скоростной бомбардировщик




Описание музейного экспоната

Самолет СБ-2М-100А(АНТ- 40)

скоростной бомбардировщик

Тип скоростной бомбардировщик

Разработчик КБ Туполева

Главный конструктор Архангельский А.А.

Производитель Заводы № 22 Москва, №125 Иркутск

Первый полет 7 октября 1934 года

Начало эксплуатации 1936 год

Конец эксплуатации 1949г. (Польша)

Произведено единиц 6656 (6831)

 

История создания. По плану опытного строительства авиапромышленности СССР на 1934-1935 годы среди прочих заданий значился средний бомбардировщик (СБ). Специально для его разработки в АГОС ЦАГИ в феврале 1934 года создаётся конструкторская бригада №5 во главе с главным конструктором А.А.Архангельским. Общее руководство проектом АНТ-40 (СБ-2) осуществлял А.Н.Туполев.

Создавая новый самолет, основное внимание конструкторы уделили совершенству его аэродинамической компоновки, как одному из главнейших средств достижения высокой скорости. Впервые на самолете такого класса была использована гладкая металлическая обшивка, вместо более жесткой гофрированной, применены новые тогда высокопрочные материалы, использована клепка впотай, поставлено убирающееся шасси, а кабины экипажа сделаны закрытыми.

Первый прототип АНТ-40 впервые поднялся в небо 7 октября 1934 года (лётчик-испытатель К.К.Попов). Испытания подтвердили высокие лётные характеристики самолёта. Второй самолет, испытывавшийся в декабре 1934 года, развил максимальную скорость 430 км/ч, то есть почти такую же, как истребитель И-16 являвшийся тогда самым скоростным истребителем, после чего аббревиатуру СБ-2 стали расшифровывать как "скоростной бомбардировщик". В феврале 1936 года первые 10 серийных машин были сданы на заводе №22 в Москве. Вскоре к производству СБ-2 присоединился завод №125 в Иркутске.

В процессе серийного выпуска СБ-2 неоднократно улучшался и модифицировался. На него ставили все более мощные моторы: вначале М-100А (в 1936 году), затем М-103 (в 1937 году) и, наконец, М-105 (в 1940 году). Бомбовая нагрузка была доведена с 600 до 1600 кг. С 1939 года выпускались самолеты с улучшенным капотированием моторов, когда вместо лобовых поставили тоннельные радиаторы. Кроме этого выпускались модификация УСБ-2 (учебный скоростной бомбардировщик) и гражданские модификации: ПС-40 с мотором М-100 и ПС -41 с М-103. Серийное производство СБ-2 продолжалось до 1941 года включительно. Суточный выпуск самолета достигал 10-13машин.Всего построили 6656 (по другим данным 6831) самолетов этого типа.

 

Боевое применение. Бомбардировщики СБ-2 воевали в Испании (с осени 1936 года) и Китае (с осени 1937 года). До появления у противника новых скоростных истребителей-монопланов СБ-2 действовали без истребительного прикрытия, поскольку их скорость была больше, чем у самолетов противника.

Самолеты СБ-2 принимали активное участие в боевых действиях войны с Финляндией в 1939-1940г.г. и в Великой Отечественной войне, хотя к 1941 году уже были признаны устаревшими и реально скоростными не являлись, уступая в скорости современным истребителям. Однако СБ-2 составляли 90% парка бомбардировочной авиации СССР и командование было вынуждено активно применять их в первый период войны. СБ-2 часто летали без сопровождения истребителей, и в условиях полного господства немецкой авиации в воздухе при слабости оборонительного вооружения и защиты несли большие потери. Часто из числа вылетевших на боевое задание не возвращалась ни одна машина. По мере поступления в войска современных бомбардировщиков, СБ-2 переводились на службу в качестве ночного бомбардировщика, и в этом качестве они провоевали до середины 1943 года.

До самого окончания войны и даже после ее окончания СБ-2 применяли как скоростные транспортные и курьерские самолеты, в учебных целях. В этот период СБ-2 использовались не только ВВС, но и Аэрофлотом.

 

Эксплуатация за рубежом. Советский Союз поставлял СБ-2 в Испанию, Китай. В Чехословакию он поставлялся под наименованием В-71, кроме того чехи получили разрешение на лицензионное производство В-71 в Чехословакии, однако производили В-71 в модификации буксировщика мишеней уже после оккупации Чехословакии Германией для германских ВВС.

Некоторое количество СБ-2 было захвачено немцами в 1941г. в различной степени исправности. Основную часть этих машин они передали на вооружение Словакии и Болгарии. В 1940 - 1945 г.г. в финских ВВС эксплуатировалось в общей сложности 23 бомбардировщика СБ-2. Часть самолетов досталась Финляндии в ходе Зимней войны 1939-1940г.г. во время которой эти самолеты совершили вынужденные посадки на территории Финляндии и были отремонтированы финнами. 16 самолетов были куплены Финляндией у Германии из числа трофейных в 1941г.

После 2 мировой войны 5 УСБ-2 были переданы в Польшу где эксплуатировались в офицерской летной школе до 1949г.

 

 

Летно-технические характеристики:

Экипаж: 3 (пилот, штурман, стрелок-радист)

Длина: 12,27 м

Размах крыла: 20,23 м

Высота: 4,78 м

Площадь крыла: 56,7 м²

Вес пустого: 4768 кг

Вес снаряженного: 5732 кг

Максимальный взлетный вес: 6462 кг

Двигатель: 2× М-100А по 860 л.с.

Максимальная скорость: 450/375 км/ч

Крейсерская скорость: 400 км/ч

Боевой радиус: 1900 км

Практический потолок: 9300 м

Скороподъёмность: 9,8 м/с

Вооружение

Пулемёты: 4× 7,62мм (ШКАС)

Бомбовая нагрузка: 600 кг

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: