Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком.
Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. К примеру, больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше - его освященному традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.
На западном берегу Нила в окрестностях Фив постепенно формируется целый комплекс царских скальных гробниц, получивший название «Долина Царей» (современное арабское название – Дейр-эль-Бахри). Здесь было обнаружено около 60 погребений фараонов и членов их семей. Некоторые из них представляют собой целые подземные дворцы. Стены гробниц покрыты росписями и рельефами, которые дают представление о жизни, быте, верованиях и обычаях египтян эпохи Нового царства. Заупокойные храмы здесь уже отделены от захоронений: они строились в долине реки и были связаны с Нилом аллеей сфинксов, которая как бы продолжалась от храмов восточного берега. Таким образом, заупокойные ансамбли оказывались в общем комплексе всех сооружений.
|
Особое место среди царских заупокойных храмов занимает храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона (конец 16 в. до н.э.). Он относится к типу полускальных, где наземные помещения сочетаются с молельней, вырубленной в скале. Ярусная композиция планировки сочетается с горизонтальным расположением помещений. Такой террасообразный принцип построения восходит к традициям Среднего царства Она построила свой храм у скал Деир-Эль-Бахри около. Фив, рядом с храмом царей XI династии Ментухотепов, родоначальников фараонов-фиванцев, желая этим подчеркнуть свою принадлежность к их роду и тем самым оправдать правомерность своего столь необычного для женщины обладания престолом. Этими же побуждениями объяснялось и стремление уподобить ее храм храму Ментухотепов.
Однако храм Хатшепсут явно превосходил последний как размерами, так и богатством декорировки. Грандиозный по масштабам, украшенный множеством скульптур, храм Хатшепсут являлся гармоничным сочетанием трех возвышавшихся одна над другой террас с высеченными в скалах залами, фасады которых были оформлены колоннадами. Наклонные плоскости пандусов прекрасно связывали чередующиеся линии горизонтальных террас и вертикальных колонн в одно целое и являлись в то же время продолжением линий дороги, которая шла из долины. В святилище было свыше двухсот статуй. Богатству оформления храма соответствовала и внутренняя отделка — с золотыми и серебряными плитами полов, инкрустированной бронзой дверей и т. д. Строителем этого замечательного храма был Сенмут, один из талантливейших зодчих Египта и человек, близкий к царице.
|
2. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Деир-эль-Бахри. XVIII династия. Около 1500 г. до н.
У храма Хатшепсут были предшественники – небольшие «храмы-периптеры», имевшие строгие формы, которые также были воплощены в заупокойном ансамбле царицы. Храм Хатшепсут свидетельствует о переходе к строительству нового типа храмов. Композиция его продолжает традиции Среднего царства, однако, пирамида уже исчезает и продольная ось становится направлением последовательной смены различных пространств. Такое расположение всех основных частей храма закрепляется как композиционный прием в храмах Нового царства.
Значительным нововведением архитектуры Нового царства является отделение гробницы от заупокойного храма, возводившегося на границе пустыни и орошаемых земель.Строительству монументальных храмов в Фивах сопутствовало интенсивное развитие скульптуры. Придавалось важное и самостоятельное значение росписям. Сооружавшиеся в молельных храмах молельни, посвященные богам и фараонам, ярко расписывались. Появляется «графика» - канонические тексты «книги мертвых» иллюстрируются сюжетными изображениями.
В композиции можно выделить три основные цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к вечной жизни и жертвенный пир. Второй и третий циклы носили строго ритуальный характер. Расположение композиций соответствовало планировке гробниц. Общий план обычно состоял из анфилады помещений – входного открытого двора и ряда проходов, вырубленных в скале, - узких и длинных, идущих перпендикулярно к широкому помещению, образуя перевернутую букву «Т». Иногда имелись по бокам небольшие смежные комнаты или ложные колонны, высеченные в массиве скалы. В нишах располагались статуи покойного. Вход в погребальную камеру вел из молельни, где размещались культовые сцены, композиция и цветовое решение которых пронизаны символикой. Также в росписи широко используются растительные мотивы, которые имеют религиозно-символическое значение.
|
Общий план заупокойных ансамблей теперь еще больше определяется сложным характером погребального ритуала. Культовые помещения подводили к святилищу, расположенному в западной стороне. Отдавая дань культу Ра, Рамсес II в заупокойном ансамбле Рамессеуеме возводит храм, посвященный своему отцу – Сети I. Рамессеум имел четкую планировку, которая позже стала приниматься за основу при строительстве храмовых комплексов. Здесь помимо системы колонных залов и дворов вошли в ансамбль дворцовые сооружения, скорее всего, предназначавшиеся для пребывания фараона во время хеб-седных церемоний. Отличительной чертой зодчества конца Нового царства становится сочетание заупокойного храма и дворца в едином комплексе. Для придания всему ансамблю цельности, зодчий Пенра обносит южную сторону первого двора двойной колоннадой, являвшейся одновременно портиком фасада дворца. Аналогичное решение внутреннего пространства использовано и в других частях, где тыльная сторона колоннады предыдущего двора является портиком последующего. Появляется функциональная связь отдельных помещений и усиливается их декоративность. В планировке интерьера дворца использованы амарнские приемы: колонный зал соединен с тронным «окном явлений». Центральные помещения расположены на разных уровнях, для прохода используют лестницы. В скульптурном оформлении храма важное место отводилось статуям фараона, выложенным из отдельных блоков камня, идущих параллельно рядам кладки стен.
Уже в период правления Сети I и Рамзеса II появляются изменения в архитектуре храмов. Заупокойный храм Сети I в Абидосе, сохраняя осевую композицию и трехчастную структуру, имеет ряд отличий: последовательное расположение двух открытых дворов с односторонними портиками, гипостильный зал заканчивается рядом из 7-ми одинаковых крытых сводами святилищ, к которым ведут 7 проходов, но центральный проход всё же шире остальных. В задней части храма, врезанной в скалу, возникает поперечная ось движения и боковая юго-восточная пристройка, где располагалась гробница фараона и ряд камер.
Постепенно размеры храмов становятся меньше, их облик приобретает более светский характер. Заупокойный храм Рамзеса II (Рамессей), построенный около 1250 г., обстроен целой системой дворцовых и складских помещений и конюшен, превышающих по площади сам храм. В этих изменениях сказалось влияние архитектуры Передней Азии (Месопотамии). От которой Египет также перенял сводчатые перекрытия небольших продолговатых в плане помещений. Развитый тип дворцово-храмового комплекса представляет собой комплекс-крепость в Мединет-Абу.
Заупокойный комплекс Рамсеса III в Мединет- Абу в общих чертах повторяет планировку Рамессеума. Мощные оборонительные стены и башни придают этому сооружению характер крепости. Храмовые и дворцовые помещения отличались особой пышностью и производили громоздкое впечатление. В отличие от стройных колоннад Карнака и Луксора колонны здесь поставлены тесно, имеют массивные базы. Величие облику всего ансамбля придают строгие формы крепостных сооружений, четкая планировка основных помещение относительно центральной оси.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если заупокойные комплексы Среднего царства являлись наземной архитектурой и постепенно уходили от первоначальной формы пирамиды к более сложной структуре, при этом имея значительно меньшие размеры по сравнению с их предшественниками Древнего царства. А также, будучи построенными из более хрупкого кирпича-сырца подверглись значительному разрушению. То заупокойные ансамбли нового царства вновь возвращаются к гигантизму и монолитности, сочетая наземную и подземную (скальную) архитектуру. Характерной особенностью комплексов Нового царства, также является отделение храма от гробницы, которые стали располагать в скале. Основной причиной отрыва царской гробницы от заупокойного храма было постоянное стремление оградить могилы от ограбления.
Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы
Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли пилоном. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений. Пример наземного храма заупокойный комплекс Рамсеса II (Рамессеум), а тажке оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.
Сооружения стали гигантскими и масштабными, широко применялись колоннады. Большая роль отводится скульптурам, росписи и графике внутри храмов и гробниц.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Климов Р.Б. Всеобщая история искусств. Том 1 / Ред. Р.Б.Климов — Москва: Государственное издательство Искусство, 1956.- 920с.
2. Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта Раннее царство. Древнее царство / А. Л. Пунин — Санкт Петербург: Азбука-классика, 2008.
3. Афанасьева В.К. Малая история искусств. История Древнего Востока / В.К. Афанасьева, В.Г. Луконин, Н.А. Померанцева — Москва: Искусство, 1976.-374 с.
4. https://www.victorsolkin.ru/
5. https://studopedia.ru/