Спасский Собор в Чернигове




Следующий этап монументального строительства начался на Руси в 30-х гг. XI в. Страна была в это время разделена на две части между сыновьями князя Владимира – Мстиславом и Ярославом. Раньше началось строительство в стольном городе Мстислава – Чернигове, где был заложен Спасский собор. Впервые город упоминается в “Повести временных лет” под 907 г., когда киевский князь Олег в результате успешного похода на Византию обязал греков “даяти уклады на руския грады: первое на Киевъ, та же на Чернигов, на Переаславь, на Полтескъ, на Ростов, на Любечь и на прочая грады: по тем бо городомъ седяху велиции князи под Олгом сущее”[4]. Статья Лаврентьевского летописного списка под 1036 г. (Ипатьевского – под 1034) сообщает о смерти черниговского князя Мстислава Владимировича и о погребении его в Спасском соборе, когда стены храма были выведены несколько выше всадника, стоящего на лошади с поднятой рукой. Так это летописное сообщение воспринималось всегда и всеми, но вот парадокс, замеченный М.Алешковским: недостроенный храм невозможно освятить, как невозможно положить тело христианского князя в неосвященную землю3. Значит в 1036 (или в 1034) г. собор уже был завершен, что и следует из внимательного прочтения летописного текста: “В год 6544 (1036) Мстислав вышел на охоту, разболелся и умер. И положили его в церкви Святого Спаса, которую сам заложил; были ведь при нем выведены стены ее на высоту, сколько можно, стоя на коне, достать рукою ” [5]. Был ли собор достроен тогда же или после смерти Мстислава в строительстве наступил перерыв, неизвестно.

Спасский собор в Чернигове сохранился до наших дней почти полностью (прил.№6). В плане он представляет собой трехнефное здание, близкое по схеме Десятинной церкви, но обладающее в восточной части, т.е. перед апсидами, дополнительным членением (так называемая вима), что характерно для памятников византийской архитектуры. В нижней части собора на северном и южном фасадах частый ритм наружных членений не совпадает с ритмом членений второго яруса. Удлиненность здания, а также наличие внутренних аркад в северной и южной сторонах подкупольного пространства напоминают купольную базилику, хотя завершающие части здания имеют четкую крестовокупольную схему сводов. Ощущение продольной вытянутости в интерьере еще подкрепляется наличием хор на деревянных балках, идущих вдоль всего здания над его северным и южным нефами. Собор увенчен пятью главами. Раскопки показали, что к восточным его углам примыкали небольшие часовни, а к юго-западному (симметрично сохранившейся круглой лестничной башне у северо-западного угла) была пристроена двухэтажная крещальня. Таким образом, общая композиция Спасского собора имела пирамидальный характер. Обращает на себя внимание чрезвычайно нарядная кирпичная разработка фасадов здания.

Возможно, что архитектура Черниговского собора использует планировку десятинной церкви видимо потому, что строителями собора были византийские мастера.

 

Заключение

В результате изучения научной литературы можно прийти к выводу, что в архитектуре первых каменных соборов Древней Руси отразились следующие византийские традиции:

1. Архитектурный стиль Византии отличался рядом разнообразных, но в то же время, своеобразных особенностей. Этот стиль существенно отличался от других:

a. типом храма – укороченной базиликой, увенчанной куполом или повернутым на Восток алтарем.

b. определенной формой, сильно напоминающей примитивный корабль в форме простого четырехугольника с небольшим выступом у входа и закруглением на противолежащей стороне.

c. простой и незамысловатой планировкой, представляющей из себя квадратное здание, которое делилось рядом столбов на нефы, идущие от входа к алтарю.

d. особым смыслом внешних и внутренних росписей храма

e. значительное внимание во внутреннем убранстве храма уделялось свету и цвету.

f. особенностями крестово-купольной системы

2. В связи с огромным влиянием Византии на Русь, эти архитектурные традиции были воплощены при строительстве храмов на Руси.

a. самым первым известным архитектурным памятником в Древней Руси является Десятинная церковь, вобравшая в себя почти все особенности византийского архитектурного стиля. Этот памятник представляет собой шестистопный вариант крестово-купольного храма. Здание было возведено из кирпичей византийского типа. На стенах присутствуют византийские росписи.

b. еще одним памятником, в котором в значительной степени отразились византийские традиции, является Спасский собор в Чернигове. По планировке он схож с Десятинной церковью, но обладает дополнительным членением, что очень характерно для византийской архитектуры. Подкупольное пространство напоминает купольную базилику. На стенах также присутствуют византийские росписи.

Таким образом, подводя общий итог, можно сказать, что византийское влияние на Древнюю Русь и, в частности, на древнерусскую архитектуру было очень высоко. Во многом это объясняется тем, что Византия в то время была главным союзником и торговым партнером Руси. Русь приняла христианство по византийскому образцу и, в последствии, византийское влияние очень сильно сказывалось на других сферах жизни русского общества.

Из всех архитектурных византийских традиций в архитектуре Древней Руси отразились следующие: тип храма – купольная базилика, форма храма – примитивный корабль, расположение алтаря в восточной части и обращение его на Восток, украшение стен символическими росписями.

 

 

Список источников и литературы.

Источники:

1. Ипатьевский летописный список 1034г. Полное собрание русских летописей (ч. 2, с. 4–148), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц

 

2. Лаврентьевский летописный список 1036г. Полное собрание русских летописей (ч. 2, с. 4–148), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц

 

3. Лаврентьевская летопись 1377 г. Полное собрание русских летописей (ч. 2, с. 4–148), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц

 

Литература:

1. Бусева-Давыдова И.Л. Каменное зодчество Древней Руси./ Вступит. ст. В.Д. Черного.- М.: Дет. лит., 1989.-144с.

2. Белоконь И.А. Память и красота: историко-культурные очерки.-М.: Современник, 1987.-302с. Греков Б.Д. Культура Киевской Руси.- М.-Л.: изд-во АН СССР, 1944.-76с.

3. Голицын С.М. Сказания о белых камнях.- 2 изд. доп. и перераб.- М.: Мол. гвардия, 1980.-254с.

4. Ильин М.А. О русской архитектуре.- М.: изд-во Мол. гвардия, 1987.-351с.

5. Воронин Н.В. Архитектура Киева, Москва, 1998 – 450с.

 

6. Каргер М. Древняя Русь. – Ленинград, «Аврора», 1990 – 560с.

 

7. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X - начала XII в.. — М.: Наука, 1987 - 245с.

8. Любимов Л. П. Искусство Древней Руси - Москва: 'Просвещение', 1974 - с.336.

9. Новосельцев А.П. История России с древнейших времен до конца XVII века-М.: АСТ-ЛТД, 1998.- 576 с.

10. Пилявский В.И. История русской архитектуры Стройиздат, 1984 – 512с.

11. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. - Л., 1986 - 250с.

12. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М.: ВЛАДОС, 1995 – 450с.

13. Рябцев Ю.С. Вопросы формирования русской народности и нации - Изд-во АН СССР, М-Л., 1997 – 235с.

14. Тарасюк Е.Н. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. Л., 1986 - 250с.

 

 

Приложение

Прил. №1 Крестово-купольная композиция византийского храма

 

Прил.№2 Внутренняя планировка византийского храма

 

 

Прил.№3 Росписи византийского храма

Прил.№4 Собор Святой Софии Константинопольской

Прил.№4 Внутреннее убранство собора Софии Константинопольской

Прил.№5 Десятинная церковь в Киеве

 

Прил.№6 Спасский Собор в Чернигове

 

 


[1]По Лаврентьевской летописи 1377 г.: ист.-лит. очерк (ч. 2, с. 125), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц.

[2] Там же.

[3] А.И. Комеч Древнерусское зодчество конца X-начала XII веков, с.45

[4] По Лаврентьевской летописи 1377 г.: ист.-лит. очерк (ч. 2, с. 120), подгот. текста, пер. с древнерус. (совм. с Б. А. Романовым) и коммент. / под ред. В. П. Адриановой-Перетц

[5] Там же, с.95



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: