Семейные обрядовые песни.





Ты откуда русская зародилась музыка?

То ли в чистом поле

То ли в лесе мглистом

В радости ли, в боли

Или в птичьем свисте…

Пролетали утки – уронили дудки

Пролетали гуси – уронили гусли

Их порою вешней нашли, не удивились

Ну а песня?

С песней на Руси родились!

(Г. Серебряков)

 

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое, своя история. Мне интересна история нашей страны, её знаменательные события, выдающиеся люди, культура народов. Без знания истории не появятся новые знания, новые взгляды на жизнь, собственная точка зрения, самостоятельная позиция в общественной жизни. Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее. В русской песне заключается история нашего народа. Жанры русской народной песни как зеркало отражают бытие народа, духовную суть. Песня – это бесценное богатство нашей Родины. «Русская песня – это русская история», - говорил А.М.Горький. Я думаю, что знакомство с жанрами русской народной песни и изучение их поможет мне лучше разобраться в истории нашей страны.

Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека.

Для своей работы я квалифицирую русские народные песни по содержанию:

-лирические

-танцевальные

-исторические

Лирические песни.

Главное назначение этих песен—передать мысли, чувства и переживания людей в разные моменты жизни: в минуты печали или радости, тяжкой работы или отдыха…

Обрядово-календарные песни.

Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определенным датам календаря или периоду сельских работ. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, распорядком работ по временам года. С древности земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров.

Весна красна, тёплое летице,
Ой, лёли, лёли, тёплое летице!
Лето тёплое, зима холодная,
Ой, лёли, лёли, зима холодная!
Зароди, лето, жито густое,
Ой, лёли, лёли, жито густое!
Жито густое, колосистое,
Ой, лёли, лёли, колосистое!

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить.

Ай, качи, качи, качи,
Несёт дед куличи,
А бабушка пасочку –
К светлому праздничку.
Будет Ваня разговляться,
Крашеным яичком любоваться.

Календарные обрядовые песни - самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Это песни коллективно­го действия, сопровож­даемая соответствующими движениями (хоровод, пляска, шествие). Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.

Семейные обрядовые песни.

Семейные праздники и события были значительными вехами в жизни русского человека. Семейные обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл- оградить, уберечь от беды, порчи ... Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. Пелись свадебные, рекрутские, похоронные, крестильные песни…

Свадебные песни занимают центральное место в семейных обрядах.Свадебный обряд имеет подробно и строго разработанную композицию, длившуюся несколько дней, а иногда и недель..Не случайно в народе говорят «сыграть свадьбу. Каждая обрядовая песня имеет определенный образный и сакральный смысл.В преддверии свадьбы проходят смотрины ,сватовство, рукобитье, сопровождаемые сговорными песнями.

У ворот трава шёлковая:
Кто траву топтал,
А кто травушку вытоптал?
Топтали травушку
Все боярские сватья,
Сватали за красную девушку,
Спрашивали у ближних соседушек:
—Какова, какова красна девушка?
—Ростом она, ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у чёрного соболя.


Сама девка бравая,
В косе лента алая.

Первая половина свадьбы наполнена песнями печального характера, плачи и причитания ,лирические песни-жалобы невесты, т.к. проходит отторжение от отчего дома, от родителей и близкого окружения. Нужно ввести в заблуждение нечистую силу, заставить ее поверить в нежелание невесты выходить замуж.

Перекатное красное солнышко,
Перекатная ты звезда,
За облака звезда закатилася,
Что от светлого месяца.
Перешла наша девица
Что из горницы во горницу,
Из столовыя во новую,
Перешед, она задумалась,
Что, задумавшись, заплакала,
Во слезах она слово молвила:
—Государь мой родной батюшка,
Не возможно ли того сделати,
Меня девицу не выдати?

Вторая половина свадьбы, после венчания, когда молодые оказываются уже под покровительством светлых сил, служит целям приобщения невесты к роду жениха, соединения двух родов, освящения и скрепления брачного союза. В это время звучат светлые по настроению величальные песни,гостевые,песни-припевания молодых с радушными благопожеланиями, застольные песни свадебного пира.

Ты садись-ка, добрый молодец?
Поплотнев со мной рядышком,
Чтобы Век-то нам не разлучатися,
Друг на друга не пенятися.
Ты садись не с спесью-гордостью,
А садись с господней милостью,
Чтобы жить-то нам не маяться,
А проживши, не спокояться

Свадебные песни отличались архаичностью мелодиче­ского склада. В них можно встретить распевные мелодии, характеризующиеся значительной протяжностью, широтой развития, а иногда изменчивостью, подчас даже импровизационностью мелодических очертаний.

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом.

Колыбельные песни

Колыбельные песни относятся и к семейным,и к детским, но не являются обрядовыми. Эти песни самые нежные, ласковые и простые. В колыбельной мать определяет место ребенка, повествует о мире, в который он пришел.

Спи-дитятко, почивай, свои глазки закрывай,

Стану петь я, распевать, колыбель твою качать,

Ходит Сон по сенечкам, Дрема под окошечком…

 

 

Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца. Колыбельные песни исполняются акапельно. Мотив традиционной колыбельной сам по себе очень прост, он соответствует ритму качающейся колыбели.

Детские песни

Все то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.

Пестушкам присуще своеобразное построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент.

 

Цыпа-цыпа-цыпочка,

Встанем мы на цыпочки!

Ручки вверх потянем,

Бо-ольше, вы-ыше станем!

Тянем, тянем ушки

Прямо до макушки -

По-тя-гуш-ки, по-тя-гуш-ки…

 

Потешки — это забавы взрослых с малыми детьми, которые сопровождаются различными движениями, хлопками…

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

А что ели? Кашку!

А что пили? Бражку!

Кашка масленька!

Бражка сладенька!

Попили, поели, ш-у-у-у…

Шуууу!!! Домой полетели!

На головку сели!

Сели посидели,

Дальше полетели!!!

 

Прибауткой принято означать смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок. Стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей.

 

Петя-Петя-Петушок,

Петя - красный гребешок,

По дорожке он пошел

И копеечку нашел,

Купил себе сапожки,

А курочке - сережки!

 

 

 

Игровые песни.

Жанровая специфика игровых песен связана с их назначением. Такие песни исполняются как музыкальное сопровождение к игре или как песенки, перемежающие действия играющих. Например, в некоторых играх окончание пения песни или произносимого стиха служат сигналом к перебегу играющих с места на место. Игровые песни отличаются краткостью текста, тягой к рифмовке. Незначительная содержательность бывает иногда такова, что не дает возможности изложить не только как развивается действие в песне, но и то, о чем, собственно, в тексте идет речь.

«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле,
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо:
Звёзды горят,
Журавли кричат:
— Гу, гу, убегу.
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!»

 

 

 

Отходнические песни.

К этим песням относятся: трудовые(бурлацкие ,ямщицкие ,чумацкие) и солдатские.

Трудовые песни были созданы для облегчения труда рабочих. Несложная мелодия и текст исполнялись с определённой ритмикой и интонацией, которые побуждали людей к активной работе. Чаще всего в песнях присутствовали определённые выкрики, повторы и шутки, которые подбадривали людей , служили сигналом к объединению усилий и одновременности движений .

Эх, ребятушки, сбирайтесь,
За дубинушку хватайтесь!
Ай, дубинушку мы ухнем!
За зелёную подёрнем,
Подёрнем, подёрнем,
Да ух!

Тащим балку по леску,
Подаётся по вершку.
Да эх! Ещё раз!
Давай разик еще!
Да эх! Ещё раз!
Давай разик ещё!

Военная служба отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

Сторона ль ты, моя сторонушка,
Сторона моя, незнакомая,
Что не сам я на тебя зашёл,
Что не добрый меня конь завёз,
Ни буйны ветры завеяли,
Ни быстрые реки залелеяли.
Занесла меня, доброго молодца,
Что неволюшка солдатская,
Грозна служба государева,
На чужой дальней сторонушке
Ни отца нету, ни матушки,
Ни брата, ни родной сестры,
Ни младой жены, ни малых детушек,
Как на чужой дальней сторонушке,
Что ложился я, добрый молодец,
На голых досках без постелюшки,
Умывался я, добрый молодец,
Что своими горючий слезьми,
Утирался я, добрый молодец,
Я своею полой правою.

 

Любовные песни.

Эти песни посвящены любви, верности, разлуке... Они окрашены светлой лиричностью.Этому жанру свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, использование распевов, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ох», «ой да-да» ...), варьирование мелодии.В лирических песнях использовалось много символов, например, символы девушки «белая лебёдушка», «ягодка», «красная калина». Символы молодца «зелёный дуб», «селезень».

Как по горкам, по горам
Белый лебедь летал
Белый лебедь летал
Лебедушку выкликал

Белый лебедь летал
Лебедушку выкликал
Лебедушка выходила
Со лебедем говорила…

Частушки.

Самым живучим жанром русской народной песни являются частушки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления ,выражая положительную или отрицательную оценку. В них соединилось все остроумие, талант народа, меткость русского слова, лаконичность мелодического сопровождения. Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. В них сочетаются слово, напев, инструментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движе­ния (жесты, мимика, танец). Ее пели с приплясыванием . Чаще исполнялась она сольно, а право исполнения переходило по кругу среди певцов. Называлась русская частушка по-разному: припевка, страдания, сбирушка, завлекаша, тараторка… Частушка – один из немногих жанров традиционного русского фольклора, тексты которого не заучиваются наизусть, а во многих случаях сочиняются на ходу. Частушка-это почти всегда импровизация.

Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет…

Мне не нужен пуд гороха,
А нужна горошина.
Мне не надо много девок,
Нужна одна – хорошая!..

О природе.

Природа России очень богата и разнообразна, соответственно, и песен о ней просто не сосчитать. Люди придумывая эти песни,проводят параллель между самой природой и существованием человека, а также созданного мира вокруг него. Здесь нет места работе или военным событиям, или же каким-либо празднованиям. Песни созданы лишь с целью рассказать обо всей красоте вокруг рабочих людей.

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?

А через дорогу,
За рекой широкой,
Также одиноко
Дуб стоит высокий.

Как бы, мне рябине,
К дубу перебраться,
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Но нельзя рябине
К дубу перебраться...
Знать, ей, сиротине,
Век одной качаться.

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына?

Удалые(разбойничьи) песни.

Песни, раскрывающие образ удалого разбойника – человека мужественного, вольнолюбивого и преданного своим товарищам. Он и его товарищи изображаются в привычной для них обстановке – в «зеленой дубравушке», в «темном лесу», на быстрых реках, где они плыли «в легких лодочках». Наряду с прославлением удали и геройства разбойника в песнях показывается опасность его положения, его безотрадная участь.

…Что товарищей у меня было четверо;
Еще первый мой товарищ - темная ночь,
А второй мой товарищ - булатный нож,
А как третий-то товарищ - то мой добрый конь,
А четвертый мой товарищ - то тугой лук,
Что рассыльщики мои - то калены стрелы…

 

…Называют нас ворами, разбойниками,
А мы, братцы, ведь не воры, не разбойники,
Мы люди добрые, ребята все поволжские…

Танцевальные песни.

Определяются тем,что песенный образ создается посредством ритмичных и пластичных движений.

Хороводные, плясовые.

Хороводные и плясовые песни – являлись украшением гуляний и народных праздников, при исполнении которых сочетаются текст, мелодия и действия. Хороводные и плясовые песни объединяют большое число людей. Хороводные отличаются тематикой (взаимоотношения в семье, труд, шуточные…)Тексты в плясовых песнях особого значения не имели, тематика могла быть любая. Главное – пляска. Напевы плясовых ритмичны, четкого строения, чтобы было удобно плясать. Для хороводных и плясовых характерно многоголосие, использование подголоски без слов.

Основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой.

Русская пляска носила импровизационный характер. Плясовые фигуры — коленца — были оченьразнообразны. Участники пляски свободно использовалиих при хаотичных передвижениях по плясовому полю: каждый мог занять то место, которое емухотелось.

 

А мы просо сеяли, сеяли;
Ой,дид, ладо, сеяли, сеяли!

А мы просо вытопчем, вытопчем;
Ой,дид, ладо, вытопчем, вытопчем!..

Исторические песни.

Исторические песни – это фольклорные эпические, лироэпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражают национальные интересы и идеалы народа. К ним относятся песня-былина ,песня-сказ, некоторые духовные стихи, баллады…

Емельян ты наш, родной батюшка!
На кого ты нас покинул,
Крас(ы)ное солнышко закатилось,
Как осталися мы сироты горемычны,
Некому за нас ах(ы) заступиться,
Крепко думушку за нас раздум[ыв]ать…

 

Что не соколы крылаты
Чуют солнечный восход —
Царя белого казаки
Собираются в поход.
Как задумал князь Кутузов
Со дружиною своей:
«Как бы нам, братцы казаки,
Нам турецкий город взять?»
Тут казаки в черных бурках;
Они строят свой завал,
Они строят, поспешают —
Турка в гости к себе ждут.

На моей родине-Новгородской земле- родилась одна из разновидностей былин – скоморошина .Это былина социально-обличительного содержания с печатью грубоватого юморапод аккомпанементдомры, гуслей, гудка.

Ой, да во зеленом во бору,да во высоком терему

Да жила барыня-Блоха,да злая-злющая голова.

Да захотела раз Блоха да в банецке помыться,

Заставляет Паука всем распорядиться.

Тараканы баню мыли, комары дрова рубили,

Мухи баню топили, мошки щелочь щелочили…

 

Каждый жанр народной песни имеет свои неповто­римые особенности: харак­терные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения.Рассмотренные жанры-небольшая часть народных песен.В большинстве своем темы песен разных жанров как бы перекрещиваются в своем разнообразии.

Своеобразие, особый стиль русской песни в основании своем остается всегда свойственным стране, и не похож ни на какую другую мелодию вне России. Особенности народной песни:

-широкая распевная мелодия;

-сочетание мажора и минора;

-плавное и скачкообразное развитие мелодии;

-сольный запев, хоровой припев;

-различные виды повторов;

-употребление междометий (ой,уж,как…),эпитетов;

-употребление просторечных слов, неправильных ударений;

-выразительная лексика (суф.-ушк-,-оньк-…)

Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной. Творчество русского человека связано с различными эмоциями, поэтому используемые музыкальные инструменты имеют разнохарактерность, тембровое разнообразие и выразительность: гусли, ложки ,трещетки ,бубен, рожки ,жалейка ,балалайка ,гармонь ,баян… Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

После проведенного исследования и анализа становится понятно, какой культурной ценностью и самобытностью обладает русский народный фольклор. Современная молодежь мало интересуется народной песней. Мы, представители нового поколения должны приобщаться к фольклорным традициям русского народа. Это играет огромную роль в становлении личности человека. Народное песенное искусство создавалось многими поколениями людей и не должно быть потеряно и забыто.В русской песне заключается история нашего народа.

- Народные песни! Какие они разные!
Если в песне слышна неприкрытая грусть –
Грустью, кажется, полнится воздух.
Если удаль теснит молодецкую грудь –
Пляшут вечер и синие звезды.
И старушка Земля все никак не поймет,
В чём же кроется тайна России.
То ли песня прекрасна, а то ли народ,
Распевающий песни такие.
( В.Гин.)

 

План защиты проекта.

 

1. Представиться.

2. Назватьтему проекта.

3. Назвать цель проекта.

4. Назвать задачи проекта.

5. Раскрыть содержание проекта.

6. Сделать вывод.

 

Список используемых интернет ресурсов.

http://fb.ru/article/163914/janryi-russkih-narodnyih-pesen-Жанры русских народных песен.

https://ru.wikipedia.org/wiki/-Русская народная песня.

http://fb.ru/article/161551/tipyi-i-janryi-narodnyih-pesen- Типы и жанры русских народных песен.

http://muzika81.blogspot.ru/p/blog-page.html- Блог учителя музыки.

http://detskiychas.ru/prazdniki/pasxa/zaklichki_pascha/-Заклички и обрядовые песни.

https://baby-sleep.ru/articles/29-russkie-narodnye-kolybelnye-Народные колыбельные.

https://infourok.ru/russkie-narodnie-muzikalnie-instrumenti- Музыкальныеинструменты.

 





Читайте также:
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.042 с.