Вопрос № 1. Определение понятий: «правовая реформа», «незавершённая реформа», «контрреформа».
Правовая реформа – это комплекс радикальных изменений в правовой системе. Осуществляется с целю придания ей цивилизованного характера и формирования правового государства.
Незавершённая реформа – это реформа, реализация которой, по ходу, могла быть остановлена по определённым причинам. Например, из-за смены власти, или признанию цели реформы недостижимой.
Контрреформа – это реформа, проводимая после понимания ошибочности предшествующей реформы, или признание недостаточно высокого уровня подготовки проводимой реформы, результаты которой приняли непредсказуемый вид.
Вопрос №2. Типология правовых реформ.
Первая классификация – по сфере применения. Это правовые реформы, направленные на обеспечение преобразований в других сферах жизни, например, политической, социальной, экономической и др., а также реформы, призванные изменить правовую реальность.
Вторая классификация правовых реформ делится на завершённые и незавершённые. Как известно, практически ни одна реформа не может быть единовременным действием, предполагая из себя постепенность преобразований. К завершённой системе можно отнести Соборное уложение 1649 года, а к незавершённой попытку создания нового Соборного уложения Павлом I.
Третья классификация – это классификация по цели. На сегодня можно выделить две цели. Первая цель – это улучшение жизни общества как в целом, так и каждого его члена, как пример выступают Положения об образовании 1864 и 1874 года. Вторая цель это сохранение власти правящей элитой (Правовая реформа большевиков).
К четвёртой классификации можно отнести классификацию по источнику реформирования.
|
Первым пунктом будут реформы, опирающиеся на позитивный отечественный опыт прошлого, на правовые традиции. К примеру деятельность волостных судов после Судебной реформы 1864 года строилась на основе правовых обычаев, при этом поддерживались и традиции «крестьянского права».
Второй пункт – это реформы, представляющие из себя эксперимент по созданию инновационных правовых норм и институтов, не имеющих аналогов (к ним можно отнести правовую реформу РСФСР 1917-1923 гг.).
Третьим пунктом можно выделить реформы, в результате которых осуществляется рецепция (заимствование чужих исторических, социологических или культурных форм). Например, заимствование с христианством источников права Византийской империи.
И последний пункт, это реформы по приведению элементов правовой системы в соответствие с международно-правовыми стандартами. В качестве примера можно привести одобрение 12 декабря 1993 года всенародным референдумом Конституции РФ, в которой содержались общепризнанные принципы и нормы международного права.
Вопрос №3. Привести примеры правовых реформ на различных этапах российской истории.
1. Реформа языческого культа 988 года;
2. Судебник Ивана III 1497 года;
3. Реформы Ивана Грозного 1549 года;
4. Создание Соборного Уложения 1649 года – завершенная правовая реформа;
5. Правовая реформа Петра I, заключавшаяся в преобразовании деятельности участников правовой системы;
6. Отмена крепостного права 1861 года;
7. Судебная реформа 1864 года;
8. Контрреформы Александра III 1889-1894 гг.;
|
9. Правовая реформа в РСФСР 1917-1923 гг.;
10. Конституция Российской Федерации 1993 года;
11. Принятие гражданского кодекса РФ 1994 и 1996 года.
Вопрос №4 Механизм инновационного реформирования права.
В реформе права инновации определяют содержание права, развитие правовой системы, и самое главное, они отражают происходящие изменения в государственном строе. Инновация по сути своей не должна опровергать действующее право. Наиболее оптимальным процессом реформации является пошаговый, или эволюционный, выступающий в качестве противовеса к революционному пути. Основу правовой системы составляют преобразования с целью обновления правовой системы.
В ходе реформы инновационные идеи не должны разрушать основы действующего права.
Выделяют следующие черты эволюционного характера развития:
1. Обновление структурных элементов правовой системы, поэтапный и детально проработанный процесс (поскольку любые реформы способны создать больший или меньший дисбаланс в системе).
2. Инновационные идеи должны соответствовать как потребностям общества, так и потребностям государства, учитывая отечественные правовые традиции и нормы международного права.
3. Реформа права может выражаться в инновациях в так сказать «чистом» виде, и в комбинированном, где реформируемые элементы дополняются заимствованными наравне с элементами, непосредственно созданными внутри правовой системы.
4. Субъекты, решившиеся на реформирование права, обязаны предполагать различные сценарии развития реформированных элементов права: прогрессивное, стагнационное и регрессивное.