Иргалеева А.Х., группа ЗБ РНО – 31
Лекция от 09.12.20. – 4 часа
Тема лекции: «Теоретические аспекты художественного образования младших школьников».
План:
1. Художественное образование: сущность и содержание.
2. Эстетическое воспитание в системе художественного образования.
3. Музыка как средство эстетического воспитания младшего школьника. Системы музыкального воспитания.
3. Средства музыкальной выразительности.
4. Стили и жанры в музыке.
Задания для практического занятия № 1, 2:
Осмыслить материал лекции и ответить на вопросы для самоконтроля (в письменной форме):
Дайте определение художественному образованию.
Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства
Что включает в себя художественное образование?
Российское художественное образование включает в себя традиции художественного и эстетического развития и воспитания, которые сложились на основе большого отечественного научного, художественного и педагогического опыта предшествующих поколений, а также на наследии известных российских художников изобразительного искусства.
3. Продолжите фразу: музыкальное воспитание – это……
Музыкальное воспитание – это формирование и развитие музыкальной культуры личности.
4. Перечислите отечественные и зарубежные системы музыкального воспитания и дайте краткую характеристику в таблице.
№ | Автор системы музыкального воспитания | Характеристика системы музыкального воспитания |
Система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского | Имя Дмитрия Кабалевского знают даже те, кто к музыке не имеет ни малейшего отношения.Величайший педагог, композитор, почетный президент Международного общества музыкального воспитания ISME, он один из первых понял, что сухое, педантичное обучение музыки не приносит желаемых результатов, а лишь отталкивает подрастающее поколение от всего, что с ней связано. Он говорил о том, что музыка не должна быть оторванной от повседневной жизни. Отнюдь, она должна стать ее частью. Музыку нужно познавать, впитывать, а не учить по слогам, как грамоту. ри кита в музыке – песня, марш и танец. Кабалевский считал, что на этих «китах» строится весь музыкальный мир. Именно эти три составляющие являются связью между сложным музыкальным искусством, и нашей обычной жизнью. Еще одной важной мыслью учения Кабалевского стал принцип «добывания знаний». Не нужно рассказывать детям о чем либо. Нужно провоцировать их на то, чтоб они сами вас спросили. Побуждать интерес, стимулировать мышление, а не пичкать готовым продуктом (знаниями). Диалог, а не лекция должен стать основой музыкального занятия. Дети – активные участники процесса, а не пассивные слушатели. Музыка не должна обрушиться на них, как волна, они должны сами войти в нее, постепенно погружаясь все глубже и глубже, наслаждаясь процессом. | |
Система воспитания супругов Никитиных | Согласно методике этих активных и педагогически продвинутых родителей, воспитывать ребенка нужно «сразу, а не потом». Первый год жизни они называют «годом запуска». Многие наивно считают, что маленькие дети не способны воспринимать информацию, но это совершенно не так. Создать гармоничную развивающую среду вокруг маленького человечка, и он сам начнет брать оттуда то, что ему нужно и сколько нужно. Не мешать, а помогать – основа родительского воспитания. Казалось бы, что к музыке методика Никитиных не имеет никакого отношения, но это не совсем так. Если взять их методику в контексте, то она вполне применима в музыкальном воспитании. | |
Павел Тюленев – самое раннее музыкальное воспитание | Идея методики Тюленева в том, чтобы начинать музыкальное развитие ребенка с самого рождения. За основу были приняты исследования института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), которые подтверждают, что первые три года мозг ребенка развивается с огромной скоростью, поглощая такое количество информации, которое потом будет уже недоступно. Дети до трех лет подобны губке, которая вбирает максимум, поэтому начинать обучение нужно сразу. Павел Тюленев призывает учить ребенка музыке, как только он появился на свет.
| |
Система музыкального воспитания Карла Орфа | Имя этого величайшего педагогического деятеля известно всему миру. Покупая детские шумовые инструменты, вы обязательно встретите пометку – рекомендован системой Орф (ну, или просто Орф). Его система полностью и целиком базируется на свободном музицировании. | |
Система Золтана Кодая | Венгерский композитор, посвятивший свою жизнь музыкальному воспитанию. Его взгляды на обучение музыки повторяют идеи Кабалевского:
|