Учитель - Бондарева Лариса Анатольевна




Работа над текстом отзыва

I. Вступление

II. Основная часть (анализ)

III. Заключение

1. Можно связать произведение с эпохой, но обязательно нужно найти в ней определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эволюцией творческого пути поэта, было ли это произведение созвучно исторической обстановке в стране или звучало диссонансом к ней.

Лопушиный, ромашный

Дом – так мало домашний!

Так начинается стихотворение Марины Цветаевой «Дом», которое написано летом 1935 г. в эмиграции. Это строчки о потерянном доме, по которому тоскует и плачет душа героини.

2. Вступление может быть теоретическим. В этом случае стоит вспомнить об особенностях жанра стихотворения, или произведения его принадлежности к стилистике определенного литературного направления, которые будут подтверждаться в основной части сочинения.

«Рубеж веков всегда ознаменовывался тяжелыми потрясениями и изменениями как в общественной, политической жизни страны, так и в искусстве. В последние десятилетия XIX века в русской литературе возникает новое направление – символизм. Поэты-символисты старались выражать свои идеи посредством символов, звуков, деталей. В поэзии возникает культ «впечатления», поэтому главным и ценным становится то, что мимолётно, непонятно, таинственно, загадочно. Ярким представителем этого направления можно считать К. Бальмонта. Рассмотрим подробнее его стихотворение «Камыши», написанное в 1895 году.

3. Возможно личностное, эмоциональное вступление, содержащее впечатление читателя.

4. Лучше всего начать с анализа общих соображений о теме, настроении, основной мысли стихотворения, его связи с другими произведениями данного поэта или с произведениями других поэтов на эту же тему.

а). «Надоело» – еще одно в ряду дореволюционных стихотворений В. Маяковского о взаимоотношениях поэта и толпы, непонимающей, безумной («Нате!», «Вам», «Ничего не понимают»).

б). Общая тема стихотворения определяется уже названием: «Сорокоуст» – сорокодневная молитва по умершим, и перед нами своего рода поминовение деревни, побеждённой или побеждаемой миром новым.

II. Основная часть (анализ)

Необходимо запомнить, что нужно рассматривать смыслообразующие пласты текста и способы создания образов не изолированно, а комплексно.

Тематика лирических произведений

Проблематика лирических произведений Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом, может ли человек быть свободным от общества, от других людей?

Проблема отношения человека к войне;

проблема душевного состояния человека в условиях войны; проблема поведения человека на войне;

проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать? Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?

Проблема бережного отношения человека к языку;

проблема экологии языка, какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?

Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми; проблема назначения подлинного искусства почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному? Какое искусство необходимо обществу?

Проблема одиночества человека когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?

Проблема утраты моральных ценностей; проблема защиты чести и собственного достоинства; проблема истинных и ложных жизненных ценностей; проблема совести и ответственности человека за свои поступки к чему приводит утрата моральных ценностей? В чём заключается истинное величие человека?

Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества. Изменилось ли в обществе отношение к книге? Нужно ли изучать литературу современным школьникам?

III. Заключение

1. В заключении обычно делается вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении.

2. Это могут быть рассуждения историко-биографического и культурологического плана.

3. Возможно «вписывание» стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных мотивов лирики.

4. Уместно провести параллели с похожими стихотворениями в русской и мировой поэзии.

5. Возможно и эмоциональное заключение, но оно не должно выливаться в безликое «мне понравилось», а в живой и доказательной манере должно объяснять, что же именно привлекло в анализируемом стихотворении.

 

Шаблоны для вступления:

1) Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому стихотворение … тоже посвящёно …

2) О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено.

3) (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в стихотворении ….

4) (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что …. Другие подчёркивают …. Но проблема, затронутая автором, несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую поднимает автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. …. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении…

5) Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).

6) Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.

7) Приём «Цитата». «…,» - писал известный …. В этих словах звучит …. Действительно, …

8) Люди часто размышляют о том, что ….

9) Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …

10) (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности …. Кто-то считает, что … Кто-то ….

11) «…» - в этих словах, как мне кажется, выражена главная мысль стихотворения …. Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

 


 

Автор - Бондарева Татьяна, учащаяся 9 "Г" класса ГУО "Средняя школа № 15 г.Могилева"

Учитель - Бондарева Лариса Анатольевна

С чего начинается любовь к родине? Что значит любить родину? Эти вопросы задаёт себе каждый человек. Заново понять это чувство помогло мне прочтение стихотворения Константина Симонова «Родина».

Тема стихотворения отражена в заглавии - «Родина». Отчизна начинается для нас с самого дорогого. Об этом рассказал Симонов в стихотворении. Чувство любви к родине предстаёт как проявление высшего нравственного долга.

Стихотворение «Родина» Симонов опубликовал в 1940 году. Затем, уже в войну, несколько отредактированное, оно было снова напечатано и воспринималось как только что написанное. Сам автор датировал его сорок первым годом.

Стихотворение состоит из шести строф. В них автор передаёт свои мысли, размышления. Первая строфа созвучна словам известной «Песни о Родине» Лебедева – Кумача. Тот же масштаб, то же присущее первой половине 30-х годов мировосприятие, тот же образ:

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Это подтверждает и чёткий, ритмичный ямб, и ассонанс на звук [а]. Торжественность стихотворению придают краткие формы прилагательных

«непобедима, широка, горда». Мы как бы зримо ощущаем мощь «большой » Родины. Помогает нам это увидеть и эпитет «великих океанов». С помощью словосочетания «сеткою меридианов» автор подчёркивает занятость большой площади. Страна огромна, она лежит, «раскинув города». Эта родина одаривает тебя лучами своего величия и славы. Обращает на себя внимание то, что Симонов, говоря о родине, в первой строфе использует местоимение «она». В третьей строфе он пишет: «Ты вспомнишь не страну большую». Вторая строфа является своеобразным переходом к детальному описанию с детства милых пейзажей. Когда человек стоит перед выбором, что вспомнит он? У Симонова возникает иной образ родины: уже не бескрайние нивы, а «клочок земли» становится символом того, что тебе дороже. Автор произносит слово «родина». Что можешь сделать ты для «огромной земли»? Очень немного. А тут, когда дело идёт о «клочке», с которым ты кровно связан, всё меняется местами. Вторая и третья строфы объединены одной мыслью: подготовить к восприятию того, что человек, по мнению автора, вспоминает в последние минуты своей жизни. Об этом единстве свидетельствует и синтаксическая конструкция - сложное предложение. Автор использует анафору. Строчки «ты вспомнишь» говорят про уверенность. С этой же целью употребляется глагол совершенного вида. Поэт даже не сомневается в правильности выбора. Для передачи своего восприятия «малой» родины Симонов использует в четвёртой строфе назывное предложение. Здесь нет глаголов, нет действия. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «клочок», «речонку» указывают на бережное отношение к «малой» родине.

Пятая строфа – итог. Значимость чувства передаёт глагол совершенного вида «посчастливилось». Автор подводит нас к выводу: «большая» Родина, вся страна отражается в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

В шестой строфе лирическое чувство любви перерастает в патетическое ораторское заключение. Здесь звучит основной пафос произведения:

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три берёзы

При жизни никому нельзя отдать.

В стихотворении автор использует перекрёстную рифму. В первых пяти строфах женская рифма чередуется с мужской, что придаёт стихотворению равномерность и мягкость. Описываются чувства, мысли, раздумья. В последней строфе жёсткое звучание только мужской рифмы придаёт патетический пафос стихотворению. С этой же целью в последней строфе Симонов снова обращается к анафоре. Слова «да, можно» утверждают: герой готов не только «голодать и холодать», но и «идти на смерть». Многоточие готовит нас к выводу. Создается образ «трёх берёз».

Этот образ Родины с её «тремя березами» пройдёт через всю военную поэзию Симонова. Происходит снижение высоких понятий. Мне кажется, что в таком приземлении понятия эти ничего не теряют – просто приближают к солдатскому ощущению жизни.

Мотив трёх берёзок не остался только симоновским. Вспомним Суркова, воспевшего «да синий бор, да жёлтые поля» в стихотворении «Родина». Все эти воспоминания о родных местах были обострены войной, усиливая любовь к большой Родине. Война поднимала высокие чувства с самого донышка души. Война заставила идти, а то и ползти по земле с её просеками и перелесками – сначала отступая, потом наступая. Не масштабы покидали и не масштабы отвоёвывали солдаты – каждую деревушку, пригорок.

Мне кажется, что, остро ощущая современность, Симонов решительно выступает против облегчённого изображения войны. Со свойственным его таланту обострённым чувством времени Симонов прямо и открыто говорит о реальностях войны и связанных с ними переживаниях. Более строгим, более конкретным стал образ Родины.

Стихотворение «Родина» помогло мне заново открыть чувство любви к родине. Образ «малой» родины в моём сознании оформился и утвердился под прямым воздействием симоновского стихотворения.

Чем мне ещё дорого это стихотворение? Наверное, тем, что здесь, на моём «клочке» земли, на моей «малой» родине, Симонов завещал развеять свой прах. Поэт писал: «У меня есть кусок земли, который мне век не забыть,- вот это поле за Могилёвом». Именно у стен моего города Симонов увидел людей, которые остановили врага, выдержали его удар и нанесли ему ответный. Я горжусь своей родиной. Горжусь её историей, её людьми.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: