I. Общие требования безопасности




1. К занятиям по настольному теннису допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

· при падении на твердом покрытии;

· при нахождении в зоне удара;

· при наличии посторонних предметов вблизи стола;

· при неисправных ракетках;

· при игре на слабо укреплённом столе.

3. У преподавателя должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

4. Занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры.

5. Занятия должны проходить на сухой площадке или сухом полу.

 

II. Требования безопасности перед началом занятий

1. Надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой.

2. Тщательно проверить отсутствие посторонних предметов вблизи стола.

3. Провести физическую разминку.

4. Внимательно прослушать инструктаж по ТБ при игре в настольный теннис.

 

III. Требования безопасности во время занятий

1. Во время занятий вблизи игровых столов не должно быть посторонних лиц.

2. При выполнении прыжков, столкновениях и падениях игрок должен уметь применять приёмы само страховки.

3. Соблюдать игровую дисциплину.

4. Не вести игру влажными руками.

 

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю - тренеру.

2. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся тренеру.

3. Все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

 

V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.

2. Снять спортивную форму и спортивную обувь.

3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

4. О всех недостатках, отмеченных во время занятия-игры, сообщить преподавателю.

 

2 вопрос - Правила игры, виды соревнований, инвентарь и оборудование.

 

Игра начинается с подачи мяча одним из игроков (по жребию). После удара ракеткой по мячу он должен сделать отскок от стола на стороне подающего, перелететь сетку, не задев ее, и коснуться стола на другой стороне. При подаче играющий, а также его ракетка и мяч должны находится за задней линией стола. Подача считается неправильной, если мяч подан над столом или с ходу. Принимающий отражает отскочивший на его стороне мяч обратно на сторону подающего; тот, в свою очередь, отправляет его на сторону принимающего, и так продолжается до тех пор, пока кто-либо из игроков не допустит ошибки. Каждая ошибка дает противнику 1 очко. Играющий выигрывает очко если противник: неправильно подаст мяч; отразит мяч с лета до его прикосновения к столу; отразит мяч за пределы стола; не сможет принять правильно посланный мяч; отражая мяч, тронет его ракеткой более одного раза или поймает мяч на ракетку, а потом бросит его; коснется мяча во время розыгрыша любой частью тела, находящейся над столом, или заденет сетку, стойку стола. После каждых 2 очков, подача переходит к принимавшему. Партия считается выигранной после того, как один из игроков наберет 11 очков, при перевесе не менее чем в 2 очка. При счете 10:10, подачи чередуется после каждого очка. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подач. Игра состоит из 5 или 7 партий.

Правила парной игры:

*Стол разделен вдоль, белой полосой на зоны (две с каждой стороны). При подаче мяч должен удариться в правую зону своей половины и левую зону половины соперника, другими словами мяч должен быть подан по диагонали.

*Партнёры должны отбивать мяч по очереди. Например, после того, как подающий подал мяч, и отбивающий его отбил, следующий удар должен быть произведён партнёром подающего, а следующий партнёром принимающего и т. д.

*При парной игре при переходе подачи, игрок принимавший мяч становится подающим, а партнёр игрока, подававшего мяч становится принимающим.

Виды соревнований

Соревнования по настольному теннису подразделяют на: − личные, в которых результаты личных встреч засчитывают каждому участнику отдельно;

− командные, в которых результаты личных встреч участников команды засчитывают команде в целом;

− лично-командные, т. е. такие личные соревнования, в которых результаты засчитывают одновременно каждому участнику отдельно и команде в целом;

Каждый вид соревнований может состоять из личных встреч:

− одиночные: мужские, женские;

− парные: мужские, женские, смешанные.

 

Возраст участников.

Соревнования проводят по следующим возрастным группам:

− младшие юноши (мальчики и девочки) – не старше 12 лет;

− старшие юноши (юноши и девушки) – не старше 15 лет;

− юниоры (юноши и девушки) – не старше 18 лет;

− молодежь (юноши и девушки) – не старше 21 года;

− взрослые (мужчины и женщины) – старше 21 года;

− ветераны (мужчины и женщины) – старше 40 лет.

 

 

Инвентарь, оборудование.

Теннисный стол

 

Ракетка.

Ракетки для настольного тенниса выбирают в зависимости от физиологических особенностей и манеры игры. Ракетки могут быть любого размера, формы и веса, но основание должно быть твердым и плоским. Самые популярные размеры ракетки: длина 26 – 30 см, ширина 15 – 17 см, вес 160 – 200 г. Игровую часть называют зеркалом. По правилам состязаний, накладки на ракетке должны быть разного цвета. За ракеткой необходимо ухаживать: беречь от механических повреждений, хранить вдали от солнечных лучей (лучше всего в чехле) и время от времени протирать накладку ватным тампоном, смоченным водой.

 

Мяч

Играть в настольный теннис нужно круглыми мячами оранжевого или белого цвета диаметром 40 мм и весом всего 2,5 грамма. Они классифицируются по степени качества и обозначаются звездами – от 1 до 3.

3 вопрос - Истории развития настольного тенниса

 

Считается, что игра с ракеткой и маленьким мячом, отдаленно напоминавшая теннис, впервые возникла еще в Египте около 2,5 тыс. лет назад. Игры с мячом, который перебивали через сетку ракетками, были известны в Древней Греции и Древнем Риме.

Прообраз современного тенниса - игра, возникшая в XIII-XIV веках во Франции, Италии и Англии. В ней мяч отбивали через сетку надетой на руку рукавицей или деревянным щитом. Ракетки появились ближе к XVI веку, мячи делали из кожи, набивая их тряпками, опилками или травой. Современное название "теннис" происходит от французского "tenez", означающего "держи", "лови" и служащего для привлечения внимания принимающего игрока. Существует версия происхождения слова "теннис" и от измененного слова "tamis", что в переводе с французского означает "сетка".

Более похожая на современный теннис игра появилась в 1873 году и получила название "Сферистика". Ее придумал майор британской армии Уолтер Уингфилд (Walter Clopton Wingfield) для развлечения своих гостей на приемах в особняке в Уэльсе. Он же разработал площадку (корт) для этой игры. Годом позже, 23 февраля 1874 г. Уингфилд получил патент № 685 на этот корт. Эту дату принято считать датой появления тенниса.

Принято считать, что своим рождением настольный теннис обязан неустойчивой английской погоде. На мокрых лужайках невозможно было играть в теннис, вот и появилась его миниатюрная копия для гостиных. Вначале играли на полу. Позднее стали играть на двух столах, расположенных на некотором расстоянии один от другого. Прошло еще немного времени, и столы были сдвинуты, между ними натянули сетку. Однако только в 1891 году англичанин Чарльз Бейкстер подал заявку на изобретение и получил патент за номером 19070 на игру, получившую название «пинг-понг». Это название произошло от характерного звука пробкового мяча, ударяющегося о стол и ракетку.

Простой инвентарь, а главное — небольшие размеры площадки позволяли играть везде, где угодно. Это предопределило популярность настольного тенниса, который в короткие сроки стал излюбленной салонной игрой в Англии. Игра захватила. Современники пишут, что даже в английских ресторанах можно было стать свидетелем забавных сценок: молодые аристократы, вооружившись крышками от сигарных ящиков, весело перебрасывались со стола на стол пробками от винных бутылок, стараясь имитировать лаун-теннис. Вскоре там же были созданы и первые правила игры, по которым одна партия велась до 30 очков. Интересно, что играли в вечерней одежде: женщины — в длинных платьях, мужчины — в смокингах. Итак, как и многие другие спортивные игры, настольный теннис (или пинг-понг) пришел из Англии. Все большее число стран Европы, Азии, Африки захватывала пинг-понговая эпидемия.

Мощный толчок в развитии настольный теннис получил в 1894 году благодаря изобретению английского инженера Джеймса Гибса. Он ввел в игру целлулоидный мяч — легкий и упругий, что позволило значительно уменьшить вес ракетки. Вместо ракеток со струнами появились фанерные ракетки с укороченной ручкой. Затем фанеру стали покрывать слоем пробки, чтобы улучшить отскок мяча. Начали применять и новые материалы для оклеивания игровой поверхности: пергамент, кожу, велюр и другие. Потом на ракетку стали наклеивать резину.

Постепенно пинг-понг становился не просто салонным развлечением, а спортивной игрой. Начали проводиться официальные турниры. Первые официальные соревнования — чемпионат английской столицы состоялся в декабре 1900 года в Вестминстерском аббатстве в зале «Ройял Эквэриум». В турнире приняло участие 300 игроков, что само по себе уже свидетельствовало о большой популярности настольного тенниса. Затем, в 1901 году, в Индии прошло первое международное соревнование.

В результате энергичной деятельности доктора Георга Лемана в Берлине в январе 1926 года была создана Международная федерация настольного тенниса, председателем которой стал Айвор Монтегю.

В декабре того же года в Лондоне состоялись международные соревнования, которые Международная федерация постфактум признала первым чемпионатом мира в связи с тем, что в них приняли участие индийские теннисисты. Чемпионами стали венгерские теннисисты: в мужском личном первенстве доктор Р. Якоби, у женщин — М. Меднянская. В конце XIX века настольный теннис появился в России.

4 вопрос - Основные направления физической подготовки теннисистов.

Для всестороннего физического развития теннисиста используются общеразвивающие упражнения, специальные упражнения и дополнительные виды спорта: лёгкая атлетика (бег на короткие дистанции, старты, прыжки), конькобежный спорт, гимнастика и др. Все эти физические упражнения включаются в занятия, в подготовительную его часть, с учётом состояния здоровья, индивидуальных качеств и состояния физической и спортивно- технической подготовленности на данный период. Под влиянием упражнений укрепляется и развивается мускулатура, улучшается деятельность сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

Особое значение для игрока в настольный теннис имеют общеразвивающие и специальные физические упражнения. Ими надо заниматься систематически. Только многократное повторение специальных упражнений (имитационные упражнения, упражнения на велоколесе, упражнения с отягощениями и т.д.) даёт положительный результат в процессе обучения теннисиста. В этой связи предлагаем основные направления и рекомендации по развитию физических качеств, необходимых теннисисту.

Развитие силы. Развивая силу мышц у теннисистов, необходимо учитывать специфику этой игры, требующей ловкости, быстроты и выносливости. Поэтому излишнее увлечение упражнениями, развивающими собственно силу, может лишить движения эластичности, притупить остроту чувства мяча. Упражнения должны быть разнообразными и равномерно развивающими все группы мышц. Упражнения, развивающие силу, следует чередовать с упражнениями, способствующими развитию гибкости, эластичности и координации движений.

Развитие быстроты. Чрезвычайно важным физическим качеством в настольном теннисе является быстрота реакции. В игре теннисист должен быстро оценивать обстановку, быстро реагировать, стартовать, быстро делать замах, быстро двигаться, быстро менять направление перемещений и т.д.

Развитие ловкости. Ловкость - это умение легко, быстро и эффективно совершать самые разнообразные движения, пользуясь арсеналом технических приемов и способов игры. Теннисист должен свободно владеть своим телом, чтобы выполнять серии ударов из разных положений на большом расстоянии от стола, делать быстрые броски на укороченные мячи, иногда преодолевая расстояния в 4-5 м. и отражая мяч, посылать его в наиболее уязвимое место противника.

Развитие выносливости. Значение выносливости в настольном теннисе огромно. Очень часто игроки, владеющие хорошей техникой и недостаточной выносливостью, блестяще выигрывали первые партии, а во второй половине встречи теряли точность удара, у них ослабевало внимание, нарушалось нормальное дыхание, увеличивалась потливость.

Принято различать общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью следует понимать способность организма к длительной работе, а под специальной, или скоростной выносливостью, способность в течение определенного времени выполнять работу с наибольшей интенсивностью.

Развитие гибкости. Игра в настольный теннис требует эластичности мышц всего тела, и особенно туловища и игровой руки. Играя в быстром темпе, теннисистам часто приходится отражать удары, не сходя с места, делая повороты и наклоны туловища. Гибкость развивается с помощью упражнений на растягивание, маховых движений, специальных гимнастических упражнений для плеча, локтя, кисти и пальцев. Выполнять их следует очень осторожно, так как чрезмерная нагрузка может привести к разрыву мышц и связок. Гибкость развивается медленно, постепенно. Сохранение этого качества на должном уровне требует регулярной тренировки.

 

5 вопрос. – Ошибки при обучении настольному теннису и их исправления. Переигровка.

1. При подаче не попадает ракеткой по мячу.

- уменьшить расстояние для наброса мяча;

- выполнять упражнение медленно;

-выполнять необходимое количество повторов за несколько приемов.

2. Ракетка подходит к мячу игровая поверхность раскрыта.

-следить за положением ракетки перед ударом: ракетку поставить в положение назад вниз, ребро ракетки смотрит на сетку;

-следить за положением кисти при ударе;

-зафиксировать начало выхода ракетки на мяч, несколько раз выполнить ударное движение вместе с рукой ребенка с необходимым усилием;

3. Вес тела остается на задней ноге.

- выполнять перекаты с ноги на ногу;

- выполнять имитацию ударов с перекатом вперед.

Основные ошибки Причина Исправление
Ракетка подходит к мячу игровая поверхность раскрыта Слабая кисть -следить за положением ракетки перед ударом: ракетку поставить в положение назад вниз, ребро ракетки смотрит на сетку; -следить за положением кисти при ударе; -зафиксировать начало выхода ракетки на мяч, несколько раз выполнить ударное движение вместе с рукой ребенка с необходимым усилием; -катить мяч по площадке, игровая поверхность ракетки наклонена к полу. -двигать по полу кубик, игровая поверхность ракетки наклонена к полу.
После удара ракетка прижимается к туловищу, не уходит за плечо Не работают плечи -выполнять движение удара по удочке впереди себя с проводкой -катить мяч по скамейке ракеткой с акцентом на разворот плеч.
Слишком большой замах, остановка ракетки в точке удара и маленькая проводка Нет ритма в движении удара -считать («раз», «два», «три») при выполнении удара; -выполнять удары по удочке впереди себя. - выполнять движение без замаха, делать проводку; -катить мяч по скамейке ракеткой с длинной проводкой.
Вес тела остается на задней ноге Не контролирует баланс тела -выполнять перекаты с ноги на ногу; - выполнять имитацию ударов с перекатом вперед.
Шагает одноименной ногой вперед Не контролирует ноги - выполнять имитацию с шагом вперед разноименной ногой; -шагать вперед на монетку.
Скачет в момент удара Не контролирует баланс при ударе -поставить в полуприсед в полуоткрытой стойке, распрямляться в момент удара, ноги не отрывать от пола.

 

Переигровка.

Розыгрыш переигрывается, если:

- при подаче мяч, пролетая "над или вокруг" комплекта сетки, коснется его (при условии, что во всех других отношениях подача выполнена правильно) или принимающий (или его партнер) помешает мячу;

- подача выполнена, когда принимающий (пара) не готов к приему мяча, при условии, что никто из принимающих не пытался отбить мяч;

- ошибка при выполнении правильной подачи, правильного возврата или какого-либо другого требования правил игры произошла помимо воли игрока;

- игра прервана судьей или судьей-ассистентом.

Игра может быть остановлена:

- для исправления ошибки в очередности подачи, приема или смены сторон;

- введения правила активизации игры;

- предупреждения или наказания игрока;

6 вопрос. Классификация ударов

1 - удары без вращения;

2 - удары с нижним вращением;

3 - удары с верхним вращением;

4 - подачи.

К первой группе отнесены удары без вращения. При выполнении такого удара мяч, отскочивший от ракетки, не имеет вращения и летит по пологой траектории. К такому типу ударов относятся толчок, подставка, скидка. Движение при выполнении таких ударов выполняется в «лоб» шара.

Ко второй группе отнесены удары с нижним вращением. При выполнении такого удара мяч после соударения имеет нижнее вращение, т.е. его вращательная и поступательная скорости противоположны. К такому типу ударов относятся срезка, подрезка, свеча, скидка. Движение руки при выполнении такого типа ударов выполняется, как правило, сверху-вниз-вперед.

К третьей группе относятся удары с верхним вращением. При выполнении такого удара мяч, отскочивший после соударения от ракетки, имеет верхнее вращение, т.е. его вращательная и поступательная скорости совпадают. К такому типу ударов относятся накат, топ-спин, завершающий удар, свеча, скидка. Удар по мячу выполняется по касательной снизу-вверх вперед.

К четвертой группе относится – подача. Подача это начальный удар, при котором игрок набрасывает мяч сам и направляет его не через сетку, а первый удар выполняется в свою половину. Подачи сложны в исполнении и многообразны как по виду движений, так и по видам вращений.

В каждом из перечисленных ударов выделяют варианты их выполнения, отличающиеся по: - высоте точки удара (низкая, средняя, высокая);

- по вращению, придаваемому мячу (плоский, крученый, резаный);

- по направлению, в котором посылается мяч на сторону соперника (по прямой, по диагонали, в центр стола (полудиагональ) и косо (когда мяч вылетает за боковую линию стола);

 

Практика

7 вопрос - Методика обучения владения теннисной ракеткой.

 

Чтобы легче и быстрее приручить ракетку, можно использовать различного рода упражнения.

1. Набивание мяча. Подбросить мяч на ракетку и продолжать подбивание мяча снизу, горизонтально расположенной ракеткой, примерно на уровне пояса. Сначала одной стороной, потом другой, а затем поочередно левой и правой стороной.

2. Игра у стенки. Встаньте у стенки на расстоянии 3-4 метров в пол-оборота направо и, слегка подбросив мяч рукой без ракетки, ударьте по нему ракеткой таким образом, чтобы мяч ударился о стену и долетел до вас. При этом вначале можно мяч ловить неигровой рукой после каждого удара, а затем, по мере освоения этого несложного технического элемента, можно продолжить повторные удары ракеткой без остановки, на количество ударов.

Комплекс упражнений. Жонглирование мячом правильным хватом ракетки:

- одной стороной ракетки;

- другой стороной;

- поочередно;

- игра о стену слета;

- игра о стену после отскока от пола;

- перебрасывание мяча ракетками (как в бадминтоне).

- При жонглирование ракетка должна находиться на уровне пояса, а мяч должен подлетать до уровня головы.

=Упражнения с мячом, выполняемые рукой: отбивание ладонью, подбивание на ладони, отбивание, катание, ловля мяча. Отбивание мяча об пол.

=Отбивание об пол двумя сторонами ракетки.

=Отбивание мяча об пол с различными перемещениями: зигзаг, змейка, челнок и т.д.

=Подбивание мяча на ракетке, через раз мяч падает на пол

=Подбивание мяча в паре, через удар мяч падает об пол.

=Подбивание мяча на ракетке, мяч падает на пол через 3-4 раза.

=Подбивание мяча на ракетке, мяч не падает на пол.

=Подбивание мяча вверх двумя сторонами ракетки, мяч не падает на пол.

=Подбивание мяча на ракетке с подсечкой (подрезкой).

=Подбивание мяча с подсечкой одной и другой сторонами ракетки.

=Подбивание мяча ребром ракетки.

=Подбивания мяча на ракетке с различными перемещениями: вращение вокруг своей оси, движением по различным траекториям: зигзагу, змейкой, челноком и т.д.

=Дорожка для упражнений с мячом: выставляется несколько конусов, на каждом участке свое задание - отбивания об пол, подбивания на ракетке и т.д.

8 вопрос – Методика обучения стойки теннисиста.

 

Принятие правильной стойки означает, что спортсмен расставил ноги шире плеч, немного согнув их в коленях, сдвинув их внутрь, стоит на полной стопе, носки несколько разведены в стороны, чуть наклоняясь вперед. Каждый играющий выбирает удобную для себя стойку. Это зависит от роста, физических возможностей, координации движений, особенностей стиля игрока. Для быстрого овладения правильной техникой передвижения, необходимо принять правильное удобное исходное положение, от этого зависит качество удара и быстрота передвижений.

В нейтральном положении теннисист обычно стоит лицом к столу, ноги на ширине плеч или чуть шире, носки несколько разведены в стороны, пятки приподняты, вес тела приходится на носки, ноги согнуты в коленях, которые слегка направлены внутрь.

Туловище слегка наклонено вперёд, плечи раскрепощены, рука, держащая ракетку, согнута под прямым углом и находится поднятой, взгляд направлен вперёд, чтобы следить за полётом мяча. Такое исходное положение позволяет быстрее всего и с наименьшими затратами сил переместиться в нужном направлении.

Комплекс упражнений.

- Перемещения со сменой направления. Прыжки с правой на левую ногу с остановкой (балансом на каждой ноге). Движение с остановкой по сигналу.

 

9 вопрос – Методика обучения ПОДАЧИ

Подача является первым разыгрывающим ударом и с нее начинается розыгрыш очка.

Техника выполнения подач состоит из двух частей: подброса мяча и самого удара.

Мяч подбрасывается с открытой ладони, при этом большой палец отставлен в сторону, а остальные четыре пальца вытянуты и плотно сомкнуты. Обязательно следи, чтобы рука с мячом не опускалась ниже уровня стола, не пересекала продолжение задней линии стола и не находилась бы над столом – в этом случае подача будет считаться неправильно поданной. Мяч подбрасывается на любую высоту, но не ниже 16 см, так чтобы соперник мог его увидеть, и было удобно замахнуться и 11 выполнить подачу. С помощью подачи мячу можно придавать различные направления вращения.

 

 

Разновидности подач.

Подача слева с низким подбросом. Исходное положение при подаче слева в левой части стола, примерно в 30 см от стола, однако можно регулировать эту стойку в зависимости от роста спортсмена. Правая нога немного впереди, левая немного сзади. Туловище слегка наклонено влево. Ладонь руки, на которой лежит мяч, выпрямлена, мяч – в центре ладони; она расположена за задней линией, причем немного выше поверхности стола.

Подача слева с верхним вращением шарика.

Основные движения: a) исходное положение и подготовительная фаза к подаче такие же, как мы уже говорили. Мяч легко подбрасывается вверх; одновременно с этим руку с ракеткой отводят назад для замаха, плечо естественно опирается на правую сторону туловища; б) удар выполняют по опускающемуся мячу, когда он находится ниже сетки. Осью для руки, держащей ракетку, является локоть. При горизонтальном движении предплечье развивает усилие вперед для удара по мячу; c) при соприкосновении с мячом плоскость ракетки немного наклонена вперед; ракетка соприкасается с мячом верхней частью – чуть выше середины, в результате чего мяч быстро движется вперед, причем с определенным верхним вращением; д) после отрыва мяча от ракетки отскок должен совершиться вблизи задней линии стола.

Подача слева с нижним вращением шарика.

Основные движения: a) большой палец с силой надавливает на левый край ракетки, чтобы плоскость ее немного запрокинулась назад. Перед подачей предплечье отводят назад-вверх для замаха; б) удар по мячу выполняют, когда мяч опускается ниже сетки. Предплечье быстро движется вперед-вниз и с силой выполняет удар по мячу. Ракетка соприкасается с мячом нижней частью середины, в результате мяч стремительно движется вперед с определенным нижним вращением; c) в момент соприкосновения ракетки с мячом кисть должна слегка усилить движение удара; д) первый отскок мяча должен быть вблизи задней линии стола.

Подача слева с нижним вращением и без вращения

Основные движения: a) исходное положение то же, что и раньше. Эту подачу предпочитают игроки, пользующиеся горизонтальной хваткой. При соприкосновении с мячом ракетка расположена вертикально, мяч как бы скользит по ней снизу вверх, причем сила прилагается в направлении вперед-вниз, чтобы придать мячу вращение; б) при касании мяча плоскость ракетки расположена вертикально, отталкивает мяч, чтобы не придавать ему вращения.

Подача с высоким подбросом.

Главная особенность этой подачи заключается в том, что мяч подбрасывается на высоту 2 – 3 м и выше; При подаче с высоким подбросом прежде всего нужно обращать серьезное внимание на устойчивость полета мяча, стараться, чтобы мяч был брошен вверх как можно более вертикально, чтобы он опустился впереди-справа от спортсмена.

 

10 вопрос – Методика овладения техникой передвижения игры в настольный теннис.

В игре теннисисты чаще пользуются при перемещении следующими разновидностями перемещений: одношажный способ – шаги, переступания и выпады; двушажный способ – скрестный и приставные шаги.

1. Прежде чем выполнить удар, необходимо принять правильное исходное положение, от этого зависит не только качество удара, но и быстрота передвижений.

2. При перемещениях сохранять основную стойку теннисиста или же принимайте её в момент перед приземлением ног.

3. При использовании различных способов передвижений в различных направлениях следите, чтобы центр тяжести приходился на носки и переносился в направлении удара.

4. После выполнения каждого удара кратчайшим путем возвращайтесь к середине стола и готовьтесь к отражению следующего удара.

5 Передвигаться у стола, не суетиться, двигаться легко, избегать лишних движений, не делайте двух шагов, если можно сделать один. Лишние движения отнимают драгоценное время, мешают правильной подготовке к удару.

6. Учиться передвигаться разнообразно, в разных направлениях, делать повороты в стороны, это повысит мастерство.

7. Постоянно совершенствовать специальные физические качества – скорость, гибкость, выносливость, координацию движений, особенно равновесие, так как большая часть передвижений в настольном теннисе выполняется стремительно, динамично и требует больших затрат сил.

8. Не жалеть времени и внимания на освоение рациональных способов передвижений, так как умение правильно, рационально и быстро передвигаться – ключ к успеху в игре.

Комплекс упражнений:

- Перемещения со сменой направления. Прыжки с правой на левую ногу с остановкой (балансом на каждой ноге). Движение с остановкой по сигналу.

-выполнение стоек и передвижений под руководством преподавателя;

- рациональные стойки для ударов слева, справа;

- позиции у стола: ближняя, средняя, дальняя;

- выпады вправо, влево, вперед, назад;

- шаги: одиночные, двойные, приставные, прыжки.

- прыжки на скакалке серией на двух и одной ногах.

- упражнения на координацию (игра «Зеркало», прыжки с одновременной и попеременной работой рук).

11 вопрос - методика обучения овладения техникой наката,

Накат относится к нападающим ударам и считается одним из основных технических приемов игры. Играть в более быстром темпе, менять направление и силу вращения мяча, что дает возможность быстрее одержать победу над соперником.

Рука с ракеткой при замахе согнута в локте под углом 100 - 110° как для наката справа, так и слева. Переразгибание руки в локтевом суставе затруднит быстрое и точное выполнение удара, а слишком маленький угол сократит амплитуду движения.

При замахе «нос» ракетки чуть опущен, а сама ракетка должна находиться на уровне игровой поверхности стола или чуть ниже. После окончания удара «нос» ракетки поднят вверх, а сама она оказывается у головы на уровне глаз или чуть ниже. 4 Удар по мячу выполняется в высшей точке отскока перед собой так, чтобы удар происходил в вершине равностороннего треугольника, который образуют стопы ног и ракетка. 5 Движение выполняется плавно, с постепенным ускорением. Наибольшая скорость движения должна быть в момент соударения ракетки с мячом.

Комплекс упражнений:

- игра накатом справа о стену;

- игра накатом справа на столе по диагонали против подставки, против наката справа;

- игра накатом справа по прямой против подставки.

 

12 вопрос – методика обучения овладение техникой «топ - спина».

Особенность «топ-спина» состоит в сильном верхнем вращении мяча и высокой надежности удара.

Для топ-спина характерен большой замах, как правило, вытянутой рукой. Выпрямление ее в начале движения позволяет увеличить и сам замах, и скорость ракетки с помощью усилия предплечья и кисти. Движение руки при топ-спине в отличие от удара накатом почти полностью направлено вверх, а удар по мячу носит скользящий характер.

При выполнении топ-спина справа замах необходимо выполнять из правосторонней стойки с большим разворотом плеч и отведением выпрямленной руки чуть назад. Это позволит вложить в движение больше энергии. Для создания большего замаха при выполнении топ-спина слева руку с ракеткой чуть выпрямите и опустите до левого бедра, а плечи разверните так, чтобы оказаться правым боком к столу. Ноги расставлены немного шире обычного и согнуты в коленях. Такое положение при замахе позволяет использовать силу руки, туловища и ног.

Для придания мячу большего вращательного и поступательного движения перед началом удара ноги согнуть больше чем при накате, как бы подсев под мяч, а в момент удара активно их разогнуть с одновременным переносом тела вперед с одной ноги на другую.

Чтобы придать наибольшую скорость руке с ракеткой, в момент взаимодействия с мячом активнее работайте кистью и предплечьем.

Ударяйте по мячу при выполнении топ-спина по касательной. Чем тоньше сцепление мяча с ракеткой, тем лучше контролировать по звуку и характеру отскока мяча на стороне соперника. Удар должен быть почти беззвучным, с легким шуршанием, а отскок быстрым и невысоким,

Чтобы придать мячу нужную траекторию и направление полета, рука с ракеткой должна обогнать мяч.

После выполнения топ-спина старайтесь как можно быстрее занять новую исходную позицию, подготовиться к выполнению следующего удара.

Комплекс упражнений

- имитация топ-спина справа и слева под наблюдением тренера;

- имитация топ-спина справа и слева на велосипедном колесе;

- разучивание топ-спина справа и слева на столе против подрезки, наката, посылаемых тренером.

 

13 вопрос – методика обучения овладения техникой подставки,

Подставка – один из основополагающих технических приемов теннисистов, выполняющих быстрые атакующие удары. Особенность техники подставки состоит в том, что теннисист играет вблизи стола. Он малоподвижен, скорость мяча высокая, поэтому отмечается частая смена направлений полета мяча. При овладении техникой подставки и применении ее в игре необходимо учиться придавать мячу большую скорость, силу, направлять удар в различные точки площадки соперника, придавать игре «вязкий» характер.

Различают два способа подставки справа: отбивание мяча и быстрый толчок. Отбивание мяча справа главным образом используют для борьбы с мячами, имеющими дугообразную траекторию полета и вращение, вблизи сетки справа.

Быстрый толчок используется главным образом для борьбы с мячами соперника справа имеющими высокую траекторию полета и вращение, а также невысокую скорость полета.

До выполнения подставки теннисист не должен отводить ракетку назад; расстояние, с которого наносят удар, должно быть небольшим – это придает ему еще большую силу.

Когда плечо и локоть игрока отходят от правого бока, ракетки отклоняется от вертикального положения, что влияет на скорость и силу удара толчком.

При выполнении подставки толчком не рекомендуется совершать повороты для придания удару дополнительной силы.

Не следует постоянно прибегать к перемещениям в ограниченном пространстве, чтобы определить правильное положение удара.

При излишней подвижности кисти постоянно меняется угол, под которым наносится удар по мячу, или игрок оказывает на него преждевременные усилия.

Комплекс упражнений - имитация подставки справа и слева под наблюдением преподавателя;

- разучивание подставки справа и слева на столе против топ- спинов, посылаемых напарником;

Техника выполнения подставки:

· следить, чтобы ракетка в момент удара находилась над столом, выше его поверхности или над крайней белой линией стола;

· не принимать мяч слишком вытянутой рукой далеко от себя, это затруднит контроль за полетом мяча; — стараться выполнять удар по восходящему мячу или в высшей точке его отскока;

· оценивать скорость и силу вращения приходящего мяча и правильно выбирать угол наклона при ее подведении к мячу;

· используя подставку, стараться возвратить мяч на сторону соперника быстро и в неудобное для него место.

 

 

14 вопрос – методика обучения овладения техникой подрезки.

Для техники подрезки характерно наличие двух особенностей жесткий удар и активность при выполнении удара. Жесткий характер подрезки проявляется главным образом в том, что удар наносится в большинстве случаев по опускающемуся мячу на значительном удалении от стола.

Активный характер подрезки объясняется ее вариативностью: справа и слева, с различной силой вращения, различными направлениями полета мяча как по ширине, так и по длине стола. Это, как правило, ставит соперника в затруднительное положение при атаке, создает ситуацию, которая вынуждает его к пассивным действиям, возможен и промах.

Перед выполнением подрезки игрок делает большой замах назад-вверх так, чтобы обеспечить достаточное расстояние между ракеткой и точкой, с которой осуществляют удар по мячу, необходимое для придания ускорения. Колени должны быть согнуты неско



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: