Что советуют сверстники?




Знакомьтесь, прокрастинация

«Не буду думать об этом сейчас. Подумаю об этом завтра» - говорила беззаботная Скарлетт. Многие люди до сих пор, вспоминая, что не сделали что-то крайне важное сегодня, переносят планы на завтра или следующую неделю. Листают ленту ВК, пьют чай, смотрят бесполезные передачи – в общем, делают всё, только не то, что действительно нужно. Таким людям знакомо угрызение совести и стресс от того, что очередной проект либо не сдан в срок, либо сделан впопыхах за одну ночь. Такое явление психологи называют прокрастинацией, и она, на удивление, ничего не имеет общего с ленью.

Что это такое?

В нашей стране термин получил популярность сравнительно недавно – в 1977 году. Прокрастинация проявляется в том, что человек хоть и осознает необходимость выполнения важных задач (например, выполнение домашней работы, прогулки с собакой, регулярные занятия спортом), но игнорирует их и всё внимание переключает на мелкие, незначительные, зачастую, бытовые мелочи или развлечения.

Прокрастинацию не следует путать с ленью. Если ленивый человек предпочитает делам развлечения и не беспокоится по этому поводу, то прокрастинатор осознаёт важность и необходимость работы, но не делает её, находя себе всевозможные оправдания. Например, «я сегодня и так много сделал», «завтра будет больше времени для этого».

От отдыха прокрастинацию отличает то, что при отдыхе человек восполняет запасы энергии, а при прокрастинации — теряет.

Что говорят эксперты?

Анастасия Остапчук (бакалавр психологии, магистрант направления «Социальная и организационная психология», занимается исследованием прокрастинации у студентов):

«Как сказал один из исследователей прокрастинации Джозеф Феррари: «Каждый прокрастинирует, но не каждый является прократинатором». Я с этим выражением согласна, так как откладывание дел на потом само по себе не является чем-то плохим.

Например, когда студент откладывает написание какой-либо работы, потому что не до конца собрал нужный материал. В развитых странах мы можем наблюдать тенденцию: молодые люди всё чаще планируют заводить семью или ребенка намного позже, что может быть связано с пониманием и осознанием своего финансового положения, социально-экономического статуса или с готовностью к этому, но назвать этих людей прокрастинаторами очень сложно.

Выполнение задачи в последний момент тоже может быть одним из вариантов повышения эффективности использования времени. В исследовании, проведенном Дж.Н. Чой и А.Х.К. Чу, респонденты признавали, что с приближением дедлайна у них появлялось больше энергии, активности, инициативности в выполнении какого-либо задания, что и помогало им выполнить всё в срок».

Валерия Капустина, доцент по социальной психологии в НГТУ предложила своё решение проблемы:

«В японской системе кайдзен есть метод одной минуты: нужно выбрать определенное время каждый день, в который необходимо в течение одной минуты выполнять дело, которое кажется неприятным и постоянно откладываемым, и неукоснительно соблюдать его выполнение в течение минуты. Часто нас останавливают наши же фантазии о том, насколько это сложно, скучно, энергозатратно, но делать что-то всего одну минуту представляется достаточно легким любому человеку. Минуту можно потерпеть что-то неприятное. Потом, когда действие уже начато, то мы уже проще воспринимаем сам процесс, из-за чего готовы выполнять его дольше».

Что советуют сверстники?


«Правильное планирование времени является одной из главных задач студента. Научитесь выделять для себя главное, умейте расставлять приоритеты. Вечером, возьмите блокнот и запишите всё то, что вы должны выполнить на следующий день. Будет лучше, если вы расположите свои дела по степени значимости и важности для вас. Такой мини-план станет палочкой-выручалочкой для вас. Вы будете уверены в сегодняшнем дне. У вас не возникнет необходимости откладывать дела на следующий день или на месяц. Все планы станут реальностью!».

Давлетшина Кристина, РГ-52

«Мне помогает ежедневник. Если я вижу все свои планы на неделю-другую вперед, я понимаю, к какому сроку мне нужно успеть решить тот или иной вопрос».

Воропаева Яна, АВТ-810

«Бывает чувство, что столько дел навалится, и оно всё так давит и ничего делать не хочется. В этом случае пытаюсь выяснить, какие дела больше всего тревожат. Если это, например, учеба или подобные дела, которые могу сделать здесь и сейчас, то делаю. Становится немного легче. Хотя бы совесть не мучает».

Алексей Пашковский, Энм2-83


«Перед началом каждой учебной недели я составляю расписание и отдельно пишу для каждого предмета задания, которые стараюсь выполнять, считаясь и с временем, и со своими силами. Ну и самопоощрение. Почему бы за хорошую работу не наградить себя чем-нибудь приятным? Кстати, многие успешные люди начинали свое дело именно с планирования – Стив Джобс, Генри Форд, Марк Цукерберг… Когда ты видишь конкретную цель, то сразу пробуждается желание как можно быстрее ее достигнуть. Плюсы: куча свободного времени. Минусы: свободное время нужно куда-то девать».

Виталина Панкова, Ф-75


Планирую, но всё равно ничего не успеваю?

· Попробуй разбить цель на маленькие шаги. Так ты сразу будешь видеть, сколько энергии и ресурсов тебе потребуется для её достижения.

Сравни несколько вариантов планов на один день:

Первый:

1. Подготовить доклад

2. Сделать домашнюю работу на завтра

3. Написать эссе

Второй:

1. Подготовить доклад

А) подобрать основной список источников

Б) выделить основные главы доклады

В) написать две главы (остальные – закончить завтра)

2. Сделать домашнюю работу на завтра

А) сделать физику

Б) сделать русский язык

3. Написать эссе

А) подобрать аргументы

Б) продумать примерную композицию

В) написать текст целиком

Во втором случае цель не кажется такой объемной. К тому же, ты можешь ставить галочку напротив каждого подпункта, так будет наглядно понятно, какой объём работы ты уже проделал.

· Не планируй больше трёх важных дел на один день. Твои амбиции должны идти вровень с твоими возможностями. Хотеть сделать все задания на неделю вперёд за один день и действительно их сделать – разные вещи.

 

· Если объем работы большой и задание предполагает многочасовой концентрации, старайся делать перерывы в работе примерно каждые 20 минут. Всё просто: 20 минут работаешь, 10 минут отдыхаешь. Так твоя продуктивность повысится, а по окончании работы ты не будешь испытывать изнеможения.

 

· Попробуй работать с друзьями. Как показывает практика, этот совет подходит не всем, но вы можете попробовать. Работу можно разбить на несколько задач, которые будут выполняться параллельно разными людьми. Если каждый из вас будет настроен серьезно, то результат не заставит себя ждать.

 

Автор: Екатерина Сивак

Фото: личный архив



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: