно известного труда Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре". Это влияние проявляется в ряде сюжетных мотивов и даже в именах главных героев. Так, например, в "Сказании..." - Хасан, Фатима, Ау - дан - Дуло, Таврил, а в "Витязе..." - Хасан, Фатима, Автандил, Тариэл. По мнениям Ю. Олейник и Ф. Нуритдинова, столь же явное влияние сюжет, отдельные мотивы и имена героев "Шан кызы" оказало на "Слово о полку Игореве".

Алано - асы – предки балкарцев.

Античные авторы I в. Анной Лукан, Дион Кассий, Иосиф Флавий, Иосиф Флакк, Дионисий Страбон, Плинии и другие называют алан "народом кавказским" и одновременно размещают их у берегов Азовского моря, в Подунавье, Приднепровье и Донских степях. О массовом расселении алан на Северном Кавказе пишет Аммиан Марцеллин, описывавший события 353 - 378 г.г.

По словам Марцеллина, вокруг Меотийского болота (Азовского моря) живут "разные по языку аланы, яксаматы, языги, роксаланы, меланхлены, агафирсы". Исходя из этих показаний, трудно считать все перечисленные племена ираноязычными.

До разгрома "Державы Кубрата" в VII в. и распада Хазарского каганата в 965 г. аланы не играли особой роли ни в северокавказской, ни в международной политике. Однако после распада Хазарского каганата их имя все чаще начинает фигурировать в письменных документах Ближнего Востока, Византии и европейских государств.

Объединив под своим главенством разбитые племена Болгарии и Хазарии, аланы образовывают мощное раннесредневековое государство "Алания", которое играет на протяжении X - XIII вв. самую активную роль. Византия, Персия и государства Закавказья и Ближнего Востока пытаются использовать Аланию как буферное государство в своих войнах с различными кочевниками Северного Кавказа и южнорусских степей.

Аланы были тюркоязычным племенем и сыграли значительную роль в происхождении балкарского народа. Об этом говорят следующие факты, не обнаруживающие аналогий у других народов:

- термин "алан" на татарском, турецком, алтайском и других тюркских языках означает понятие "долина, равнина, опушка";

- родо - племенные группы "алан" бытуют среди каракалпаков и туркмен;

- среди алтайцев существуют племена "Аландан келген", т. е. “пришедшие с равнины”;

- "аланами" до сих пор мегрелы называют карачаевцев;

- термином "алан" балкарцы и карачаевцы обращаются друг к другу, к группе людей, но только к тем, кто понимает их язык. Таким образом, этот термин означает в балкарско - карачаевской среде понятие "сородич, соплеменник";

- часть алан, откочевавших в V в. во главе с ханом Кандаком из Подунавья, назывались "Керти алан" - "Истинные аланы";

- "Аланией" византийские авторы называли верховья Кубани - территорию Карачая;

- "Аланией" территорию Карачая, а не Осетии, называли на стратегических, топографических картах XIII—XIX вв. при строительстве Военно - Грузинской дороги через Владикавказ;

- в известной "Зеленчукской надписи" XII в. значатся многие тюркско - балкарские слова: "ата" - "отец", "журт" - "родина", "бёлюнюп" - "отделившись", "алан" - "долина, равнина", "Ба - гатар" - личное тюркское имя, "итинир" - "стремиться", "от зл" - "год быка", "де" - "повествуй".

Самоназванием алан считается термин "ас", вероятно восходящий к тюркскому этнониму "усуни", с которыми их отождествляют многие историки, этнографы и антропологи (Ю. Зуев, М. Артомонов, М. Трофимова, В. Кузнецов). По словам В. В. Бартольда, асы - усуни существуют среди "каракыргызов" и в казахском родо - племенном подразделении "ассыг". Асы, как и аланы, были предками балкарцев, о чем говорят следующие факты, не встречающиеся у других народов:

- "Ас - " - на множестве тюркских языков означает: "переваливать через гору, возвышенность", "терять дорогу", "блуждать" (кочевать);

- родо - племенные группы "ас" существуют у алтайцев, ногайцев, казахов, кыргызов, туркмен;

- "Ас - киши" - это библейское название скифов (Ашкузы);

- "Ас - киши" - тюркские племена, обитавшие в VII— XI вв. в Прибалхашье, Прииртышье, Притяньшанье;

- "Ас - киши", "Асы" и "Аланы" - суть тюркские народы, размещались в Крыму, на Центральном Кавказе в XIV в.;

- с "асами" в самом конце XIV в. воевали отряды Тимура в горах Приэльбрусья;

- асы бытовали среди княжеских родов болгар, из которых выбрал себе жену Суздальский князь Андрей Боголюбский;

- асы, по данным китайских исторических хроник VII—VIII вв., значатся в числе тюркского племени "Теле".

О кипчакской теории этногеза балкарцев.

Кипчаки не сыграли в этногенезе балкарского народа заметной роли. Об этом говорят следующие факты:

- кипчаки по антропологическому облику были монголоиды, а у балкарцев этих черт нет, они относятся к кавкасионскому типу;

- антропологический облик балкарцев похож на дунайских болгар;

- кипчаки говорили на "йокающем", позднем, диалекте тюркского языка, а балкарцы и карачаевцы на более древнем - "Дж", "Дз" - диалекте;

- некоторые известные специалисты по тюркским языкам полагают, что так называемый "Половецкий словарь" ("Кодекс куманикус") отражает упомянутый "йокающий диалект", а поскольку составлен в XV в. (после исчезновения кипчаков с исторической арены), то он может оказаться и некипчакским;

- начиная с 1972 г. в КБР проводились большие археологические раскопки, открыты многие сотни курганных могильников, однако до сих пор неизвестны кипчакские захоронения на территории Кабардино - Балкарии;

- по сведениям Иби - аль - Асира, кипчаки на Северном Кавказе никуда в горы от монголов не убегали, а разбрелись по своим отдаленным областям. Лишь по<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: