Политика “гласности” и ее влияние на духовную жизнь общества




 

Наряду с экономикой также отставала как духовная, так и культурная жизнь страны. И если в экономике перестройка началась с постановки задач “ускорения” социально–экономического развития, то в духовной и политической сфере ее лейтмотивом стала “гласность”.

Термин “гласность” впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года в выступлениях М. С. Горбачева – “ без гласности нет, и не может быть демократизма”. (1) В январе 1987 года Горбачев на Пленуме ЦККПСС провозгласил новую политику – “гласность”.

Этот термин, как и сам курс на развитие гласности появилось как свидетельство новых подходов в политике, в условиях глухого сопротивления переменам со стороны номенклатуры, когда реформаторам потребовалось активнее опереться на общественное мнение.

С самого начала гласность вовсе не означало свободу слова. Предполагалось лишь создать систему постоянного и полного информирования трудящихся о положение дел на предприятие, в селе или городе, юридически закрепив право граждан, средств массовой информации, трудовых коллективов получать интересующие их сведения. (2)

Это движение первоначально шло под девизом: «Больше демократии, больше социализма!», «Возвращение к Ленину!». По замыслу реформаторов сама политика “гласность” должна была укрепить «социализм с человеческим лицом». Это была частичная свобода слова – разрешено было говорить только о том, что можно, о том, что было выгодно руководству.

Тем не менее, началось, раскрепощение сознания и его остановить было уже не возможно.

Начинается возрождение духовной жизни общества.

Положительным результатом политики гласности явилось то, что с 1986 г. было опубликовано множество литературных произведений, находившихся долгое время под запретом. Читатели получили возможность приобщиться к творческому наследию ученых и литераторов, считавшихся прежде сугубо «реакционными», покинувших страну или высланных за рубеж в годы советской власти. Появились первые публикации книг А.И. Солженицына и других диссидентов. Для них открываются не только границы СССР, но и ворота тюрем и спецлагерей. Был возвращен из ссылки академик А.Д. Сахаров, тут же включившийся в активную политическую деятельность.

Наряду с литературой политика гласности коснулась и кинематографии, изобразительного искусства, музыки, театра. Во всех творческих союзах

произошла смена прежнего, «рекомендованного» партийными инстанциями руководства. Годы перестройки были отмечены появлением множества антитоталитарных фильмов. На экраны вышли такие фильмы, как «Покаяние» режиссера Т.Е. Абуладзе, где переосмысливались исторические и нравственные устои жизни общества в советскую эпоху. Наметилось обращение деятелей культуры к дореволюционным событиям и судьбам исторических деятелей, в том числе к трагической гибели царской семьи. Новые популярные передачи появились на телевидении, транслировавшиеся в прямом эфире. Новшеством стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС, Съездов народных депутатов СССР, приковавшие внимание огромного количества людей. Стали проникать также лучшие литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу и истоки тоталитарного режима.(3)

Гласность позволяла народу выражать открыто свое недовольство. И главным насущным и злободневным вопросом стал вопрос о Сталине. Вокруг имени Сталина уже 30 лет шли горячие споры интеллигенции, переходившие и в печать. На экранах появлялись фильмы, резко осуждавшие «культ личности» (фильм Т. Абуладзе «Покаяние»). Журнал «Огонек» разоблачал не только Сталина, но и его соратников, и наоборот, защищал деятелей «ленинской гвардии». Все это вызывало огромный интерес общества и резкое противодействие у приверженцев коммунистической идеи.

Гласность способствовала резкому становлению различных идейных, политических, национальных, религиозных течений, групповых интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось, в конце концов, в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет, и казалось всем не только незыблемой, но и единственно правильной.

Несмотря на попытки сдерживания, СМИ отражают реальные проблемы жизни, начинают проявлять себя как четвертая власть. Борьба с “застоем”, “силами торможения” способствовала быстрой политизации и дифференциации советского общества.

Процесс переосмысления затронул общественные науки – философию, политэкономию, право.

Кроме внутренних проблем, “гласность” показала людям и западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у незначительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности.

Именно политика гласности, превратившиеся за годы перестройки из политического лозунга в мощное средство реформирования общества, во многом определяла необратимый характер перемен, раскрепостив сознание десятков миллионов. Гласность позволила гражданам страны сформулировать собственную позицию по ключевым вопросам жизни общества.


ЗАДАНИЕ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: