Обучающие сессии для учащихся.




Профориентационный проект «Дело будущего»

 

Общая информация

Проект организован инициативной группой представителей экспертного сообщества города Тольятти совместно с Тольяттинским центром трудовых ресурсов, при поддержке технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» и ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет». В основе проекта лежит Атлас новых профессий АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».

Целью Проекта является значительное повышение конкурса в региональных профессиональных образовательных учреждениях на специальности, являющиеся «базовыми» для профессий будущего.

Проект направлен на реализацию п.70 Стратегии национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683). Также,

Проект направлен на преодоление дисбаланса в структуре выпускников профессионального образования в Самарской области и требованиями рынка труда, в том числе перспективными, выраженными в Атласе новых профессий АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». При этом, структура Проекта позволяет организовывать его в любом субъекте РФ.

Предлагаемый в Проекте комплекс мероприятий может быть адаптирован для любого города или региона и встраивается в местную систему профориентации, поскольку активизирует интерес учащихся к актуальным именно на данной территории индустриям ближайшего будущего. Это позволяет повысить конкурс на соответствующие образовательные программы учебных заведений города/ агломерации/ региона.

Принципиальными свойствами Проекта являются системность подхода, использование проектного метода работы с молодежью, а также протяженность во времени (ежегодность), обеспечивающая нарастающий эффект. Целевой аудиторией Проекта является не только учащаяся молодежь, но и их педагоги и родители. Сами учащиеся не только участвуют в конкретных событиях в рамках мероприятий, но и получают возможность в итоге разработать реальный ученический инновационный проект по актуальным для города и агломерации задачам (проблемам) с погружением в соответствующую «индустрию будущего». Данный ученический проект является важным элементом профориентационного воздействия и будет защищаться перед комиссией из представителей учебных заведений, институтов развития и властей.

В ходе мероприятий участники погружаются в соответствующие перспективные сферы человеческой деятельности благодаря применению принципа проблемного обучения - через решение известных им проблем (задач) ранее неизвестными методами (из соответствующих сфер). Проект предполагает проведение серии открытых обучающих и конкурсных событий по технологиям шестого технологического уклада для школьников и студентов, а также педагогов и родителей с привлечением партнеров из институтов инновационной инфраструктуры Самарской области.

В подаче материала задействуются непосредственные носители перспективных технологий, что обеспечивает не только глубокую подачу и взаимный интерес, но и позволяет учебным заведениям и работодателям лично взаимодействовать с будущими студентами/работниками.

 

Обучающие сессии для учащихся.

Главной целью сессий для учащихся является формирование в сознании учащейся молодежи понимания скорости предстоящих перемен и необходимости их учета, что должно выразиться в повышении конкурса и среднего балла на специальностях региональных учреждений профобразования, которые можно считать «базовыми» для профессий будущего.

Подцелью данных сессий является выявление наиболее перспективных учащихся, потенциально заинтересованных в получении соответствующего перспективного образования, и фиксация их на территории области путем включения в научную и инновационную деятельность под патронажем заинтересованного учебного заведения. Это достигается проведением на территории города и всей области открытого конкурса ученических инновационных проектов.

В случае наличия действующего конкурса ученических проектов, имеет смысл использовать его в данной роли. В Самарской области таким конкурсом является Самарская научно-образовательная программа «ВЗЛЕТ» конкурсного отбора школьников в Губернаторский реестр творчески одаренной молодежи в сфере науки и техники.

В процессе разработки своих проектов учащиеся не только «погружаются» в соответствующую тему, что способствует их профориентации, но и могут получать методическую, организационную и иные виды поддержки от заинтересованных в этих детях учебных заведений. Для учебных организаций это возможность напрямую взаимодействовать с самыми перспективными будущими абитуриентами, значительная часть которых обычно уезжает учиться в столицы.

Однако, начав «дружить» с конкретным учебным учреждением, взаимодействуя со своим куратором, ученик будет психологически привязан и с большей долей вероятности поступит туда, где ему уже все знакомо и понятны перспективы.

Охват школьников данными мероприятиями предполагается не полный, а выборочный – путем приглашения школ сформировать и направить на сессию команду из 4-6 старшеклассников, имеющих склонности к «технологиям будущего». Ограничение количества обусловлено отсутствием необходимости полного охвата всех учащихся, поскольку главной целью данного рода мероприятий является не количественный результат, а качественный – активизация внимания будущих абитуриентов на «технологиях будущего». Неохваченные учащиеся также получают информацию, но уже благодаря эффекту «сарафанного радио», что можно считать не менее ценным источником. Исходя из этого, было решено задействовать по небольшому числу учащихся, но из каждой школы города.

По итогу мероприятия выдаются сертификаты и дипломы всем учащимся (общий на команду, с пофамильным списком), а также сопровождающим педагогам.

Первое мероприятие данного формата прошло на территории технопарка в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», что придало значительный статус мероприятию. Также, поддержка технопарка придала Проекту дополнительную практическую ценность.

 

Примерный план проведения обучающей сессии:

Продолжительность Активность и содержание Ресурсы
  30 минут Установочное собрание Актовый зал 200-300 чел, оснащенный проектором, экраном, звуковоспроизводящим оборудованием.
  140 минут (по 30 минут на станцию + 5 минут переход) Работа по станциям отраслей (4-5)   Листы бумаги, маркеры, медали (наклейки) для активных участников
  30 минут Итоговое собрание (конечная станция) Дипломы, грамоты  

 

Установочное собрание

Видео-ролик мотивационного характера (без докладов и выступлений)

1. История резких перемен при смене техноукладов;

2. Ожидания на 20е-30е годы, возможности для реализации амбиций молодежи;

3. Атлас новых профессий как путеводитель.


2. Станции отраслей

Участники группами по 30-50 человек (команды от школ по 4-6 чел. + отдельная группа педагогов) переходят между локациями («станциями»), время захода - 30 минут.

Для пилотной реализации выбрано 4 отрасли из числа блоков Атласа.

1. Архитектура и строительство;

2. IT-технологии и Робототехника;

3. Транспорт

4. Когнитивные и Биотехнологии

Структура станции

1. Вводная - обзор достижений и перспектив направления, примеры конкретных технологий будущего;

2. Подготовка экспресс-проектов (проектных идей) на свободную тему средствами рассмотренных технологий;

3. Обсуждение проектов и выделение интересных.

Дополнительное оборудование – афиши с указанием отдельных профессий из Атласа по соответствующей отрасли и перечнем профессиональных учебных заведений города и региона, где можно получить «базовое» образование.

Выбор конкретный станций обусловлен наличием «носителей» технологий, способных не прочитать нудную лекцию, а заинтересовать основными моментами, ключевыми возможностями, которые даст в ближайшем будущем данная технология.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: