Укороченная базилика, увенчанная куполом и обращенная на Восток алтарем, явилась самым подходящим типом храма для богослужения в Византии (прил №1). Называлась такая композиция крестово-купольной.
Этот вид храмов был очень популярным. Очень интенсивно менялись архитектурные вкусы, предпочтения, архитектурное искусство также не стояло на месте, а делало большие шаги вперед. Внешний вид храмов также претерпел изменения. В 324 году Константин Великий переносит столицу греческой империи из Рима в Византию и активно ведет там строительную деятельность, в частности, храмы. В это же самое время появляются храмы в византийском стиле при сохранении ведущей роли базилики.
Каждый храм в Византии должен был принимать определенную форму, сильно напоминающую примитивный корабль в форме простого четырехугольника с небольшим выступом у входа и закруглением на противолежащей стороне (прил.№2). Эта особенность имела следующее объяснение: христиане почитали катакомбы и расположенные в них церкви. И это неудивительно, ведь эти катакомбы были для них своеобразной защитой во время гонений, а также местом для похорон умерших и совершения богослужений.
Планировка храма была проста и незамысловата: квадратное здание делилось рядом столбов на нефы, идущие от входа к алтарю (прил.№2). Их количество составляло не более семи, при этом ширина главного нефа значительно превышала ширину других. В самом центре здания симметрично стояли четыре ведущих столба, поддерживающие купол. Они же выполняли еще одну важную функцию – на них опирался поперечный неф (трансепт), а он путем пересечения с центральным нефом образовывал средокрестие – квадратное пространство под куполом. Со столбов на стены перекинуты арки, несущие полуцилиндрические своды.
|
Вход в храм, обрамленный порталом, располагался строго с западной стороны, на противоположной, восточной, стороне находился алтарь, который считался символом Церкви земной, где и происходило богослужение (прил.№2). На алтаре размещался престол (возвышение), на котором происходило таинство евхаристии – пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Рядом были установлены жертвенник и дьяконник – помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд. С IV века появилась алтарная преграда, отделяющая алтарь от основного помещения. Кроме этого алтарная преграда как бы загораживала священнослужителей от мирян во время службы, придавав тем самым евхаристическому действу торжественность и таинственность.
Около алтаря находились выступы – апсиды, которые были покрыты полукуполами – конхами.
Византийский храм внутри и снаружи всегда был богат росписями (прил.№3). Но это были непросто рисунки - роспись храма отражала во всем многообразии сущность христианского учения. Персонажи Священной истории располагались в строго соблюденном порядке: пространство храма было поделено на две зоны – “небесную” и “земную”. В “небесной” части было изображалось царство Христа и небесного воинства, на барабане храма – были нарисованы апостолы, на главных столбах – четыре евангелиста (стопы евангельского учения). В “земной” части храма, на апсиде была изображена Богоматерь, заступница всех людей перед Богом. Эти зоны состояли их двух групп ярусов – группа верхних ярусов заполнена сценами из земной жизни Христа, чудесами и страстями, а группа нижних ярусов заполнялась изображениями Отцов Церкви, мучеников и праведников, возносившими вместе с прихожанами молитвы Богу.
|
Значительное внимание во внутреннем убранстве храма уделялось свету и цвету. Свет являлся важнейшей категорией гносеологии, мистики и эстетики, а цвет византийцы трактовали как материализованный объект. Цвет в архитектуре византийских храмов играл большую роль - являлся могучим возбудителем мистического и сверхсознательного. Византийские зодчие выделяют пять основных цветов: пурпурный – символ достоинства Бога и императора; красный – символ жизни византийского народа и цвет крови доблестных воинов; белый – символ чистоты и красоты; черный – символ смерти, конца земного; зеленый – символ юношества и цветения; голубой – символ мира.
Разработка центрально-купольной системы – одно из основных этапов постройки храма в византийском стиле.
Свод и купол храма – черты, которые отличают византийскую архитектуру от архитектуры других стран. У куполообразных сооружений потолки имеют круглую форму. Свое начало такая система получила еще в дохристианские времена, а широкое применение нашла еще в Риме, но самое блестящее развитие получила в Византии.
В X веке начался переход к строительству зданий центричной композиции и начали активное разрабатываться новые конструкций. Здесь и заняла ведущее место ведущее место разработка купольных и сводчатых конструкций. Своды и купола возводились восточными строителями без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была более подходящим материалом т.к считалось, что именно использование плинфы делает здание более сейсмоустойчивым.
|
Самой удобными формами перекрытий в храме оставались полусфера и цилиндрический свод, одним концом закрепленные в геометрическом центре пролета, а другим концом отмечали положение каждого ряда кладки.
Если в IV веке купол храма строился достаточно низко, покрывал всю вершину здания, опирался на стены здания и не имел окон, то позже в целях безопасности и комфортности его начинают устанавливать выше и на особых столбах. Стенки купола из сплошных превращаются не сплошными, а прерывающимися легкими столбиками для облегчения тяжести. Теперь он начинает представляться широким небесным сводом, местом невидимого пребывания Господа. С внутренней и внешней стороны купол украшают колонками с художественными верхушками или капителями. Немного позже вместо одного купола на храме строится уже несколько куполов.
Купол храма опирался на барабан со световыми окнами, который свою очередь основывается на четырех главных столбах. По центру располагался главный большой купол, символизирующий Христа, а рядом с главным куполом располагались купола, меньшие по размеру, количество которых составляло от 4-х до 12-ти (главный образ символизирует Христа, 5 куполов – Христа с евангелистами, 13 куполов – Христа с апостолами).
Купол венчался парусным сводом, и чтобы уравновесить систему парус-купол, в схему здания вводили дополнительные объемы, которые завершались сводами или полукуполами, они, в свою очередь, погашали распор центральной конструкции. Именно по такому принципу складывались все конструктивные системы Византии. На их основе были разрабатывались типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестово-купольные храмы.