Роль идеологии в духовном производстве




 

«Идеология – это совокупность правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия, отражающих экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений».[20]

Содержанием идеологии являются острые, актуальные, назревшие и требующие разрешения противоречия общественного развития. Сущность состоит в выражении интересов определенной социальной группы: класса, этнической группы.

«Общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически».[21]

Она сплачивает людей, разделяющих основные положения идеологии, определяет их мотивацию к конкретным делам и поступкам.

Особую роль в обществе играет общенациональная и государственная идеологии (иерархическая структура ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандой, навязывается всем гражданам государства). Государственная идеология может существовать, только если огромные массы людей едины и сознательно или неосознанно доверяют своей государственной власти, руководствуясь идеологическими оценками в своей жизни.

«Идеологизированность» – один из двух главных признаков духовного производства. Вторым является институализация, выступающая организованной формой производства и распределения духовных ценностей. Она не исключает, а органически взаимодействует с такой формой, как духовная самодеятельность людей, составляющая основу творческого потенциала духовного производства».[22]

Иногда в идеологии каких-либо классов скрываются их настоящие интересы, так как они расходятся с интересами прогрессивного развития общества. «Создается идеология, цель которой заключается в том, чтобы нарисовать заведомо ложную картину происходящих в обществе процессов, расстановки социально‑классовых сил, исказить цели их деятельности и т. д. Другими словами, происходит сознательная мистификация действительности, появляются один за другим социальные мифы, а то и множество таковых, чтобы затемнить сознание масс и в этих условиях реализовать интересы тех сил, которым служит данная идеология».[23]

В прошлом Россия пережевала жесткость в привязывании идеологии к духовному производству. В СССР люди могли заниматься только тем, что разрешено. Если кто-либо противостоит порядкам, признанным лидерами государства, его сразу же пресекали.

Как в науке, так и в искусстве главное место занимала идеология, навязанная государством. Стихи, музыка, произведения того времени полностью отражают духовный мир общества, загнанный в угол. Научные открытия производились только по надобности этого государству.

«В течение многих столетий религия стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти. Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию неоднократно приводило к появлению теократического государства».[24]

Сегодняшнее положение общества в духовном производстве стало более свободным, по сравнению с прошлым веком. Стали цениться не стандартные идеи, признаваться новые институты на базе старых общепризнанных ценностей.

Новое поколение развивает новые технологии, разработки, что приводит в ужас старое. Культура народов, конечно же, придерживается своих древних традиций и ценит опыт, полученный от предков, но использует его уже совсем по-другому.

Религия, скорее всего, сохранила свое влияние во многих государствах, но она уже не имеет такого сильного влияния. Люди могут верить в то, во что им хочется.

Огромное количество литературы существует на данный момент, которая повествует о необычайных способностях человека в самообразовании и саморазвитии своего внутреннего мира. Люди, которые хотят духовного развития и стремятся к этому, познавая себя, свои способности, становятся ближе к тому, что авторы называют великой ценностью.

Давно ходят слухи о конце света в 2012 году, что немало волнует каждого человека. Есть такое мнение, что люди, развитые духовно, будут продолжать жить в этом мире после мистической даты. Может быть это и правда. Ведь духовность развивает в человеке только самые лучшие качества, которые человек имеет: терпимость, доброту, понимание, спокойствие, умиротворение, удовлетворение. Духовное производство учит общаться с природой, замечать то, что не замечают ушедшие с головой в бытовые проблемы, серость, злость, беспокойство, нервность, грусть люди.

Но и это не идеология, так как духовно человек может развиваться только по своей воле и своим желанием.

В основном идеология проявляется в семье. Например, если родители православные и ходят в церковь, то и ребенка своего они, наверняка, заставят носить крест, венчаться в церкви при заключении брака и т.д. Также семейные традиции, как правило, необходимо соблюдать. Детям – подчиняться родителям во всем беспрекословно, девочкам серьезно встречаться с мальчиками приветствуется только после официального бракосочетания и т.д. Но это, конечно же, частные случаи.

Таким образом, идеология в духовном производстве сейчас играет далеко не главную роль.

 


Заключение

 

Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека, так как здесь реализуется то, что отличает нас от животных – это дух и духовность. Через духовные потребности человек способен творить уникальные вещи, создавать произведения, рождать на свет новые идеи путем духовного производства.

Также духовная сфера является одной из основных в жизни любого общества. Это «сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества».[25]

Духовное производство включает в себя духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей, а в связи с этим – создание (духовная деятельность) и потребление духовных ценностей, создание своего духовного мира.

Может быть, скоро внутренний духовный мир человека, созданный им самим, превратится в его основную ценность.


Список литературы

1. Барулин В.С. Социальная философия, учебник. М., 2000;

2. Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997;

3. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия, учебное пособие для вузов. М., 2001;

4. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия, учебник. М., 2001;

5. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе. «Социологические исследования», №7, 2004;

6. Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство». Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, №4/21, 2009;

7. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996;

8. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. М., 2004;

9. Лавриненко В.Н. Философия, учебное пособие. М., 2007;

10. Миронов В.В. Философия, учебник для вузов. М., 2005;

11. Фролов И.Т. Введение в философию, учебник. М., 2003.


[1] Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия, учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 291.

[2] Лавриненко В.Н. Философия, учебное пособие. М., 2007. с. 205.

[3] Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия, учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 305.

[4] Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство». Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, №4/21, 2009.

[5] Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997. Пар. 2.5.

[6], 4 Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. С. 62; 189.

[7] Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе. «Социологические исследования», №7, 2004. п. 2 Спеиализированная и неспециализированная духовная деятельность.

[8] Миронов В.В. Философия, учебник для вузов. М., 2005. С. 425.

[9] Барулин В.С. Социальная философия, учебник. М., 2000. пар. 1 «Общественное сознание. Многокачественность».

[10] Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. С. 236.

[11] Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия, учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 265.

[12] Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия, учебник. М., 2001. Часть 4, гл. 2.

[13] Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия, учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 307.

[14] Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. С. 314.

[15] Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. М., 2004. С. 263.

[16] Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия, учебник. М., 2001. Часть 4, гл. 3.

[17] Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997. п. 2.5.

[18] Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997. п. 2.5.

[19] Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе. «Социологические исследования», №7, 2004.

[20] Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997. п. 2.5.

[21] Фролов И.Т. Введение в философию, учебник. М., 2003. гл. 8 пар. 1.

[22] Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство». Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, №4/21, 2009.

[23] Лавриненко В.Н. Философия, учебное пособие. М., 2007. С. 216.

[24] Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство». Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, №4/21, 2009.

[25] Лавриненко В.Н. Философия, учебное пособие. М., 2007. С. 205.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: