Решения, подходы и способы организации и проведения Конкурса




Министерство образования и науки Российской Федерации

ОГБПОУ «Смоленская академия профессионального образования»

 

 

 
 

 


КОНЦЕПЦИЯ

Конкурса профессиональных достижений выпускников СПО

«Профессионал будущего»

 

Смоленск, 2016

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей тенденцией последних десятилетий являются мощные интеграционные процессы, охватившие все сферы социальной жизни. Образование и наука становятся глобальным фактором общественного развития, выдвигаются
в число наиболее важных национальных и общемировых приоритетов, выступают как «важнейшие компоненты культурного, социального и экономически устойчивого развития людей, сообществ, наций».

Развитие экономики России и гуманизация современного общества обуславливают внимание к проблеме подготовки рабочих кадров и специалистов
с развитой, гармоничной структурой внутреннего мира высокопрофессиональных специалистов, способных на сегодняшнем рынке труда быть востребованными и конкурентоспособными.

Возрастающий спрос рынка труда на выпускников системы среднего профессионального образования (далее – СПО), повышение уровня требований к квалификациям, профессионализму и трудовой мобильности выпускников влекут за собой понимание необходимости повышения конкурентоспособности студентов выпускных курсов профессиональных образовательных организаций, осваивающих программы СПО.

Сегодня перед системой СПО поставлена стратегическая задача - построение современной модели подготовки кадров нового поколения, адекватной тем изменениям, которые происходят в российском обществе. Очевидно, что только образовательной программы для формирования полноценного резерва кадров для промышленности и предпринимательства недостаточно. Необходима реализация комплекса мер по развитию особой группы социальных компетенций (softskills) студентов, по проектированию карьерных, предпринимательских траекторий выпускников и поддержке талантливых студентов в процессе их интеграции в трудовую жизнь.

Рынок труда в современных экономических условиях характеризуется высокой конкуренцией и предъявляет к человеку жесткие требования: наличие не только соответствующей квалификации, но и умения презентовать себя. Время заставляет выпускников быть готовыми заявить о себе как о гибкой и хорошо адаптируемой личности, которая готова принять вызов складывающейся ситуации и выстроить оптимальный карьерный путь. Таким образом, требования к профессиональному образованию рабочих кадров и специалистов дополняются универсальными для любой отрасли профессиональными и ключевыми компетенциями (коммуникативные навыки, умение работать в команде, компьютерная грамотность, готовность к непрерывному самообразованию и т.д.), которые в процессе построения профессиональной карьеры обеспечивают мобильность специалистаи повышают его конкурентоспособность на рынке труда.

Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года в качестве одной из основных задач провозглашает создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. Это значит, что первоочередной задачей профессиональной образовательной организации (далее – ПОО) в сфере воспитания «профессионала будущего» является создание условий для развития «адаптивных ресурсов» выпускников с точки зрения обеспечения их занятости и самозанятости.

Предпринимательство для способной, социально ориентированной молодежи - база для реализации деловой активности, основа для формирования и расширения среднего, уверенно «стоящего на ногах», класса, а значит, для устойчивого развития в стране массового социально и экономически здорового слоя, заинтересованного
в стабильности общества и развитии демократических основ.

На сегодняшний день показатель занятости среди выпускников ПОО значительно превышает показатель самозанятости, что, в первую очередь, связано
с неуверенностью современной молодежи в собственных силах и знаниях, отсутствием практического опыта, страхом перед неудачами.

В связи с этим формирование экономического мышления, выявление и развитие способностей к предпринимательской деятельности особенно актуально для молодых людей, и, прежде всего, выпускников ПОО, которые стоят перед выбором своего личного и профессионального пути. В виду этого, одним из важных направлений деятельности ПОО становится формирование у студентов навыков карьерного проектирования и перспективного планирования профессионального развития, с акцентом на самозанятость выпускников.

Одним из мероприятий, направленных на повышение привлекательности выпускников профессиональных образовательных организаций СПО, а также на выявление и поддержку талантливой молодежи, является организация и проведение всероссийских, международных конкурсов и олимпиад для студентов.

Конкурс профессиональных достижений выпускников СПО «Профессионал будущего» (далее – Конкурс) пропагандирует мотивацию студентов к предпринимательской деятельности, формирует активную жизненную позицию, понимание требований современного рынка труда и развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности.

На Конкурс принимаются работы студентов выпускных и предвыпускных курсов, обучающихся в образовательных организациях по очной форме по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования.

 

Цель и задачи Конкурса

Целью Конкурса является повышение престижа и конкурентоспособности выпускников образовательных организаций, реализующих программы СПО.

Задачи:

- выявление механизмов, способствующих эффективной адаптации выпускников к профессиональной деятельности;

- анализ наиболее эффективных практик деятельности Центров развития карьеры (подразделений, проектов по развитию карьеры);

- формирование навыков проектной деятельности и повышение деловой активности студенческой молодежи;

- популяризация выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;

- популяризация предпринимательской деятельности среди молодежи.

Понятийный аппарат

Основные понятия, применяемые в Концепции:

Отборочная конкурсная комиссия – это жюри, которое формируется из числа российских и международных специалистов - экспертов в сфере профессионального образования или рынка труда, для оценки конкурсных работ участников Конкурса в I этапе «Отборочный тур».

Центральная конкурсная комиссия – это жюри, которое формируется из числа российских и иностранных специалистов - экспертов в сфере профессионального образования или рынка труда, для оценки конкурсных работ участников Конкурса во II этапе «Финальный отбор».

Портфолио участника – это комплект документов, представляющих совокупность индивидуальных профессиональных достижений.

Питч – сессия – это короткое представление проекта потенциальному заказчику (работодателю) с целью продажи (трудоустройства), а иногда просто с целью привлечения внимания к проекту (участнику) в рамках конкурса.

Проект – это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов.

Индивидуальный перспективный план профессионального развития (далее – план профессионального развития) – это планируемый комплекс показателей и мероприятий по обеспечению занятости и (или) самозанятости, повышения профессионализма и компетентности специалиста.

 

Организаторы конкурса

Государственный заказчик – Министерство образования и науки Российской Федерации.

Непосредственную организацию и проведение Конкурса осуществляет областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленская академия профессионального образования» (далее – Исполнитель).

Решения, подходы и способы организации и проведения Конкурса

Для общего руководства, организации и проведения Конкурса создается организационный комитет, обеспечивающий общее организационное
и информационно-аналитическое сопровождение Конкурса.

Для доведения информации о проведении Конкурса будет составлено и выслано в образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования, а также в органы управления образованием субъектов Российской Федерации информационное письмо. В письме будет отражена информация об условиях, месте и дате проведения Конкурса,
а также об условиях участия в Конкурсе.

Для научно-методического обеспечения проведения Конкурса будут разработаны следующие документы:

- Положение о Конкурсе, которое должно включать в себя введение, содержащее описание актуальности проведения Конкурса, цели и задачи Конкурса; основную часть, раскрывающую содержание и логику проведения Конкурса; заключение, отражающее описание процедур организации и проведения Конкурса, требований к работам, представляемым на Конкурс, порядок формирования отборочной и центральной конкурсных комиссий по оценке результатов Конкурса, порядок выполнения работ по организации и проведению Конкурса, методику оценки конкурсных работ и конкурсных испытаний, процедур сбора, обработки и обобщения информации о Конкурсе, порядок награждения лауреатов Конкурса, а также особенности аналитической обработки результатов Конкурса.

-Регламент проведения Конкурса с детализированным описанием процедур подготовки Конкурса, организации проведения и аналитической обработки результатов проведения Конкурса.

- Регламент работы Отборочной и Центральной конкурсных комиссий, включающий в себя порядок формирования и утверждения состава Центральной конкурсной комиссии и Отборочной конкурсной комиссии, порядок организации экспертных процедур, методики экспертных оценок, необходимые для выявления лучших конкурсных работ.

Для систематизации информации о составе участников Конкурса,
о результатах экспертизы работ по каждому из участников, о лауреатах и победителях конкурса, для поиска информации об участниках конкурса, а также для формирования сводной статистической отчетности по организации и проведению конкурса будут созданы электронные таблицы в формате MicrosoftExcel.

Для обеспечения информирования заинтересованных лиц о состоянии и ходе проведения конкурса, о результатах экспертизы работ, а также для обеспечения возможности электронной регистрации участника будет создан информационный ресурс – специализированный сайт Конкурса.

Аналитическая работа проводится на всех этапах конкурса, включая регистрацию участников, проведение оценки материалов, а также определение финалистов и победителей Конкурса.

В качестве оперативного, современного и удобного ресурса общения участников Конкурса с организаторами и друг с другом будут созданы группы Конкурса
в социальных сетях (Вконтакте, Facebook).

Для оценки конкурсных работ и подведения итогов Конкурса формируются Отборочная конкурсная комиссия и Центральная конкурсная комиссия.

Членами Отборочной конкурсной комиссии и Центральной конкурсной комиссии выступят российские, международные (иностранные) специалисты – эксперты в сфере профессионального образованияили рынка труда.

В состав Отборочной конкурсной комиссии войдут не менее 5 членов: 4 из субъектов Российской Федерации и 1 международный специалист из одной из стран СНГ.

В состав Центральной конкурсной комиссии - не менее 7 членов (не менее чем из 4-х субъектов Российской Федерации с обязательным участием иностранного эксперта и представителя Заказчика).

Услуги членов Отборочной конкурсной комиссии и Центральной конкурсной комиссии, а также привлекаемых экспертов оплачиваются Исполнителем согласно с заключенными гражданско-правовыми договорами за счет средств, полученных от Государственного заказчика в рамках государственного контракта № 06.Д0 6.11.0007 от 30.05.2016 года. Оплата проезда, питания и проживания членов Отборочной конкурсной комиссии и Центральной конкурсной комиссии производится Исполнителем за счет средств, полученных от Государственного заказчика в рамках государственного контракта № 06.Д06.11.0007 от 30.05.2016 года. Конкурс включает в себя два этапа.

Первый этап «Отборочный тур» (заочный) – заполнение заявки, представление профессионального портфолио участника Конкурса.

Отбор кандидатов для участия в Финальном туре Конкурса Отборочная конкурсная комиссия осуществляет путем оценки – проведения экспертизы представленных профессиональных портфолио. Также для проведения экспертизы могут быть привлечены эксперты, не являющиеся членами Отборочной конкурсной комиссии. Результаты экспертизы будут оформлены протоколом. Двадцать пять участников Отборочного тура, набравшие наибольшее количество баллов, пройдут в Финальный тур.

Во втором этапе Финального тура у участников Конкурса состоится встреча с членами Центральной конкурсной комиссии. Встреча пройдет в формате тематических питч-сессий по защите проекта. Защита проекта участниками Конкурса включает в себя освоение 5 модулей:

- модуль № 1 «Карьерное проектирование» (разработка индивидуальной программы карьерного развития);

- модуль № 2 «Составление резюме» (создание персонального резюме по заданной вакансии в режиме on-line);

- модуль № 3 «Групповая работа» (внутриколлективная оценка социальных компетенций (softskills));

- модуль № 4 «Экспертиза проекта» (рассмотрение паспорта проекта (приложение №4) экспертами);

- модуль № 5 «Продвижение проекта» (представление и защита маркетинговой стратегии проекта эксперту в соответствующей профессиональной области).

Оценка участников Финального тура осуществляется членами Центральной конкурсной комиссии путем экспертной балльной оценки.

Все участники Финального тура обеспечиваются раздаточным материалом и сувенирной продукцией с символикой Конкурса за счет средств, полученных Исполнителем от Государственного заказчика в рамках государственного контракта № 06.Д06.11.0007 от 30.05.2016 года. Для участников Финального тура Конкурса обеспечивается проживание, питание, экскурсионная программа и трансфер по г. Смоленску за счет средств полученных Исполнителем от Государственного заказчика в рамках государственного контракта № 06.Д06.11.0007 от 30.05.2016 года. Все участники финального тура Конкурса получают сертификаты участника «Финального тура» Всероссийского Конкурса профессиональных достижений выпускников СПО «Профессионал будущего». Победители и лауреаты Конкурса награждаются дипломами 1, 2, 3 степени и специальными призами. Центральной конкурсной комиссией могут быть предусмотрены дополнительные номинации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: